В кино и в жизни. что неправильно в фильме «богемская рапсодия»?

Текст песни Bohemian Rhapsody – Queen

Is this the real life?Is this just fantasy?Caught in a landslideNo escape from realityOpen your eyesLook up to the skies and seeI’m just a poor boy, I need no sympathyBecause I’m easy come, easy goLittle high, little lowAnyway the wind blowsDoesn’t really matter to me, to me

Mama, just killed a manPut a gun against his headPulled my trigger, now he’s deadMama, life had just begunBut now I’ve gone and thrown it all awayMama, didn’t mean to make you cryBut if I’m not back again this time tomorrowCarry on, carry on, as if nothing really matters

Too late, my time has comeSends shivers down my spineBody’s aching all the timeGoodbye everybody, I’ve got to goGotta leave you all behind and face the truthMama, I don’t want to dieI sometimes wish I’d never been born at all…

I see a little silhouetto of a manScaramouch, Scaramouch will you do the fandangoThunderbolt and lightningVery very frightening meGalileo, (Galileo),Galileo, (Galileo),Galileo FigaroMagnifico

I’m just a poor boy and nobody loves meHe’s just a poor boy from a poor familySpare him his life from this monstrosityEasy come easy go – will you let me goBismillah! No! We will not let you goLet him goBismillah! We will not let you goLet him goBismillah! We will not let you goLet him goWill not let you goWill not let you goNo, no, no, no, no, no, no no no-noOh mama mia, mama mia,Mama mia, let me goBeelzebub has a devil put asidefor mefor mefor ME!

So you think you can stone me and spit in my eyeSo you think you can love me and leave me to dieOh baby – can’t do this to me babyI just gotta get out – just gotta get right Outta here

Nothing really matters Anyone can see Nothing really matters Nothing really matters… To meeee

Anyway the wind blows

Когда музыка важнее кино

Можно долго рассказывать о кинематографических достоинствах и недостатках картины, но важно понимать главное: задачей её создателей было не придумать что-то сногсшибательное, а просто-напросто не мешать людям слушать музыку и ностальгировать по великой группе. С этой задачей оба режиссёра, Сингер и заменивший его в конце съёмок Декстер Флетчер, справились на отлично

Лучшие моменты фильма связаны с тем, как персонажи придумывают и исполняют свои хиты, и главным в этих моментах является именно звукоряд.

При этом «Рапсодия» содержит и неплохие «немузыкальные» эпизоды: например, психоделическую пресс-конференцию, на которой обдолбанный Фредди пытается удержаться в расплывающейся реальности и острить в ответ на каверзные вопросы журналистов. Драматическая линия картины тоже выстроена вполне стройно, и в перерывах между прослушиванием хитов зрителя развлекают пикантными сценами вроде признания Меркьюри своей невесте в гомосексуализме. В соответствии со всеми канонами искусства, в фильме есть даже «злодей», причём Фредди так его и называет, подчёркивая невозможную самоироничность сценаристов.

Последние годы жизни

В 1986 появились первые слухи о его заболевании вирусом иммунодефицита. Члены группы упорно опровергали их, но за сутки до смерти Меркьюри сделал официальное заявление о том, что болен ВИЧ.

Меркьюри заболел ВИЧ в середине 80-х

Последний концерт Фредди Меркьюри с Queen состоялся 9 августа 1986. Мероприятие, по разным оценкам, посетили от 120 до 220 тысяч человек. Сцена расположилась в центре парка Небуорт-хаус, поклонники раскидывали палатки у входа за несколько дней до начала. «Квинов» доставил вертолёт с эмблемой альбома «Kind Of Magic».

Последний концерт Queen с Фредди

Меркьюри скакал по сцене, заводил толпу, словом, делал все как обычно. Исполнив все свои хиты, Фредди как обычно вышел к публике в мантии, держа в руках корону. Ничего не предвещало, что этот концерт станет последним. Не догадывались об его решении и товарищи группе. Да, в конце выступления он пожаловался, что больше не может терпеть, потому что все его тело пронзает боль, но музыканты не придали этому значения.

После ухода из Queen Фредди Меркьюри начал сольную карьеру. За пять лет, которые отпустила ему болезнь, он успел записать два сольных альбома: «Mr. Bad Guy» в 1985 и «Barcelona» в 1988. Заглавная песня второго альбома была написана в честь Монсеррат Кабалье. Вместе с оперной дивой он выступил в октябре 1988 года, радуясь этой возможности как ребенок.

Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье – Барселона В мае 1989 года Queen выпустили новый альбом «The Miracle»

Фредди формально оставался важной частью группы, но в момент работы над новым материалом ВИЧ уже перешел в СПИД, ему становилось хуже, что было заметно по его истощенной фигуре и бледному цвету лица. Остальные «Квины», хоть и не признавались в этом открыто, не надеялись, что успеют закончить альбом до смерти солиста

Однако Фредди продолжал жить; возможно, из-за этого первоначальное название альбома, «Человек-невидимка», сменили на символичное «Чудо».

В последние годы жизни

Более того, Фредди снялся в пяти клипах, выпущенных на песни из нового альбома. Традиционного тура в поддержку новой пластинки не последовало. Так как Меркьюри не афишировал болезнь, чтобы не причинять боль родным, Queen оправдывались, что просто решились отступить от привычного формата. В феврале 1991 Фредди пришел на запись клипа I’m Going Slightly Mad. Скрыть болезнь певца не смогли даже гримеры. Queen – I’m Going Slightly Mad В том же месяце свет увидел альбом «Innuendo». В трек-лист пластики вошла песня «Show Must Go On» – прощание Фредди с этим миром.

Кадр из клипа на Show Must Go On

О самом животрепещущем

Так что же всё-таки с гейством, спросите вы. Отвечаем: тема сексуальной ориентации Фредди раскрывается в довольно щадящем режиме. Посмотреть на целующихся мужиков вам всё-таки придётся, но акцент создатели фильма делают на дружбе, творчестве и прочих ретроградных ценностях.

Любопытно, что гей-тема в картине коррелирует с отсутствием счастья в личной жизни: Фредди смотрит, как его близкие люди обзаводятся семьями и детьми, и завидует им, безуспешно пытаясь отвлечься на кутежи и беспорядочный секс, который в итоге и награждает его СПИДом. По нынешним временам подобная линия смотрится довольно опасно — гомосексуалисты в фильме, о ужас, выглядят какими-то неполноценными! Возможно, именно этим объясняется довольно холодный приём картины в США.

Главная же ирония заключается в том, что в середине 80-х клип Queen на песню I Want To Break Free, в котором участники группы переодеваются в женщин, вызвал возмущение в Штатах своей фривольностью и был запрещён на местном MTV. Этот эпизод упомянут в фильме, и экранный Мэй говорит об американцах: «Пуритане снаружи, извращенцы внутри». Похоже, сегодня эти две ипостаси поменялись местами, и теперь трейлер «Рапсодии» критикуют за «недостаточное отображение сексуальности Меркьюри».

Болезнь и смерть певца

В 1986 году в прессу просочилась информация о том, что Фредди Меркьюри страдает СПИДом. Исполнитель все отрицал.

Но через несколько лет все стало и так понятно. Музыкант иссох, выглядел бледным и болезненным. Мужчина старался держаться и активно работал до самого последнего дня.

23 ноября 1991 года певец официально заявил о своей болезни. А уже через день, 24-го числа скончался от осложнений в возрасте 45 лет. Причиной смерти Фредди Меркьюри стала легочная инфекция, которая будучи наложенной на ВИЧ была практически неизлечима.

Freddie Mercury’s LAST VIDEO 1991!!!

Есть разные версии, когда и как заболел мужчина. По популярному представлению, причиной стали многочисленные незащищенные  контакты. Однако официального подтверждения этому нет.

По одной из версий мужчина заразился СПИДом в клинике Великобритании, когда проходил лечение. По наиболее правдоподобным данным, причиной была банальная халатность специалистов, которые использовали нестерильные инструменты.

Хотя нашлось место и для конспирологии: якобы певца нарочно заразили, и это было спланированное и отсроченное заказное убийство.

Как бы то ни было, вопрос остается открытым до сих пор.

Freddie Mercury (Фредди Меркури). Нерассказанная история

Где точно похоронен Фредди Меркьюри не известно. В 2013 году поклонники обнаружили мемориальную доску на кладбище Кенсал-Грин в Западном Лондоне.

Среди прочих, на колонне есть табличка с надписью: «In Loving Memory of Farrokh Bulsara. Pour Etre Toujours Pres De Toi Avec Tout Mon Amour» («В память о Фаррух Булсара. Чтобы вечно быть с тобой со всей моей любовью»), внизу стоит подпись «M». Фаррух Булсара — настоящее имя Фредди Меркьюри.

По другой же версии, прах певца развеяли в Кенсингтоне, в саду, у корней большой плакучей вишни.

Версии и догадки о смысле песни

Но дискуссия о корректности интерпретации текста по-прежнему актуальна. Наметим ряд главных подходов, предложенных поклонниками и музыкальными критиками:

  • Это признание автора в гомосексуализме.
  • Меркьюри переживал страдания из-за союза с Мэри Остин.
  • В песне автор транслирует психологические переживания от расставания с родным Занзибаром.
  • Речь о борьбе с ВИЧ.
  • Это вариации по поводу романа «Посторонний» экзистенциалиста А. Камю.
  • Центральный персонаж получил призыв и всячески сопротивляется необходимости участвовать во вьетнамской войне.

Лесли-Энн Джонс, написавшая роман-биографию «Mercury», полагает, что композиция свидетельствует о нетрадиционной ориентации автора. По её признанию, она интересовалась напрямую об этом у Фредди, но он уклончиво заявил, что песня об отношениях. Она говорит, что Джим Хаттон и Тим Райс, друзья Меркьюри, тоже выступают за данную версию.

Есть те, кто считает, что текст не содержит вообще никакого глубинного смысла. К примеру, британский радио-диджей Кенни Эверетт говорил, что как-то в беседе с ним Фредди признался: текст легендарной песни просто «хаотичная зарифмованная абракадабра».

Релиз песни

Обложка альбома «A Night at the Opera» – Queen (1975)

Лейбл EMI отказывался издавать песню в виде сингла: для радиоформата это было чересчур длинно. Меркьюри предложил композицию Кенни Эверетту в радиоэфир Capital. В то время рапсодия несколько раз звучала за одни выходные, но успела вызвать массовый ажиотаж публики. Слушатели буквально за несколько суток обеспечили прибыль музыкальным магазинам запросами на предварительную покупку пластинок. Естественно, руководству EMI ничего не оставалось, как сдаться.

В международном формате композицию издали полностью, однако для некоторых стран не обошлось без сокращений.

Меркьюри впоследствии говорил:

Последние аккорды болезни

Биографы предполагают, что его заражение ВИЧ-инфекцией произошло в США в 1982 году. Когда друзья стали предупреждать его об опасности заболеть СПИДом, который в то время не знали, как и чем лечить, он ответил словами своей знаменитой песни, написанной еще в 1978 году: «Don’t stop me now». В песне были такие слова: «Не останавливайте меня сейчас, я так здорово провожу время, мне ужасно хорошо». Появляющиеся симптомы ВИЧ-инфекции Фредди пытался объяснять чрезмерным употреблением алкоголя и наркотиков, а также усталостью от частых выступлений.

В 1982 году Меркьюри обратился в Нью-Йорке к врачу по поводу белого пятна на языке. Через три года у него появился еще один симптом, связанный с ВИЧ: кандидоз («молочница») во рту. Однако и после этого он отказывался пройти тест на СПИД, но не отказался от секса, чтобы не «перебить» то ощущение счастливой и радостной жизни, которое он испытывал на вершине своей славы.

И только после 1985 года, вернувшись в Лондон в свое убежище – Гарден-Лодж со своим любовником Джимом, Фредди оборвал все связи с друзьями-геями, многие из которых в ближайшие годы погибли от СПИДа. Он отказался от случайных связей, перестал употреблять кокаин и ходить в ночные клубы. А чтобы зарядиться энергией и адреналином, пил водку «Столичную». Теперь он уже чувствовал нарастающую усталость и наконец-то начал опасаться того образа жизни, который вел в течение последних лет.

Но было поздно. Последнее публичное выступление Меркьюри на огромном стадионе состоялось в августе 1988 года. Однако сочинять и записывать свои песни он не переставал еще несколько лет.

В 1986 году начали появляться слухи о том, что Фредди Меркьюри болен СПИДом. С 1989 года все окружающие стали замечать болезненные изменения во внешности Меркьюри – он сильно похудел и ослаб. Однако до последних дней жизни отрицал слухи относительно своего заболевания. О его страшном диагнозе знали только близкие люди.

«Я не знаю, где он черпал энергию, – вспоминает гитарист Брайан Мэй о предпоследнем годе жизни Меркьюри. – Возможно, ему помогала водка». Он делал один-два глотка ледяной «Столичной», настроение у него поднималось, и он говорил: «Начинай запись». У Фредди все еще оставалась удивительная сила в легких, пел он всегда с полной отдачей.

Записями его песен мы, к счастью, можем наслаждаться и по настоящее время.

Как вы считаете? Ждем ваши комментарии.

Предположительный диагноз: истерическое расстройство личности, зависимость от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, никотин) и повышенное половое влечение (сатириазис).

  • Меньшиков В. Г. Энциклопедия рок-музыки. Том 1. Англоязычная рок-музыка. Ташкент : Узбекистон, 1992.
  • Музыка наших дней / Вед. ред. Д. М. Володихин. М. : Аванта+, 2002.
  • Мэтт Р., Лэнгторн М. The Show Must Go On. Жизнь, смерть и наследие Фредди Меркьюри / Пер. с англ. Е. Мысак. М. : Эксмо, 2019.
  • Надеждин Н. Я. Фредди Меркьюри. «Хочу стать легендой». М. : Майор, 2008.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Видеоклип Bohemian Rhapsody – Queen

Музыкальное видео, которое для «Богемной рапсодии» снял Брюс Гоуэрс, считается классикой жанра. По словам Брайана Мэя, группа сделала его лишь для того, чтобы попасть на шоу Top of the Pops:

bbc.co.uk

А теперь посмотрим видеоклип Bohemian Rhapsody.

Интересные факты

  • Во время записи песни Фредди играл на том же пианино, которое использовал Пол Маккартни в Hey Jude.
  • Упоминание Галилея в тексте песни может быть шуткой в адрес Брайана Мэя, который увлекается астрономией.
  • Забавно, что в Великобритании песню Bohemian Rhapsody сместила с первой строчки чартов композиция Mamma Mia группы ABBA. Напомним, что в тексте «Богемской рапсодии» несколько есть строчка “Oh mama mia, mama mia, mama mia let me go”.
  • В 2018 году на экраны вышел биографический фильм Bohemian Rhapsody о Фредди Меркьюри и группе Queen. В российском прокате байопик назвали “Богемская рапсодия”.
  • В том же 2018 году композицию Bohemian Rhapsody признали самой прослушиваемой песней в двадцатом веке. По данным Universal Music Group ее прослушали более полутора миллиардов раз.

Смысл песни «Bohemian Rhapsody»

Название «Bohemian Rhapsody» на русском звучит как «Богемная рапсодия», а вот растиражированный вариант «Богемская рапсодия» искажает смысл. Спорно, что автор имел в виду чешский регион, Богемию. Имелась в виду, вероятнее всего, богема, атмосфера творческих людей, свободных духом.

Меркьюри избегал комментариев по поводу сути своих песен, давая в этом смысле свободу возможных трактовок:

После смерти лидера музыканты Queen решили отказаться от интерпретаций Bohemian Rhapsody.

Брайан Мэй:

И ещё фрагмент из интервью Мэя:

Понять главную идею, возможно, поможет буклет с переводом и интерпретацией сути песен, помещённых в Greatest Hits, иранского издания. Там о композиции говорится, что она о юноше, невольно убившем кого-то и продавшем душу дьяволу. И в последнюю ночь перед казнью он обращается к Всевышнему: «Bismillah», после чего ангелы помогают ему вернуть душу.

Перевод песни Bohemian Rhapsody – Queen

Это настоящая жизнь?Или просто фантазия?Словно попал в лавину,От реальности не сбежатьОткрой глаза,Подними их к небу и посмотриЯ просто бедный парень, но жалости не прошу,Легок нрав – легок путьЧуть выше, чуть ниже – Ветер дует все равно,И мне наплевать

Мама, я убил человека,Приставил пистолет к голове,Спустил курок, и вот он мертвМама, жизнь лишь началасьНо я уже успел ее загубитьМама, я не хотел, чтобы ты плакала,Но если я завтра я не вернусьЖиви, живи дальше, как будто ничего не случилось

Слишком поздно, настал мой час,И по спине озноб,Все время ноет телоПрощайте, все, мне пора идтиЯ должен вас оставить и принять истинуМама, я не хочу умиратьПорой мне жаль, что я вообще родился

Я вижу силуэт невысокого мужчиныСкарамуш1, Скарамуш, станцуй фандангоГром и молнииМеня очень пугаютГалилео2, Галилео,Галилео, Галилео,Галилео Фигаро3,Вельможа

Я просто бедный парень, и никто меня не любитОн просто бедный парень из бедной семьиДавайте спасем его от чудовищной участиЛегок нрав – легок путь, отпустите меняБисмиллях!4 Нет! Мы тебя не отпустим!Отпустите его!Бисмиллях! Нет! Мы тебя не отпустим!Отпустите его!Бисмиллях! Нет! Мы тебя не отпустим!Отпустите его!Мы тебя не отпустим!Мы тебя не отпустим!Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нетО, матерь Божья, матерь Божья,Матерь Божья, отпустите меняВезельвул приставил отдельного демонаКо мне,Ко мне,Ко мне

Вы думаете, что можете побить меня камнями и плюнуть мне в глазаВы думаете, что можете любить меня и оставить умиратьО, крошка, со мной так нельзяЯ должен вырваться отсюда, просто вырваться отсюда,Отсюда

Ни в чем нет смысла,Это всем ясноНи в чем нет смысла,Ни в чем нет смыслаДля меня

Ветер дует все равно

  1. Скарамуш – персонаж итальянской комедии, пародирующий вельмож.
  2. Галилео Галилей – итальянский астроном, математик и физик шестнадцатого-семнадцатого веков.
  3. Фигаро – персонаж оперы «Севильский цирюльник» Россини.
  4. Бисмиллях – фраза, с которой начинаются суры Корана. Означает «во имя Аллаха»

Факты

  • Подготовка к съёмкам началась в июле 2017, а съёмочный период стартовал в Лондоне в сентябре.
  • С производством фильма регулярно возникали проблемы. Продюсеров и исполнителя главной роли Рами Малека категорически не устраивало поведение режиссёра Брайана Сингера, которому ничего не стоило опоздать на съёмки или вообще не появиться на съёмочной площадке. После Дня благодарения в 2017 году Сингер просто исчез на 3 дня, и обязанности режиссёра в его отсутствие пришлось выполнять оператору Ньютону Томасу Сигелу. Через пару дней после объявления, что Сингер отсутствует по семейным причинам компания 20th Century Fox, наконец-то, решила уволить режиссёра за ненадлежащие отношение к служебным обязанностям и нередкие скандалы с другими участниками творческого процесса. Начались поиски нового режиссёра, ведь предстояло ещё две недели съёмок, монтаж и, вполне возможно, пересъёмки некоторых сцен. В начале 2018 года в режиссёрском кресле оказался Декстер Флетчер. Он исполнял обязанности режиссёра последние 16 дней съёмок и занимался монтажом, однако по правилам Гильдии режиссёров Америки режиссёром фильма в титрах указан был Сингер.
  • Когда шёл кастинг на роль Фредди Меркьюри (1946-1991), Рами Малек послал остальным участникам группы Queen собственный демо-ролик. Когда же он приехал, чтобы выступить вживую, выяснилось, что его ролик не загрузился и музыканты его не посмотрели, так что теперь он мог воочию увидеть их первую реакцию на его вокальные данные и сценические навыки.
  • Самой первой отснятой сценой был концерт на «Уэмбли». Поскольку «Уэмбли» образца 1985 года уже не существовало, на лётном поле на севере Лондона была возведена его точная копия. Когда Боб Гелдоф и продюсер Live Aid посетили место съёмок, они были поражены точностью реконструкции.
  • На роль Фредди Меркьюри (1946-1991) был утверждён Саша Барон Коэн, однако ему пришлось покинуть проект из-за разногласий с гитаристом Queen Брайаном Мэйем и ударником Роджером Тейлором. Всю концепцию фильма с Коэном в главной роли пришлось отбросить после того, как Мэй выразил недовольство тем, что это будет байопик только о Меркьюри, а не о всей группе.
  • Фильм обязан своим названием композиции Bohemian Rhapsody из альбома A Night at the Opera (1975), написанной Фредди Меркьюри.
  • Официальный саундтрек к фильму содержит несколько хитов Queen и 11 ранее неизданных записей, в том числе пять треков из их 21-минутного живого выступления в июле 1985 года. Выпущен Hollywood Records на компакт-диске, кассете и в цифровом формате 19 октября 2018 года.

We Will Rock You и We Are the Champions

О создании этих песен стоит рассказать в связке. На мысль об их написании основных сонграйтеров группы Меркьюри и Мэя натолкнуло одно и то же событие. В конце большого концерта в Стаффорде в мае 1977 года, перед выходом на бис, Queen услышали, как толпа распевает You’ll Never Walk Alone — классическую песню из мюзикла «Карусель», которая после записи группой Gerry and the Pacemakers в 1963 году в рок-аранжировке стала использоваться как гимн футбольного клуба Ливерпуля. Мэй и Меркьюри, не сговариваясь, решили написать песню, которая в той же степени помогла бы аудитории проникнуться духом единства.

Брайан Мэй написал We Will Rock You — энергичный гимн, основанный на топоте и хлопках. Песня была написана специально, чтобы заставить аудиторию «помочь» группе и подпеть — ведь, как Мэй, «в 1977 году подпевать считалось не круто, и люди на концертах только кивали головой в такт». За исключением яркого гитарного соло в конце, песня записывалась а капелла — другими словами, в ее студийной версии нет звуков барабанов или других инструментов, во всяком случае, традиционных. «Мы записывались в старой заброшенной церкви в Северном Лондоне, — Мэй подробности записи. — Там под лестницей валялись какие-то старые доски. Я попробовал ударить по ним ногой — и они оказались идеальными по звуку». Выбранная для записи локация приобретает особый смысл, если учитывать, что сама фраза we will rock you — это строчка из рождественской песни 1928 года The Rocking Carol; качают по сюжету песни, разумеется, младенца Христа.

Аскетичное звучание записи, как и всего альбома News of the World (особенно по сравнению с помпезной аранжировкой Bohemian Rhapsody, прославившей Queen двумя годами ранее), — это неосознанный ответ группы на популяризацию панк-движения, протестовавшего в том числе против напыщенного и чересчур сложного прогрессив-рока. Гимноподобная We Are the Champions тоже звучит куда прямолинейнее экспериментов группы с «оперным» звучанием. «Это моя версия My Way», — говорил о ней Фредди.

Впрочем, и здесь не обошлось без довольно сложных элементов — к примеру, в своей игре на фортепиано Меркьюри использует много джазовых аккордов, которые в записи обыгрываются вокальными фразами. Несмотря на такие ухищрения, We Are the Champions — это идеальная композиция для совместного исполнения, и это не оценочное суждение, а научный факт. В 2011 году группа британских (да-да!) ученых назвала ее самой легко запоминающейся песней в истории поп-музыки. В ходе исследования они обнаружили, что идеальная песня для хорового исполнения содержит четыре ключевых элемента: длинные и подробные музыкальные фразы, многократные изменения высоты тона в ключевой части песни, основной голос вокалиста-мужчины и более высокие мужские голоса на подпевках, которые поют с заметным усилием. Опираясь на это знание, полученное опытным путем, ученые вывели We Are the Champions на первое место среди многих композиций, включая Y.M.C.A Village People и The Final Countdown группы Europe.

Кстати, рассматривать We Will Rock You и We Are the Champions вместе стоит не только потому, что они были написаны со схожими целями. На концертах песни всегда игрались одна за другой; на альбоме News of the World они переходят одна в другую практически без паузы. Песни были выпущены не как традиционный сингл со стороной А и стороной Б, а как более редкий формат double A-side — то есть им обеим группа придавала одинаковое значение как потенциальным хитам. В результате многие радиодиджеи крутили обе песни подряд, и они накрепко соединились даже для тех поклонников, кто ни разу не был на концертах Queen.

Мог ли фильм быть лучше?

Возможно, в этом месте следует предупредить, что дальше будут спойлеры, однако создатели фильма сами ничего не скрывают: в официальной аннотации сказано, что перед нами «хроника лет, предшествующих легендарному выступлению Queen на фестивале Live Aid». Таким образом, картина заканчивается в 1985 году, когда группа находилась на самом пике своего могущества.

В этом смысле «Богемская рапсодия» напоминает отечественную «Легенду №17», где тоже рассказывалось про жизнь прославленного кумира стадионов. В обеих лентах кульминация приходится на самые широко известные триумфы главных героев: в случае Харламова это Суперсерия в Канаде, а в случае Меркьюри и Queen — выступление перед переполненным «Уэмбли», когда Фредди творил на сцене нечто невероятное. (Это действительно лучше увидеть в оригинале, так как даже очень хорошая постановка с впечатляющим Малеком не идёт ни в какое сравнение с реальностью):

Сняты два фильма по-разному — «Легенда №17» довольно уныло, а «Богемская рапсодия» очень мощно — но дело в самом подходе: дальнейшая жизнь великих людей и их преждевременная смерть остаются за кадром. Для драмы это в принципе серьёзный промах, а в указанных случаях нам просто не показывают самое интересное.

В случае Фредди это невероятная воля к творчеству, закончившаяся записью грандиозного альбома Innuendo, где, несмотря на позднюю стадию болезни, он поёт с какой-то запредельной, почти потусторонней красотой, параллельно снимаясь в сюрреалистичных клипах и до конца продолжая твердить, что весь трагизм ситуации надо использовать на пользу группе. Из этого славного финала жизни, только и подобающего настоящему артисту, можно было бы сделать шедевральный фильм. Одних только образов из I’m Going Slightly Mad вполне хватило бы на фантазию в духе Тима Бёртона, Терри Гиллиама или Алехандро Ходоровски, и это только один из возможных вариантов.

Однако такой задачи перед создателями не стояло. Они изначально выбрали более простой путь, надёжнее гарантирующий успех.

Получилось всё равно хорошо, и у любого фаната Queen при просмотре на глазах неизбежно появятся слёзы. В конце концов, сам Фредди называл свою музыку «одноразовой попсой» и главной ценностью считал любовь широких народных масс, так что подобным фильмом явно был бы доволен.

«Богемская рапсодия» даёт нам возможность почувствовать себя зрителями грандиозного концерта, сплочёнными в стотысячное единое целое и наблюдающими за бенефисом Артиста от Бога. И кто знает, что важнее: это чувство единения и восторга или какое-то там «высокое искусство».

Under Pressure

Переносимся из заброшенной церкви в заснеженный швейцарский Монтрё. Здесь в 1981 году Queen записывают Hot Space — экспериментальный альбом с большим влиянием диско и клубной музыки. Внезапно студию посещает большая звезда 1970-х Дэвид Боуи, вместе с которым музыканты начинают играть классические рок-н-рольные песни (например, хиты Cream). Столь же внезапно, как появился, Боуи предлагает написать совместную песню, и группа начинает обыгрывать свое старое демо под названием Feel Like.

По Роджера Тейлора, веселье не обошлось без алкоголя и любимого Боуи кокаина — и, видимо, допинга в тот вечер и впрямь было принято немало. К примеру, басист Джон Дикон, придумавший тот самый узнаваемый хук (привет, Ванилла Айс!) и игравший его снова и снова по кругу, после перерыва на пиццу напрочь забыл, что играл. На помощь пришел Боуи — и вместе они вспомнили и доработали самую узнаваемую часть песни, хотя без музыкального снобизма здесь не обошлось. «Дэвид обратился к Джону: «Нет, в этом месте так играть не нужно», — рассказывает Мэй. — На что Джон ответил: «Извини, но это я здесь басист, и я сам решаю, что и как мне играть!»

Работать с таким именитым соавтором, как Боуи, в целом оказалось нелегко. «Мы все были не по годам развитыми мальчиками, а уж Дэвид был более развитым, чем все мы, вместе взятые», — дипломатично процесс Мэй, поясняя, что Боуи написал весь текст и до последнего боролся за свои любимые элементы аранжировки. Также идеей Боуи было записывать вокальные дорожки независимо друг от друга — он и Меркьюри импровизировали, не слыша друг друга, поэтому от Under Pressure возникает довольно причудливое ощущение: песня будто соткана из кусков разной материи. Удивительно, но все нечленораздельные звуки, которые Меркьюри напел, услышав мелодию в первый раз, вошли в итоговую версию песни.

Несмотря на напряженную атмосферу в студии и довольно нетрадиционный подход к сочинительству, Under Pressure стала одной из лучших песен как в карьере Queen, так и у Дэвида Боуи — и уж точно лучшей на довольно слабом и нехитовом альбоме Hot Space.

Факты о Богемной Рапсодии

Джон Дикон, Роджер Тейлор. The Sunbury Pop Festival, 1974.

  • Пока шла запись композиции, её автор исполнял музыку на пианино, которое помнило ещё Маккартни и «Hey Jude». Так сохранилась музыкальная преемственность.
  • Отсылка к Галилею в словах композиции воспринимается иногда как шутка про Брайана Мэя, увлекавшегося астрономией.
  • Интересно, что в Англии «Bohemian Rhapsody» была смещена с лидерской позиции рейтинга знаменитой песней «Mamma Mia» шведского коллектива «ABBA». Это особенно забавно, если вспомнить, что в тексте Меркьюри есть строка: «Oh mama mia, mama mia, mama mia let me go».
  • В 2018-м в прокат вышел биографический фильм с одноимённым названием о группе Queen и её лидере. В прокате РФ он назван «Богемской рапсодией».
  • Тогда же эта песня была признана наиболее востребованной в среде меломанов ХХ века. Согласно данным Universal Music Group, её слушали свыше 1,5 миллиардов раз.

Группа

Всем поклонникам Queen хорошо известно, что при всей гениальности и харизме фронтмена группу делали все четыре её члена. При этом их доли в общем творческом «капитале» были если не равны, то сопоставимы. Например, самый тихий и скромный участник коллектива, басист Джон Дикон (в отличие от остальных, никогда не пытавшийся петь), был едва ли не главным автором хитов — по крайней мере, в пересчёте на общее количество написанных песен.

Мэй и Тейлор хотели, чтобы фильм был о группе в целом, а не об одном Фредди, и это объясняется не только их эгоизмом

Равноправия в итоге не получилось, но некую золотую середину создатели нащупали: нам почти ничего не рассказывают о жизни трёх остальных «королев», но обозначают их важность и креативность. В конце концов, тема «семьи», которой стала группа для всех причастных к ней людей, выходит на первое место

Что до образов гитариста, барабанщика и басиста, то они тоже получились живыми и с характерами: Мэй в самые проникновенные моменты пронзительно смотрит на Фредди умными глазами, Тейлор старательно разыгрывает из себя плохого парня, а тихоня Дикон отпускает ироничные ремарки, напоминая хоббита Бильбо в исполнении Мартина Фримана.

Достижения песни…

В британском рейтинге песня стала лидером на протяжении девятинедельного периода. Такой второй прецедент был в 1991-м после нового релиза сингла, уже в память о его авторе.

По версии Billboard, сингл занял лишь девятую строку. После фильма 1992 года «Мир Уэйна», когда песня звучала за кадром и вновь была издана, она заняла вторую строку. Лидером тогда оказался трек «Jump» Kriss Kross.

«Bohemian Rhapsody» по праву находится в числе 500 величайших песен всей музыкальной истории, согласно Rolling Stone. В 2004-м она заняла своё место в Зале славы «Грэмми». В 2012-м лидировала в списке самых признанных в Британии, по версии ITV.

«Богемская рапсодия»

Какие бы мнения ни возникали о «Богемской рапсодии» (2018), скандальном биографическом фильме с актёром Рами Малеком в роли Фредди Меркьюри, это кино, несомненно, откликнулось в сердцах широкой аудитории.

Экранизация истории жизни солиста группы Queen следует обычным биографическим сюжетам. Но нужно было кое-что выдумать, сжать временные рамки и создать конфликты, которых просто не было:

  • Майк Майерс играет руководителя звукозаписывающего лейбла EMI. На самом деле Рэй Фостер — персонаж вымышленный.
  • Группа Queen никогда не расставалась. Именно здесь в фильме сделано самое большое отступление от правды, которая менее драматична. В 1983 году участники группы решили сделать перерыв, чтобы сосредоточиться на своей сольной карьере, но они оставались на связи, начав работу над The Works позже в том же году.
  • Партнёр Фредди Джим Хаттон не был официантом на вечеринке. На самом деле он тогда работал парикмахером в лондонском отеле Savoy.
  • Live Aid не был воссоединением для группы. В действительности они выпустили свой альбом The Works в начале 1984 года и гастролировали по всему миру. Группа была хорошо подготовлена к тому времени, когда они собирались выступить в Live Aid.

Нужно задаться вопросом, как могла бы выглядеть более правдоподобная версия истории. Возможно, она была бы не такой увлекательной, чтобы просто наслаждаться просмотром и петь любимые многими песни группы Queen .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector