Жена алексея баталова

Пробная семья

Впервые артист сочетался браком со своей подругой детства Ириной Ротовой. Их семьи дружили много лет и потому молодые люди были практически неразлучны до самой войны. Их пути развела эвакуация и новая встреча после Победы была радостной и волнующей.

Ведь расстались Ирина и Алексей совсем несмышленышами, обласканными любовью родителей и творческим окружением. А встретились повзрослевшими личностями, тяготы полуголодного существования вдали друг от друга и необходимость выживать в тяжелое время сделали свое дело.

Как вспоминал Алексей Владимирович в последних интервью, ранний брак стал бы для обеих семей шоком и молодые люди просто дождались, пока получат паспорта.

Читайте еще: Как выглядел Саша Шпак до операций

На заметку! 

Затем отправились в загс, настаивая на регистрации отношений. Долгое время они были самой молодой парой в этом учреждении, и копия их свидетельства о браке висела на стенке в кабинете регистраторши в рамочке.

Отношения молодоженов изначально подвергались нешуточным испытаниям, потому брак распался после 4 лет периодического проживания под общей крышей. Как рассказывал сам Алексей Баталов (фото​ смотрите ниже), тогда в его личной жизни и биографии места для детей и жены попросту не было.

Он увлеченно занимался карьерой, пытаясь доказать всем окружающим и самому себе, что популярность достигнута не только знакомством с элитой московской интеллигенции:

  1.  Анной Ахматовой.
  2. Борисом Постернаком.
  3. Осипом Мандельштамом.

Ко времени развода с первой женой Ириной на счету потрясающего актера уже были главные роли в фильмах:

  1. «Большая семья»
  2. «Дело Румянцева»
  3.  «Мать»
  4. «Летят журавли» и многие другие.

К слову, последний фильм поразил своей эмоциональностью даже зарубежных коллег артиста по кинематографу – на Канском фестивале ему присудили Золотую пальмовую ветвь в далеком 1955 году.

Читайте еще: Дочь Юлии Началовой дала первое интервью после трагедии

Тогда на супругу артиста обрушились многочисленные слухи о неверности мужа и, подстрекаемая разговорами матери, молодая женщина подала на развод. А так как жила она в отцовском доме, где Баталова не жаловали, общение с дочерью постепенно сошло на нет.

К тому же Ирина вскоре вышла замуж повторно, и Алексей Владимирович самоустранился из жизни бывшей семьи, не желая добавлять маленькому ребенку еще больше страданий.

Военное время и деятельность актера

Когда началась война, Владимиру Баталову только исполнилось 39 лет. В какой-то момент он твердо решил не оставаться в стороне и возглавить фронтовой батальон актеров, которые также изъявили желание сопровождать его на фронт. И хотя все они не принимали участия в активных боевых действиях, в их задачу входило поддержание боевого духа солдат и военных.

По некоторым данным, группа актеров ездила по различным городам и выступала перед служащими, повышая им настроение. Любуясь выступлениями талантливых артистов, во главе которых стоял Баталов, военнослужащие хотя бы на миг забывали обо всех тягостях боевых действий, ужасах войны и прочих неприятностях. По рассказам некоторых военных, иногда было очень тяжело. И только артисты из труппы Владимира Баталова придавали им сил и дарили уверенность в завтрашнем дне.

Сам артист с ужасом вспоминал потом, как его коллеги и он вынуждены были играть под свист пуль и громыхание снарядов. А длилось это ровно четыре года.

Детство и юность актёра

Алексей Владимирович Баталов появился на свет осенью 1928 года в городе Владимире в интеллигентной семье, связанной с театральной деятельностью. Отец Владимир Баталов, был актёром и режиссёром в МХАТе. Мать Нина Ольшевская – актрисой того же театра. С искусством были связаны дядя Николай Баталов, тётя Ольга Андровская, двоюродная сестра Светлана Баталова.

Что касается детства и семьи, то когда Алёша был совсем маленьким, его родители расстались. Так что с пятилетнего возраста мальчик проживал в семье писателя Виктора Ардова. У Алексея Баталова были два младших единоутробных брата – Михаил, ставший впоследствии священником и Борис – тоже актёр театра и кино, мультипликатор. Алёша своего отчима очень любил, и тот не делал различий между пасынком и своими родными сыновьями.

В их доме часто гостили известные на всю страну личности: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский и многие другие. Мальчику такая дружественная обстановка безумно нравилась, и она серьёзно повлияла на формирование юной личности.

Счастливое детство не только у Лёши, а у всех советских детей оборвалось 22 июня 194 года, когда по радио объявили о начале войны. Мама Баталова вместе с ним и его младшими братьями была эвакуирована из Москвы в Бугульму. В эвакуации Нина Ольшевская не сидела сложа руки. Ею был организован небольшой театр, в котором работали беженцы и их дети. Попробовал свои силы и пятнадцатилетний Алексей, выступая в различных второстепенных ролях. Он, однако, сильно сомневался в своих способностях и считал, что ему многого не хватает для того, чтобы достичь творческих успехов.

Дебют Баталова в кинематографе также состоялся во время войны, в 1944-м. Именно за год до победы Алексей со своей мамой и братьями возвратились в столицу из эвакуации. Как-то класс, в котором учился Алёша, пригласили для участия в массовке фильма «Зоя» о подпольщице Зое Космодемьянской. Интересно, что в отличие от одноклассников только у Баталова была роль со словами.

Интересные факты

Биография и личная жизнь Алексея Баталова полна интересных фактов. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  • Актер спустя годы в интервью признавался, что был не лучшим мужем для своей первой жены и отцом для дочери Нади. Однако Алексей уверен, что развод с Ротовой был неизбежен еще и по той причине, что мужчина очень не нравился матери Ирины.
  • Несмотря на весьма натянутые отношения с тещей, с отцом Иры все было иначе. Баталов сумел найти общий язык с Константином Ротовым, и они отлично ладили.
  • Вторая супруга актера − Гитана, не горела желанием выходить замуж. Работа имела для нее очень большое значение, а мир вне циркового манежа казался ей чужим.
  • Алексей Баталов с тринадцати лет пристрастился к табаку и курил на протяжении всей жизни. А вот алкоголь не употреблял еще со студенческих лет по причине проблем с печенью.
  • Настоящая фамилия отчима Баталова − Зигберман. Ардов − его псевдоним. Этот мужчина родился в семье члена хозяйственного правления еврейской общины города Воронеж.
  • «Злые языки» не раз приписывали Алексею наличие внебрачного сына, который якобы рос в Италии. На это Баталов твердо отвечал, что у него двое детей − Надя и Мария от первого и второго браков соответственно.
  • У мужчины есть внучка и правнучка, о которых он в своих интервью практически ничего не говорил.
  • Накануне кончины известного актера, его палату в госпитале посетил священнослужитель, которым был совершен обряд причащения.

Интересно: Актер Андрей Соколов: личная жизнь, жена, дети

Встреча с Гитаной Леонтенко

В 1953 году Баталов уехал в Ленинград на съемки советского детектива «Дело Румянцева». Его друг и коллега Сергей Лукьяненко, игравший в картине полковника милиции, как-то вечером затащил его в цирк. Главным номером программы было выступление цыганской конной группы. Здесь Алексей увидел хрупкую наездницу, с которой поспешил познакомиться после представления. Ее звали Гитана Леонтенко. Она была членом цыганской семьи и солисткой в джигитовке на лошадях.

Интересный факт! Источники в сети утверждают, что Гитана – цыганка по происхождению. На самом деле о ее национальности ничего не известно. Ее мать (француженка или итальянка) примкнула к табору в годы революции и Гражданской войны, отец имеет русские корни.

Баталов в то время уже был чуть ли не официальным лицом советского кинематографа. Он делал головокружительную карьеру, оставаясь при этом скромным человеком с сильным характером. Семья Гитаны не пришла в восторг от их знакомства. Остерегаться чужаков в своей среде свойственно всем «цирковым» и, тем более, цыганского происхождения. Девушке пришлось тайком встречаться с понравившимся мужчиной. Они по ночам долго гуляли по аллеям ленинградских парков, пока Алексей не признался, что он женат. Гитана в ярости заявила ему, что видеть его больше не желает.

Алексей Баталов и Гитана Леонтенко

Фильмы

Еще будучи школьником, Баталов сыграл первую роль в кино в картине «Зоя» режиссера Лео Арнштама. Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал в этом именно молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 – «Дама с собачкой», в 1964 – «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова – интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.

Алексей Баталов в фильме «Большая семья»

В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Кинолента создала неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность – вот каким стал советский солдат благодаря игре Баталова.

Новые грани актера открыла экранизация «Дама с собачкой». В 1960 году артисту пришлось перешагнуть уже позитивный образ, который воспринимался зрителем на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила большое количество наград, в том числе международных.

Алексей Баталов в фильме «Дама с собачкой»

В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, получившего высокую дозу радиации. В начале 60-х годов Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий специально под Баталова решили написать сценарий к этому фильму, но их ждало разочарование. Стало известно, что актер серьезно болен. Из-ха проблем с глазами свет софитов ему противопоказан. Тем не менее авторы сценария решили послать новый материал в глазную клинику, где лечился Баталов, предварительно предупредив его о будущей роли. Актер среагировал моментально, рванув из Симферополя в Москву к создателям киноленты, заявив, что готов участвовать в съемках.

Картина «Девять дней одного года» повествует о работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актеру предлагалось показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Алексей Владимирович отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.

Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года»

В 60-х годах Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах. Режиссеры активно используют созданный им имидж.

Также с 1975 году Баталов преподает актерское мастерство во ВГИКе, а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой. Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Эта лента стала вершиной в творческой биографии актера.

Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»

Слесарь Гоша вернул на экраны персонаж рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый «Гоша, можно Гога», мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова – секс-символ отечественного кино.

В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист перевоплотился в писателя, представив сборник мемуаров.

Алексей Баталов в фильме «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!»

Алексей Баталов пишет стихи, сценарии, детские сказки, а также увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Артист также автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.

Вклад Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами.

Личная жизнь

Личная жизнь Баталова похожа на личную жизнь многих его современников. Актер всю жизнь прожил с одной женщиной. Николай Баталов женился в 1921 году в возрасте 22 лет на актрисе МХТ Ольге Шульц (Андровской). Жена родила Баталову дочь в 1923 году, девочку назвали Светланой, она была единственным ребенком в семье.

Николай Баталов с семьей | Энциклопедия театра

У Николая Петровича был брат Владимир, который тоже стал известным театральным актером. Вместе они работали в Московском Художественном театре. Сын Владимира Баталова стал известным артистом. Зрители помнят его по ролям в картинах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Москва слезам не верит».

Алексей Баталов — племянник Николая Петровича | Кино-Театр

Алексей Баталов, племянник Николая Петровича, в интервью поделился воспоминаниями о том, какую роль дядя сыграл в его судьбе. В 1916 году Константин Сергеевич Станиславский пригласил Николая Баталова в Московский Художественный театр. Именно благодаря обаянию артиста в театр со временем попал и его младший брат Владимир. Родители Алексея Баталова познакомились в театре, и хотя семья распалась очень быстро, в ней успел появиться ребенок. Не без протекции дяди юный Алексей попал в кино, а позднее – в театр.

Ранние годы

Гитана Аркадьевна Леонтенко родилась в 1935 году в семье цирковых артистов. Ее мать была известной наездницей и танцовщицей, а отец — воздушным гимнастом. В возрасте девяти лет Гитана стала выступать в Цыганском цирковом коллективе с пластическими этюдами. Позже, с 1950 года, она поменяла свое амплуа и выходила на арену с танцевальными номерами на лошадях под сценическим именем Принцессы Гитаны. Их ставил для нее Михаил Шишков, который впоследствии стал известным актером кино и театра «Ромэн». От лихих джигитовок Гитаны Леонтенко у зрителей замирало сердце. При этом она была очень простой в общении и не страдала звездной болезнью.

Алексей Баталов

Актер театра и кино Алексей Баталов | Фото: kino-teatr.ru


Николай, Владимир и Алексей Баталовы | Фото: retrospectra.ru

К тому времени, когда я окончил школу-студию, Николай Баталов уже умер, и с моим появлением в труппе МХАТ туда вернулась наша фамилия. Но вскоре меня пригласили в кино – на «Ленфильм», пробоваться в картину «Большая семья». Все кругом кричали: «Да ты с ума сошел, это же МХАТ!» Я задумался, но Виктор Ефимович Ардов, мой отчим, убедил меня, что нельзя быть трусом, надо ехать! И я поехал. Меня утвердили, но когда вернулся, то в театре сказали, что без разрешения администрации меня не отпустят на съемки. И я написал заявление: «Прошу уволить меня по собственному желанию». Это заявление потом долго хранили в отделе кадров – оно было одно такое, до меня заявления с просьбой уволить его из МХАТ никто не писал. Так моя судьба невероятным образом повернулась – вопреки всему я остался в Ленинграде, работал на «Ленфильме», снимался в кино

Актер в молодости | Фото: kino-teatr.ru


Алексей Баталов в фильме *Москва слезам не верит*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru


Братья Алексей Баталов, Михаил и Борис Ардовы | Фото: retrospectra.ru

Ностальгический клуб любителей кино

Родители Алексея Баталова — МХАТовские актеры Владимир Баталов и Нина Ольшевская, но с детства он воспитывался в семье писателя Виктора Ардова, второго мужа его матери. Артист лично встречался с Ахматовой и Булгаковым, а диплом ему подписывала сама Ольга Книппер-Чехова. В таких обстоятельствах его жизнь не могла сложиться «обычно». Баталов — человек-легенда. Актер, о котором говорят и будут говорить, только добавляя эпитет «великий». Он одинаково правдоподобен в ролях «простых советских парней», как Саша Румянцев или Гоша (он же Гога), интеллигентов, как чеховский Гуров и булгаковский Голубков, и персон «голубых кровей», вроде князя Трубецкого.

Артист Алексей Баталов за работой у себя дома. 1963 год

«Большая семья» (1954)

Всесоюзную популярность молодому актеру Алексею Баталову принесла роль рабочего Алексея Журбина в фильме классика советского кино Иосифа Хейфица «Большая семья». Картина о семье потомственных рабочих-судостроителей снята по роману Всеволода Кочетова «Журбины». Баталов признавался, что роман показался ему скучным и осилить его актер не смог. Но навыки рабочего-клепальщика Баталов осилил, чтоб не было претензий от профессионалов. Несмотря на производственную тему сценария, Хейфицу удалось снять не социалистическую «агитку», а живую картину, которая вошла в золотой фонд отечественного кино. Для Баталова эта роль открыла двери в большое кино, он писал в своей книге «Судьба и ремесло»:

Я приехал в послевоенный Ленинград работать по приглашению знаменитого режиссера Иосифа Хейфица. Первая настоящая роль в художественном фильме, первая встреча с корифеями советского кино, первые дни самостоятельной актерской жизни — все было ново и захватывающе увлекательно. Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходи эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее.

Ленфильм (1954)

Кадр из фильма «Большая семья»

В 1955 году фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актерский ансамбль». Вместе с Алексеем Баталовым членов большой семьи Журбиных сыграли Сергей Лукьянов, Борис Андреев, Вера Кузнецова, Клара Лучко, Сергей Курилов. В интервью Алексей Баталов неоднократно признавался, что Хейфиц «сделал его, как папа Карло Буратино: взял одно полено из груды и вырезал из него актера Баталова».

«Дело Румянцева» (1955)

Сразу после «Большой семьи» Баталов снова снялся у Иосифа Хейфица в картине «Дело Румянцева», на сей раз в роли водителя грузовика Александра Румянцева, который становится жертвой преступных махинаций начальника автобазы.

Алексей Баталов и Нелли Подгорная в фильме «Дело Румянцева»

Профессиональные права на вождение «МАЗа» Баталов получил еще в армии, так что ничему специально учиться не пришлось. Актер всегда любил возиться с машинами. Баталов признавался, что не стань он актером, наверное, был бы профессиональным водителем.

Оба персонажа фильмов Хейфица — и Журбин, и Румянцев — в чем-то похожи друг на друга и на самого актера. Баталов писал о них: «Алексей Журбин и Саша Румянцев — это, конечно, мое поколение, и нас всех одинаково пропустила через свое горнило война».

«Летят журавли» (1957)

Роль в военной драме Михаила Калатозова «Летят журавли» по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые» стала для Баталова поистине эпохальной. В 1958 году картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. История любви Бориса (Алексей Баталов) и Вероники (Татьяна Самойлова), разлученных Великой Отечественной войной, покорила весь мир. По прошествии 65 лет «Летят журавли» по-прежнему один из самых пронзительных фильмов о войне и любви.

Кадр из фильма «Летят журавли»

Съемки фильма проходили сложно, часто прерывались для поиска нужного режиссерского или операторского решения. Баталов восхищался работой оператора Сергея Урусевского в этом фильме, о чем вспоминал в своей книге «Судьба и ремесло»:

«Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно радостный голос Урусевского: «Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…». С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой».

Съемки, кстати, едва не стоили Баталову жизни: актер сорвался с отвесного берега и сильно ударился лицом о разлом подпиленного дерева. Все разрешилось благополучно, актера доставили в больницу города Дмитрова, где его блестяще прооперировали.

Кадр из фильма «Летят журавли»

Биография

Сергей Феликсович Баталов, личная жизнь и фильмография которого стали предметом нашего обсуждения, появился на свет 19 апреля 1957 года в небольшом старинном уральском городке Ирбите, являющемся неофициальной мотоциклетной столицей России.

Его мама была женщиной интеллигентной и образованной, вела свое происхождение из раскулаченных купцов, имела педагогическое образование и работала заведующей детского сада, отец же был обычным водителем-дальнобойщиком, вскоре покинувшим семью. Воспитанием будущего актера через какое-то время занялся отчим. Когда мальчику было всего шесть лет, он уже бегал в местный летний театр и подолгу наблюдал за актерами. В ту пору он, конечно же, еще вряд ли задумывался о своем будущем призвании, и хотя сам процесс происходящего на сцене ему очень нравился, юному Сереже, как и многим другим его сверстникам-мальчишкам, больше хотелось стать летчиком. Поэтому после девятого класса общеобразовательной школы он даже был зачислен в авиационный техникум.

Стать актером Сергею Феликсовичу Баталову помог случай: в 1975 году он вместе со своими друзьями, мечтающими о поступлении в театральный институт, от нечего делать отправился в Москву, из праздного любопытства пошел вместе с ними на прослушивание и неожиданно для самого себя поступил в ГИТИС. Друзья же провалились на вступительном экзамене и вернулись домой.

После окончания театрального института Баталов был зачислен в труппу столичного Драматического театра на Малой Бронной, проработав в нем в общей сложности до 1998 года, после чего окончательно ушел в кино, появившееся в его жизни еще во время учебы в ГИТИСе.

От безызвестности к славе

Биография Баталова Алексея Владимировича свидетельствует о том, что вкус настоящей славы он ощутил благодаря картине «Летят журавли» Михаила Калазотова. Можно с уверенностью утверждать, что именно эта лента превратила его в звезду советского кино.

Фильм, увидевший свет в 1957 году, рассказывает историю простых людей, чью жизнь перевернула война. Кто-то смог с честью выдержать испытание, а кому-то это не удалось. В центре внимания оказываются отношения парня и девушки, которые были разлучены войной навсегда. В этой картине Баталову удалось создать удивительный образ солдата, которому не суждено было вернуться с фронта. Интеллигентный, мужественный, спокойный и слегка ироничный – таков его персонаж.

Возможность закрепить успех Алексею подарила экранизация «Дама с собачкой». Сюжет фильма позаимствован из одноименного произведения Антона Павловича Чехова. Актеру нелегко далась роль Гурова. Ему пришлось приложить неимоверные усилия для того, чтобы привнести в этот образ что-то новое и интересное. Большое количество наград, которые завоевала лента, свидетельствует о том, что Баталов все сделал правильно.

Судьбоносное знакомство

Гитана Леонтенко и Алексей Баталов впервые встретились в 1953 году в Ленинграде, когда были еще совсем молодыми людьми. Их знакомство состоялось в ресторане гостиницы «Европейская», где поселили цыганский цирковой коллектив, который прибыл в город на Неве с гастролями. Что касается Баталова, то он в этот период снимался в Ленинграде в картине «Большая семья», в которой играл первую свою значимую роль. По воспоминания Алексея Владимировича, ему несложно было стать своим у цирковых, так как он был хорошо знаком с Никулиным и знал Карандаша. Юная наездница была на седьмом небе от счастья, так как до этого у нее никогда не было таких интеллигентных и романтичных кавалеров.

Однако семья Гитаны Леонтенко была не в восторге от того, что девушка увлеклась начинающим актером, тем более что по старинным цыганским традициям браки с «чужими» не поощрялись. Родственники Принцессы даже серьезно поговорили с кавалером, но Алексей Баталов оказался не робкого десятка и назначил ей тайное свидание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector