7 крутых фильмов джима джармуша

Не стесняться своего дилетантства

Еще один навык, который Джим Джармуш приобрел благодаря панк-року. В молодости, в НЬю-Йорке (в которых приехал на учебу из Огайо) он варился в очень творческой, но панковской тусовке. Все были одержимы творчеством — организовывали группы, снимали самопальные фильмы на 8-мм пленку, да даже просто рисовали на стенах. Вот, например, какую музыку он делал в 80-е:

Каждый раз, когда провинциал Джармуш спрашивал друзей: «Эй, да ты же даже не умеешь петь и играть на инструментах, как ты будешь выступать?», ему отвечали: «Да и хер с ним, научимся по ходу дела». Идея о том, что изначальная идея важнее мастерства, запала в душу Джима на всю жизнь. «Сначала сделать — потом посмотреть, лежит ли к этому душа или нет» — крайне недооцененный принцип в творчестве.

В итоге Джармуш попробовал себя в поэзии, музыке и, только потом, в режиссуре. Изначально он вообще мечтал стать писателем, но выяснилось, что лучше всего у него получается делать кино. Сам Джим честно признается, что поэт из него второсортный, да и музыка немного вторична.

Впрочем, осознание того, что в этих сферах он просто середнячок, не мешает ему играть музыку до сих пор. В молодости Джармуш играл в No Wave группе The Del-Byzanteens. А для фильма «Выживут только любовники» использовал музыку собственного проекта Sqürl. Так что в этой картине вы не только смотрите, но и слушаете Джармуша.

О чём Джим Джармуш говорит в своих фильмах

Его, как большого автора, интересует множество тем. Одним из любопытных направлений в его режиссуре является своеобразный культурный обмен. Джармуша одинаково привлекают жители Азии и коренные американцы, не забывает он и о европейцах и афроамериканцах. Порой он перемешивает национальности и расы, делая из этого удивительный коктейль, подобно тому, что вышел у режиссёра в фильме «Пёс-призрак: Путь самурай», где главным действующим лицом был чернокожий самурай.

В ленте «Ночь на Земле» Джим Джармуш и вовсе окунул зрителей в приключение по нескольким городам от Лос-Анжелеса до Хельсинки, соответственно и герои его опять же были разными не только по характеру, но и по национальной принадлежности.

Другой краеугольной темой работ режиссёра является одиночество и меланхолия, связанная с ним

Его герои часто прячутся от собственных мыслей, то отправляясь в путешествие через океан, то утопая в музыке, как единственном средстве от душевных ран, или же коротая время в компании с близкими по духу людьми, любимыми или же просто друзьями, тут не столь важно. Инструментарием для воплощения подобной меланхолии у Джармуша могут выступать бесцельно болтающие о высоком, водитель автобуса или даже вампиры

Рассуждает Джармуш и о том, что есть жизнь и смерть, какое место отведено человеку на этом пути. В этом отношении особенно ярким высказыванием получился фильм «Мертвец» с Джонни Деппом. Ленту можно охарактеризовать как увлекательный метапсихический трип, полный философских намёков, каждый из которых зрители могут трактовать по-своему.

Несмотря на довольно серьёзные затрагиваемые темы, которые отдают пессимизмом, на самом деле фильмы Джармуша изобилуют иронией от простых забавных ситуаций до откровенных насмешек над разными элементами нашего общества (особенно в этом отношении удались ленты «Выживут только любовники» и «Мёртвые не умирают»).

Джармуша не зря называют художником, потому как красоту его картин тяжело описать словами. Ему удаётся найти изюминку в трущобах Мемфиса или воссоздать такие сцены, от которых просто невозможно оторвать глаз. Его чёрно-белые фильмы пестрят красками почище многих цветных лент, а уж в цвете он вовсю даёт волю своему воображению и безупречному вкусу.

Творчество Джима Джармуша далеко не каждому придётся по вкусу. Его отрывочные истории зачастую не имеют начала и конца. Порой сюжет в его лентах и вовсе задвинут на второй план, тогда как солируют «картинка» и музыка. В то же время, если вы цените атмосферу, нестандартное видение кинематографа и любите высокую культуру, то фильмы этого замечательного режиссёра могут стать для вас аналогом настольных книг для читателей. Тем, чем вы сможете наслаждаться не единожды, каждый раз находя для себя нечто новое, ранее невиданное.

Количество просмотров:
1 669

Джим Джармуш сейчас

Режиссер выбирает актеров с нетипичной внешностью, долго присматриваясь к ним на фото и на экране во время кастинга. Так были выбраны Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани, исполнители главных ролей для последнего проекта Джима Джармуша — драмы «Патерсон» о жизни поэта, который в обычной жизни вынужден работать водителем автобуса. Премьера кинокартины состоялась на Каннском кинофестивале 2016 года, где была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь».

Сейчас Джим Джармуш планирует создание продолжения фильма «Пес-призрак: путь самурая», принесшего в конце 90-х режиссеру мировую популярность.

Кофе, сигареты, музыка

Джармуш начал карьеру в 80-х, снимая исключительно в чёрно-белом цвете и уже тогда создавая странных, даже чудаковатых персонажей. Тогда же он затеял короткометражку «Кофе и сигареты», которая со временем превратилась в целый альманах с признанием в любви к крепкому напитку и вредной привычке, знакомой миллионам людей по всему миру. Уже в малой форме режиссёр продемонстрировал визуальный вкус, изящно работая с симметрией и даря зрителям запоминающиеся кадры, за счёт которых Джармуш добивается атмосферы и по сей день.

Тогда же наметилась и другая тенденция в фильмах кинематографиста из Огайо – музыка как основная движущая сила в повествовании. Несмотря на то, что в диалогах Джармуш всегда был хорош (помимо прочего он ещё и сценарист), часто его идеи, мысли его персонажей выражаются через музыку Тома Уэйтса, Нила Янга, RZA или Джона Лури, а порой он и сам помогает в создании музыкального обрамления своих работ.

Семь классических кадров из фильмов Джармуша

1 / 7

Кадр из фильма «Более странно, чем в раю». 1984 год

Три силуэта разобщенных людей, ищущих путь в пустом холодном пространстве.

The Samuel Goldwyn Company

2 / 7

Кадр из фильма «Вне закона». 1986 год

Один из самых поэтичных кадров, снятых Робби Мюллером для фильма Джармуша. Несмотря на общий план, мы отчетливо видим каждую деталь, включая небритость героев.

Island Pictures

3 / 7

Кадр из фильма «Таинственный поезд». 1989 год

На американском Юге иностранцы-японцы одновременно видят буйство природы, подчеркнутое цветом, и упадок провинции.

Orion Classics

4 / 7

Кадр из фильма «Мертвец». 1995 год

Зритель не понимает, наблюдает ли он за реальными приключениями Блейка на Диком Западе или это видения счетовода во время агонии?

Miramax Films

5 / 7

Кадр из фильма «Сломанные цветы». 2005 год

Одиночество и ощущение потерянности у Джармуша испытывают не только люмпены-изгои, но и успешные, состоявшиеся люди.

Focus Features

6 / 7

Кадр из фильма «Патерсон». 2016 год

Иранская актриса Голшифте Фарахани в роли Лоры, жены Патерсона. В этом кадре она косплеит картину кубиста Хуана Гриса, любимого художника Уильяма Карлоса Уильямса, «». 

Amazon Studios

7 / 7

Кадр из фильма «Выживут только любовники». 2013 год

В кабинете Адама мы видим портреты тех, чье творчество создало Джима Джармуша как автора — от Иоганна Себастьяна Баха и Франца Шуберта до Тома Уэйтса и Игги Попа, от Эдгара Аллана По и Франца Кафки до Шарля Бодлера и Уильяма Бэрроуза; от Бастера Китона и Луиса Бунюэля до Николаса Роуга, Аки Каурисмяки и многих-многих других.

Pandora Film

Джармуш — пижон.

Никакой неряшливой помятости — ни в личном имидже, ни в фильмах. Его работы всегда невозмутимы, остроумны, ироничны, каждый кадр — «с иголочки». Это видно даже по ранним, снятым за три копейки «Вечным каникулам» и черно-белому «Страннее рая». (Кстати, для «Рая» пленку подкинул Вим Вендерс — это были остатки, не использованные на съемках «Положения вещей». Джармуш всегда умел заводить полезные знакомства с великими — от Николаса Рея, у которого работал ассистентом, до легенд вроде Игги Попа).

Конечно, можно сказать, что это постарался начинающий оператор Том ДиЧилло, но Джармуш его слил уже на своем третьем фильме «Вне закона» (Down by Law) и стал работать с великим немцем Робби Мюллером. ДиЧилло не обиделся и в своей первой режиссерской работе «Джонни Замша» даже придал легкое внешнее сходство с Джармушем Брэду Питту, который сыграл главную роль. И это тоже может раздражать: других режиссеров красавчик Питт не имитировал, только Джиму повезло.

Биография

Джим Джармуш – яркая звезда, представляющая независимый кинематограф Америки. Фильмы «Отпуск без конца», «Более странно, чем в раю», «Мертвец» стали классикой андеграундного кино.

Джармуш родился в январе 1953 года в штате Огайо, в городке Акрон. Отец работал в автомобильной сфере, в компании B.F. Goodrich Company по изготовлению шин. Мать мальчика получила диплом журналистки, освещала новости шоу-бизнеса и кино.

Актер Джим Джармуш

Еще в школьные годы наметилась склонность юноши к гуманитарным наукам. Поэтому в 1971 году Джим поступил в Чикагский Северо-Западный университет, где выбрал журналистику. Но уже через год понял, что литература влечет его больше всего. Поэтому молодой человек меняет специализацию на углубленное изучение английской литературы и уезжает в Париж.

В Париже Джима Джармуша настигло новое увлечение: кинематограф. Отправной точкой стало посещение Французской синематики. Просмотр десятков французских фильмов оказывает сильнейшее впечатление на молодого литератора. После возвращения на родину Джим получает степень бакалавра по литературе, но кинематограф становится приоритетом.

Джим Джармуш

Любовь к кино привела Джима Джармуша в Нью-Йоркский университет, где находится знаменитая киношкола.

У-вэй Джармуша

Не особо известный факт: Джармуш угорает по древнему даосскому принципу «У-вэй», то есть «недеяние». Он считает, что важнее всего — принять вещи та­ки­ми, какие они есть, а не бороться с ними. Кроме того, нужно делать все так, чтобы не рвать ткань вселенной, принося хаос и сумятицу, а мягко и аккуратно двигаться вдоль нее. В этом ему как раз помогает уже упомянутое умение отстраненности. Он смотрит на мир как на большую картину и не делает ненужных движений.

Кроме того, Джармуш уже давно занимается тай-чи и цигуном, причем он не один из этих поехавших любителей осознанности и эзотерики, которые треплются о них направо и налево. Информацию об этом увлечении журналистам пришлось вытягивать из Джима клещами.

Говоря проще, Джармуш научился напрягаться там, где надо и никогда не напрягаться там, где не надо. Опять же, это навык, который дался ему тяжело, потому что изначально он был очень тревожным молодым человеком.

Любите города как любимых женщин, а женщин — как любимые города

Очень странное и во многом непонятное правило. Но, раз уж это Джармуш, к нему стоит прислушаться. Очевидно, он имеет в виду, что город, в котором ты живешь, во-первых, нужно выбрать самому, а, во-вторых, любить его страстно и всей душой.

С женщинами же, судя по всему, начинает работать все тот же принцип отстраненности. Восхищаться ими со страстью картографа и жить с полным пониманием того, что пытаться изменить их — бесполезно. «Я люблю потеряться в городе и пытаться найти дорогу обратно. Я видел так много удивительных вещей просто поступя так. Крохотные детали жизни», — говорит Джармуш.

Сломанные цветы

Вошедший после сотрудничества с Уэсом Андерсоном и Софией Копполой во вторую фазу своей карьеры Билл Мюррей отлично вписался в типичную для Джармуша интонацию сдержанной меланхолии с юмористическим подтекстом в этой истории про стареющего донжуана, отправляющегося на поиски своего взрослого сына. Результат — Гран-при в Каннах.

Бонус-трек: ещё пять фильмов Джармуша

Бессрочный отпуск

Хотя дебютом Джармуша считается «Более странно, чем в раю», до этого он снял ещё один полнометражный фильм, эту историю про юного фаната Чарли Паркера, который пытается постичь смысл жизни посредством бесконечного шатания по Манхэттену.

Таинственный поезд

Третья (вернее, четвёртая, считая «Отпуск») картина Джармуша, в которой его немножко понесло в более откровенно комическую сторону — здесь три истории совершенно разных персонажей пересекались в одной и той же гостинице в Мемфисе. Деталь, указывающая на то, что во вселенной Джармуша не бывает случайностей — если героиня «Более странно, чем в раю» постоянно слушала на магнитофоне «I Put a Spell On You», то в «Таинственном поезде» в эпизодической роли появлялся исполнитель этой песни, Скримин Джей Хокинс.

Ночь на Земле

Ещё один фильм из множества маленьких новелл — пять разных людей садятся в такси в пяти разных городах мира. Новеллы заметно отличались по интонации — от безумной комедии без тормозов в римской новелле (в которой блистает старый приятель Джармуша Роберто Беньини) до тихой трагичности парижской истории и пронзительной меланхолии финской. И всё это — под музыку Тома Уэйтса.

Кофе и сигареты

Долгоиграющий проект, запущенный ещё в 1986 году, завершился в 2003-м — серия чёрно-белых короткометражек, в которых разные люди сходились вдруг за кофе и сигаретами. Игги Поп встречается с Томом Уэйтсом, Билл Мюррей приносит кофе музыкантам группы Wu-Tang Clan, Джек и Мег Уайт из The White Stripes обсуждают работу Николя Тесла, всем весело. Довольно легкомысленные короткометражки держались в основном на харизме попадавших в кадр исполнителей, но, кажется, именно эту спонтанную динамику Джармушу и было интересней всего исследовать.

Пределы контроля

Джармуш — сноб.

Никто не позволял себе такого высокомерия по отношению к обывателям, как он в вампирской сказке «Выживут только любовники». Это надо же — сделать романтическими героями вечно живых эстетов-кровососов и противопоставить их простым смертным, которых в фильме называют «зомби» (и это сравнение не в пользу людей). Нет, Джармуш может иногда польстить рабочему классу, но с такими оговорками, что лучше бы и не пытался. Как в интервью критику Джонатану Розенбауму: «Однажды в Риме мы с Роберто Бениньи зашли пообедать в дешевую столовую. Сели за длинный стол, рядом — дорожные рабочие в синих комбинезонах, и Роберто завел с ними разговор — о Данте, Ариосто и итальянских поэтах ХХ века. Знаете, если вы приедете в какой-нибудь сраный Вайоминг, зайдете в бар и у вас случайно вырвется слово «поэзия» — сразу получите пулю в задницу. Такова Америка. Даже не знаю, стоит ли мне сейчас лицемерно заявлять: «но встречаются редкие исключения, на которые мы и должны равняться».

С каких фильмов не стоит начинать

1 / 2

Кадр из фильма «Кофе и сигареты». 2003 год United Artists

2 / 2

Кадр из фильма «Предел контроля». 2008 год Focus Features

Знакомство с творчеством Джармуша не стоит начинать с альманаха «Кофе и сигареты» (2003), составленного из одиннадцати новелл. За столиками в разных кафе он собирает своих любимых актеров, которые за чашкой кофе и сигаретой ведут, как правило, ничем не заканчивающиеся разговоры.Просмотр этой ленты лучше отложить, чтобы насладиться встречей со знако­мыми по другим фильмам Джармуша актерами в новом и зачастую необычном амплуа.

Пожалуй, то же самое можно сказать о картине «Предел контроля» (2008). В этом снятом в Испании шпионском детективе с философским подтекстом (и самом красивом фильме Джармуша благодаря работе оператора Кристофера Дойла) множество автоцитат, так что лучше всего смотреть его, уже зная источники. 

Выживут только любовники

Only Lovers Left Alive | 2013 год

Фильм с невероятной, неповторимой атмосферой, который рекомендуется к просмотру темным осенним вечером под бокал красного вина. Немного мрачноватый, тянучий и обволакивающий, он заставит с головой погрузиться в размеренную жизнь Адама и Евы – двух вампиров, живущих на Земле уже не одну сотню лет.

Адам живет в Детройте, занимается музыкой и мечтает о смерти. Ева живет в другом городе и отправляется к любимому, чтобы вытянуть его из депрессии. Встретившись, они наслаждаются друг другом, но идиллию нарушает внезапное появление младшей сестры Евы, которое станет поводом для новых проблем.

Ночь на Земле

Night on Earth | 1991 год

Одна из лучших картин Джима Джармуша и самый приближенный к вкусам массового зрителя и понятный ему фильм. Он тоже представлен в излюбленной режиссером форме – пять историй, связанных между собой лишь одной идеей.

Место действия – пять разных городов-мегаполисов в разных точках земного шара. Время действия – одна ночь. Каждая из историй происходит в такси: в Лос-Анджелесе молодая пацанка подвозит солидную бизнес-леди – полную её противоположность. В Нью-Йорке мужчина оказывается в машине человека, который только вчера приехал в город, а уже сегодня водит такси. У таксиста в Париже выдается очень нелегкая рабочая ночка. В Риме таксист подвозит в нужное место священнослужителя. В Хельсинки кругом снег и холод. Каждая из историй по-своему интересна и оригинальна, что не позволяет оторваться от экрана.

Здоровая отстраненность

По словам самого Джармуша, почти все его герои, так или иначе, — иностранцы. Они не особо понимают, что происходит вокруг них, и каковы обычаи и проблемы этой местности. И в этом значительная часть очарования его фильмов — его герои смотрят на Америку со стороны, как на картину.

Это умение — смотреть на все отстраненно — невероятно важное. Может быть, самое важное в жизни

Сам Джармуш тщательно и намеренно развивал в себе этот навык — это не какая-то там врожденная экзальтированность.

Все его герои получают просветление, когда овладевают этим умением. И Пес-призрак, и Мертвец, и Наемный Убийца, и даже герой Мюррея в «Сломанных Цветах» как бы сделали шаг назад в картинной галерее и благодаря этому смогли рассмотреть полотно жизни таким, каким оно задумано, а не пялясь в упор на отдельные детали, как это делают обыватели.

Предел контроля

The Limits of Control | 2008 год

Флегматичный, размеренный и безумно интригующий триллер, основной посыл которого становится понятным только в самом конце. Всё вполне в духе Джима Джармуша, не желающего снимать «традиционное» и удобоваримое кино и всё время ищущего новые формы.

В центре сюжета чернокожий профессионал с непроницаемым лицом и без имени. Он оказался на незнакомой ему земле – в Испании, и методично движется к своей цели, смысл которой зрителю не раскрывается. На протяжении всего пути ему встречаются разные эксцентричные персонажи, с которыми он обменивается несколькими туманными репликами и спичечными коробками.

Личная жизнь

Эта сфера жизни режиссера так же необычна, как и его работы. Мэтр «неформатного кино» и во всем остальном демонстрировал непохожесть и нетипичность. Личная жизнь Джима Джармуша – это большое количество красивых женщин, которые всегда проявляли интерес к талантливому и модному режиссеру.

Джим Джармуш и Сара Драйвер

Но из всех романтических связей, пожалуй, можно выделить главную – это актриса Сара Драйвер. С ней Джармуш пребывает в гражданском браке, который можно назвать «нелинейным». Пара то жила вместе, то снова расставалась на время. Детей у мэтра нет, но, похоже, о них мастер никогда и не мечтал.

Более странно, чем в раю

Вот он, тот самый дебютный фильм, получивший тридцать лет в Каннах «Золотую камеру» за лучший дебют. Медитативная чёрно-белая история про раздолбая, к которому приезжает двоюродная сестра — герои в основном бездельничают, потом немножко едут в другой город, где даже попадают в некоторые околокриминальные неприятности, но неспешного течения фильма это никак не меняет. Уже здесь фирменный стиль Джармуша был как на ладони — завораживающая неспешность повествования, точечно подобранная музыка, абсурдистский юмор с каменным лицом и чутьё на не самых очевидных актёров: главную роль здесь сыграл джазовый музыкант Джон Лури.

https://youtube.com/watch?v=ToCSOp7FGT0

С чего начать

Кадр из фильма «Сломанные цветы». 2005 год

С комедийной мелодрамы «Сломанные цветы», получившей в 2005 году Гран-при Каннского кинофестиваля. Картина посвящена французскому режиссеру Жану Эсташу, причисляемому к «новой волне». Его фильм «Мамочка и шлюха» (1973) назвали во Франции главным фильмом о событиях 1968 года, хотя никаких отголосков того бунтарского времени там не было — разве что ощущение потерянности, которое Джармуш вложил в своего героя. Главный герой картины — стареющий донжуан и преуспеваю­щий американский компьютерщик Дон Джонстон. Роль специально писалась для любимого джармушевского актера Билла Мюррея. Его внешняя невозмути­мость отвечает идеалу режиссера предельно лаконичной актерской игры, а умение сплавлять драматическое и комическое соответствует ироничному обыгрыванию жанро­вых стереотипов, которое так любит Джармуш и которое особенно заметно в этом фильме. 

Композиция фильма типична для Джармуша: он строится отдельными глав­ками-миниатюрами как путешествие героя в собственное прошлое, и главной интригой сюжета становится именно его внутреннее состояние, путь преодоле­ния отшельнического, замороженного существования, экзистенциального тупика. Четыре встречи с бывшими возлюбленными (в этих эпизодических ролях заняты Шэрон Стоун, Джессика Лэнг, Тильда Суинтон, Фрэнсис Конрой) не дают ответа на вопрос, который заставил Дона предпринять свою одиссею: кто из них мать его неожиданно объявившегося сына. Частные истории оста­ются недосказанными, как и фильм в целом, а герой, как это обычно бывает у Джармуша, остается на перепутье.

Цитаты о Джармуше

Джим Джармуш. 2003 год

«Ключ к пониманию Джима, как я думаю, в том, что в 15 лет он начал седеть. В результате в кругу тинэйджеров он чувствовал себя кем-то вроде имми­гранта. И с тех пор всегда был иммигрантом — романтичным очарован­ным чужестранцем. И все его фильмы об этом»  A. Clark.Jim Jarmush: Five Essential Films. 2 Ferbruary 2015. .

«Поскольку Джим музыкант, он и кино делает как музыкант. Прекрасно владея собственным инструментом, то есть режиссурой, он глубоко предан своей команде, и отлично знает, как заставить каждого участника группы извлекать правильный звук»  M. Savlov. Tilda Swinton and Jim Jarmush Go Together Like Cream. Daily Screens. 24 April 2014.

«Я люблю Джима. Мы с ним не знакомы, но я люблю его работу. У него уникальный голос»  Пост в фейсбуке группы David Lynch Archivist — Lynchland от 4 августа 2019 года..

«У меня сложилось такое впечатление о Джиме: он в точности знает, чего хочет; внешне невозмутимый, сосредоточен на своей цели. Кроме всего прочего, Джим обладает одним из важнейших качеств, которое требуется хорошему режиссеру: любит и отлично знает рок-музыку»  J. Kürten. Art House Director Jim Jarmusch at 65. DW. 22 January 2018.. 

«Джим Джармуш, может быть, последний мастер ручного производства в кино. Он не уступает продюсерам негативы своих фильмов, сам ищет финансиро­вание и держит контроль над своей работой от начала и до конца. …Джармуш доказал, что зрителя может захватить фильм без напряженного сюжета, с предсказуемой структурой и развитием действия: аудиторию загипноти­зируют кажущиеся банальными, проходными моменты, которые другие режиссеры не колеблясь выкинули бы. Но Джармуш не из тех, кого можно причислить к какой-либо узаконенной категории»  C. Traynor. Jim Jarmusch & Jozef van Wissem..

как начать смотреть фильмы:

Вуди Аллена

Микеланджело Антониони

Милоша Формана

Андрея Тарковского

Дзиги Вертова

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Маргиналия дня

Рожающие мужчиныСтихотворение дня

Григорий ДашевскийХайку дня

Рансэцу о смерти

Архив

Джармушу плевать на социальные проблемы.

Его последний на сегодняшний день фильм «Патерсон» — пик возмутительной асоциальности. Главный герой Патерсон — водитель автобуса. Так ведь нет, чтобы про профсоюзы и борьбу за достойную жизнь! Напротив, Джармуш гнет свою линию, делает водилу поэтом-любителем и блещет эрудицией, выбирая местом действия родину поэта-классика Уильяма Карлоса Уильямса и проводя высоколобые параллели с художником Жаном Дюбюффе, работавшим метеорологом на Эйфелевой башне. Где настоящая, с грязью и кровавым потом, жизнь? Что за травоядные персонажи? И ведь таких Джармуш отстаивает с самого начала карьеры.

По поводу не менее пассивного героя «Вечных каникул» журналисты интересовались, мол, где конфликт с враждебной средой — как принято у других. А Джармуш в ответ: «В фильмах, о которых вы говорите, всегда присутствуют насилие и жестокость, и герои, выброшенные в этот опасный мир, сами становятся безжалостными. У меня ничего этого нет. Не потому, что я против насилия в кино. Просто я хочу, чтобы зрителю ничто не мешало наблюдать за внутренней жизнью героя, жизнью в духовной сфере». Прелестно.

Решай проблемы сообразно времени и местным обычаям

А вот это — навык скорее практический, чем мировоззренческий. Однажды, во время съемок «Пса-призрака», к съемочной площадке подошли местные черные гангстеры. Они не пытались наехать или ограбить — просто это был их район, а Джармуш, который по их представлениям «мутил тут свои дела и не договорился», поступил нехорошо.

Джим не испугался, отошел перетереть с главным на равных и договорился. Причем договорился вежливо, но не теряя достоинства — сказал, что в фильме будет Форест Уитакер и музыка RZA, так что их район прославится. С этого момента гангстеры сами взялись охранять съемочную площадку — увидели в Джармуше простого парня, который умеет разговаривать с простыми парнями, а не напыщенного голливудского сноба.

Другой похожий случай едва не закончился для Джармуша и его друга, не менее великого Тома Уэйтса, тяжкими телесными. Уэйтс заехал за Джармушем в Маленькую Италию, где тот жил. На выходе из квартала он начал сигналить автомобилям, которые загородили проезд и поливать водителей самыми грязными словами. Чего Уэйтс не знал, так это того, что перед ним верхушка известной мафиозной семьи Гамбино. Джим обитал прямо у их базы, постоянно видел их и прекрасно знал, чем это может закончиться.

Конфликт разрешился бескровно — бандиты были чем-то заняты и не стали нападать на Уэйтса. Но после Джармуш объяснил Тому, что он, конечно, звезда, но у них на районе так не делается. Здесь, как и везде, есть некоторые негласные правила, которые очень полезно знать.

Мертвец

Dead Man | 1995 год

Очень интересный и немного странный фильм в жанре вестерн с Джонни Деппом в главной роли и мощным философским посылом.

Потеряв родителей, молодой и неудачливый бухгалтер Уильям Блейк приезжает на Дикий Запад в надежде найти здесь работу. Не успел он освоиться, как вдруг оказался в трудном и опасном положении – на героя объявили охоту, обещая 500 долларов за его голову.

Столкнувшись со смертью лицом к лицу, Блейк перерождается и сам превращается в жестокого и хладнокровного убийцу. Теперь его голова стоит еще дороже, а поймать его еще сложнее, ведь за собой он оставляет горы трупов всех, кто попытался к нему приблизиться.

Джармуш — медленный.

Его фильмы лишены намека на суету; разве что в двух неортодоксальных роуд-муви — «Сломанных цветах» и «Пределе контроля» — Джармуш позволяет намек на какую-то динамику, в остальных же работах ну никуда не торопится. Это, понятное дело, тоже часть фирменной крутости, но неподготовленный народ зевает (а сам-то, а сам-то никогда свое кино не пересматривает!). Бескомпромиссным образом неприязнь к Джармушу сформулировала драматург Нина Беленицкая в пьесе «Я умер в прошлом году»:

«Коля выходит. В комнате несколько парочек танцуют медленный танец. Он садится на диван. Там уже сидит девушка — Таня. Коля на нее не смотрит. В комнате темно.

Таня. Похоже на сцену из этого, Джармуша.

Коля. «Более странно, чем в раю».

Таня. Точно, блин. Ненавижу Джармуша.

Коля. Правда? Я тоже.

Таня. Он вы********* (выпендривается), а я должна типа вставать на цыпочки, чтоб понять. А я и так умная.

Коля. Вот, кстати, совершенно согласен. Просто в яблочко.

Таня. Ну, круто, чувак! А давай назовем по пять фильмов, ну, самых-пресамых вообще, которые типа, ну, вскрыли мозг и все такое, и это будет как бы шкалой совпадений. В случае трех из пяти я тебя засосу».

Лучшие фильмы Джима Джармуша

Первый фильм, в котором Джим Джармуш стал режиссером — Отпуск без конца 1980 года. Всего он снял более 17 фильмов.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 7.2/10. Его лучшие работы:

Мертвец (1995)

 7.6

Dead Man
Вестерн, Фэнтези, Драма, Приключение
США, Германия, Япония

121 мин.

Уильям Блэйк – скромный бухгалтер из Кливленда. За короткий срок он потерял все самое дорогое – родителей, друзей, и любимую девушку. Поняв, что больше терять ему нечего, Уильям решает изменить свою жизнь. Он продает все, что у него было, и отправляется на Дикий запад, в маленький городок, чтобы спокойно доживать свой век на должности бухгалтера.
Но, прибыв на место, выясняется, что место, на которое он рассчитывал, уже занято. Главный герой в растерянности: он один в чужом городе, без денег, …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Фильм был скверно принят как публикой, так и профессиональными критиками. Несмотря на звёздный актёрский состав, фильм с треском провалился в прокате. Более того, на премьере, состоявшейся в Каннах, «Мертвец» был освистан всеми без исключения. Критики писали, что этот фильм нельзя относить к искусству и что он не несет в себе ничего, кроме бездарности. Сейчас же данное кино считается безоговорочной классикой.

режиссер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 1, номинаций 3

Пес-призрак: Путь самурая (1999)

 7.5

Ghost Dog: The Way of the Samurai
Триллер, Драма, Криминал, Боевик
Франция, Германия, США, Япония

116 мин.

Когда-то давно Луи спас жизнь темнокожему юноше. Теперь юноша вырос и превратился в сильного и смелого мужчину с именем «Пес-призрак». Он не забыл своего спасителя, теперь как истинный воин, чтущий древний кодекс самурая, он вечно обязан служить Луи. Чем гангстер Луи и пользуется постоянно. Обязанности Пса-призрака входит убийство неугодных мафии людей.
Но однажды Пес-призрак неудачно справился с заданием и Луи решает избавиться от него. Теперь воин вынужден в одиночку сражаться за свою жизнь …

 Трейлер

 Фильм

режиссер продюсер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 1, номинаций 3

Выживут только любовники (2013)

 7.3

Only Lovers Left Alive
Мелодрама, Фэнтези, Драма, Комедия
Великобритания, Германия, Греция, Франция

123 мин.

Адам и Ева – древние вампиры, возраст которых исчисляется веками. За долгие годы жизни им успели наскучить все блага и прелести цивилизации, поэтому они стараются жить тихо и спокойно, не привлекая к себе лишнего внимания.
В отличие от других вампиров, Ева и Адам не убивают своих жертв, чтобы утолить жажду, а питаются донорской кровью. Не так давно пара рассталась: Адам обосновался в Детройте, где занялся сочинением музыки, а Ева поселилась в Танжере и окунулась в чтение поэзии.
Но случается …

 Трейлер

 Фильм

режиссер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 3, номинаций 13

Сломанные цветы (2005)

 7.2

Broken Flowers
Мелодрама, Детектив, Драма, Комедия
Франция, США

106 мин.

Однажды утром пожилой ловелас Дон Джонстон обнаруживает, что от него ушла очередная любовница – Шерри. Уже в который раз Дон остается один, и этим же утром находит среди почты любопытный розовый конверт.
В анонимном письме некая женщина сообщает Дону о том, что много лет назад родила от него сына. Сейчас парню уже 19, и он настолько загорелся желанием увидеть папу, что ушел из дома.
Дон показывает письмо своему другу Уинстону, и тот, будучи помешанным на детективах, предлагает ему навестить …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Сочинил сценарий за 2,5 недели.

Написал главную роль специально для одного из своих любимых актеров Билла Мюррея.

Первоначально картина называлась «Мертвые цветы».

режиссер сценарист

Награды Каннский кинофестиваль: номинаций 1   Всего: побед 3, номинаций 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector