Золотой глаз (фильм, 1995)
Содержание:
Барри Нельсон
Американский актер, родившийся в 1917 году, начал с театральной школы. Там он подписал контракт со студией Metro-Goldwyn-Mayer. Результатом стала роль в фильме «Тень тонкого человека» 1941 года. В 1954 году судьба привела Барри на шоу Climax! от CBS, которое одно из немногих в то время транслировалось в цветном варианте. Создатели программы решили сделать экранизацию романа Яна Флеминга «Казино Рояль». Нельсон стал самым что ни на есть первым Джеймсом Бондом – американцем. Спустя годы актер сказал, что не знал, как играть агента, он даже не читал книгу.
Телеверсия не была популярной в США, пока президент Джон Кеннеди не назвал книгу Флеминга «Из России с любовью» одной из своих любимых. Однако на карьеру Барри роль так и не повлияла. Среди более его поздних работ значатся съемки в картине «Аэропорт» и «Сияние» Стэнли Кубрика, где Нельсон сыграл управляющего отелем.
Тимоти Далтон (1987—1989)
Продюсеры бондианы охотились за Далтоном долго: герой костюмных драм («Лев зимой», «ВВС: Пьеса месяца»)
и обладатель тонкого аристократического профиля, выбравший актерскую карьеру под впечатлением от увиденной в 16 лет постановки «Макбета», отклонил несколько предложений.
В 1968-м Далтон заявил, что не чувствует в себе сил: «Я не хотел играть Бонда после Шона Коннери. Он был слишком хорош, даже великолепен. А мне было 24 или 25, я еще не дорос. Я следил за бондианой с самого начала — и тут мне предлагают заменить Коннери?» В 1980-м Далтон отказался, потому что ему не нравился легкомысленный тон, который приобрела франшиза. Актер погрузился в фирменную рефлексию еще до того, как стал Бондом.
Он превратился в агента 007 только в 1986-м: 59-летний Роджер Мур ушел на пенсию, а Пирс Броснан, который должен был его сменить, оказался занят на съемках сериала. От пародийности Далтон сразу постарался избавиться — ни характерных шуток Мура, ни его саркастически вздернутых бровей. Бонд Далтона ближе к герою романов Иэна Флеминга — он не супергерой, а суперагент: шпион, преступник на службе у государства, при необходимости — убийца.
Далтон почти всегда сосредоточен на задании, собран, суров, иногда даже мрачен. «Тимоти очень убедителен. Когда у него в руке пистолет, вы верите, что он реально может убить», — заметил режиссер двух бондовских фильмов Джон Глен. Тем ярче шутки в традиционном британском духе, которые герой выдает в нужный момент. Когда в «Искрах из глаз» Бонд и его спутница наконец сбегают из тюрьмы и она радостно восклицает: «Мы свободны!», 007 меланхолично сообщает ей: «Кара, мы на русской военной базе в центре Афганистана».
Краткий период, в который Далтон был на экране агентом 007, стал переломным для мировой политики. В «Искрах из глаз» все еще действуют генералы КГБ Леонид Пушкин и Анатолий Гоголь, но к 1989 году противостояние Восточного и Западного блоков перестало быть значимым, и реальность второго фильма больше похожа на ту, в которой мы живем теперь. В «Лицензии на убийство» противником Далтона становится наркобарон-латиноамериканец: как раз в этот момент США планировали операцию по свержению панамского лидера Мануэля Норьеги, обвиняемого в наркоторговле.
1989, Лицензия на убийство (Licence to Kill)
Как и книжному герою Флеминга, новому Бонду свойственны рефлексия, сомнения и несогласие с приказами начальства. Тяжело представить себе Бонда в исполнении Роджера Мура, который отмахивается от распоряжений: «Да чушь эти ваши приказы». Между тем это одна из первых фраз, звучащих в бондиане далтоновской эпохи. В «Искрах из глаз» Бонд отказывается убить снайпера-виолончелистку, потому что не считает ее профессионалом (герой Далтона убивает только профессионалов, вне зависимости от пола и социального статуса). В «Лицензии на убийство» Бонд и вовсе подает в отставку, чтобы осуществить личную вендетту. Стремление «выйти из игры» и «стать самим собой» роднит героев Далтона и Крейга, что впоследствии отметили многие. Оба актера — с разной степенью успеха — воплотили на экране «страдающего» Бонда: киллера, сгоревшего на работе и явно нуждающегося в помощи хорошего психотерапевта.
Критика закономерно обвинила фильмы далтоновского периода в отсутствии юмора: уровень абсурда в популярных американских фильмах 1980-х был запредельным, и многие просто не сумели оценить сухую иронию Далтона. Сцена, в которой Бонд, спасаясь от агентов КГБ, пересекает австрийскую границу верхом на виолончели, сегодня выглядит смешно, но на воспитанных «Аэропланом» и «Голым пистолетом» американских зрителей она не оказывала должного действия.
По меркам боевиков конца 1980-х («Крепкий орешек», «Смертельное оружие») бондиана с Далтоном оказалась недостаточно динамичной и жестокой. От кино тогда ждали нового уровня насилия, но продюсеры Бонда продолжали снимать старомодные боевики в духе 1960-х. В этом смысле попытки Далтона придать образу 007 глубины оказались некстати. Франшиза дорастет до них только через 20 лет: Дэниел Крейг, явно наследующий Далтону, найдет наконец нужное равновесие между внутренней драмой героя и запросами массового зрителя.
Автомобиль: УАЗ-469
Советский внедорожник появляется в одной из сцен фильма «Искры из глаз». Хотя чаще агент предпочитает передвигаться на Aston Martin V8.
Устройства: Ghetto Blaster
Бумбокс, у которого кроме оглушительной громкости есть еще одно достоинство: он может стрелять ракетами.
1987, Искры из глаз (The Living Daylights)
Девушка: Кара Милова
Виолончелистка и снайперша из Братиславы, дочь грузинки и голландца, помогает Бонду охотиться на генерала КГБ по фамилии Пушкин.
Культурное влияние
В первую очередь, книги и фильмы о Джеймсе Бонде сильно повлияли на шпионский жанр в целом. Образ элегантного рыцаря плаща и кинжала в один миг создал эталон. Зрители хотели всегда чего-то такого же, что уже увидели в Бонде. Того самого элегантного мужчину в дорогом костюме, решительного и непобедимого. Он водит крутые машины, и у него всегда туз в рукаве в виде какого-нибудь хитрого гаджета. И именно таким образом героя стали вдохновляться другие писатели и киноделы. За примерами далеко ходить не надо. Старый сериал про агентов U.N.C.L.E. через своих героев неприкрыто признавался в любви к Бондиане. А комедийные серии фильмов про шпиона Остина Пауэрса и «Напряги извилины» — сами по себе одна большая пародия на фильмы о 007. А сколько было простых и скоротечных оммажей на Бонда во многих других фильмах, даже не счесть.
Джеймс Бонд сам по себе стал брендом, который состоит из уймы маленьких деталей и элементов. Но каждая такая деталь узнаётся без труда. Коронная фраза Бонда при знакомстве («Бонд… Джеймс Бонд») стала настоящей визитной карточкой героя и оказалась в списке величайших киноцитат. Вступительная музыкальная тема Бондианы за авторством Монти Нормана и Джона Барри знакома всем и работает для знакомых с франшизой людей как некий триггер, поскольку стоит её услышать, и сразу начинаешь погружаться в атмосферу интриг, шпионских игр и погонь с обязательным спасением мира в финале. И навскидку я помню еще две-три главные темы из фильмов, которые обладают схожим эффектом погружения.
Гаджеты 007: часы со встроенным лазером, стрелковое оружие в автомобиле, лыжные палки, стреляющие снарядами, микрокомпьютеры, машины-трансформеры с торпедными батареями, фальшивый сосок… всего не перечислить. Да, в какие-то моменты фантазия сценаристов перегибала палку. Что, кстати, высмеивали в «Координатах: Скайфолл». Но после Бонда любой уважающий себя шпион должен превосходить врагов не только умом и силой, но и технологически быть выше.
Враги Джеймса Бонда
Ян Флеминг прошёл Вторую мировую войну, пережил её и застал Великобританию не в самом лучшем свете. Страна, которая когда-то была могущественной империей с огромным количеством колоний, в тот момент будто бы испытывала тяжелейший послевоенный стресс. Она растеряла былое величие, и весь тот престиж, который позволял туманному Альбиону быть с другими странами на равных. В реальной истории такие мысли находили своё подтверждение, когда очередные агенты британской разведки предавали родину и сбегали к врагам короны.
Флеминг болезненно воспринимал эти геополитические метаморфозы, ведь Бонду зачастую приходилось работать на территориях, которые когда-то были британскими, вести дела с теми, кто когда-то был под защитой короны, а теперь обрёл независимость. Но самое главное, что Британия, со всем этим грузом проблем и комплексов, сталкивалась с новыми вызовами. И она была обязана найти в себе силы им противостоять. Эта рефлексия не занимает ключевое место в Бондиане, но не упомянуть о ней было бы неправильно. Будучи отставным офицером, Флеминг пытался рассуждать на эти темы и говорить с читателем, но ещё больше он пытался понять, какое место в мире теперь занимает его родина. Отдельно стоит отметить, что как раз эту рефлексию некоторые исследователи творчества Флеминга оценивали отрицательно, а романы и фильмы о Бонде обвиняли в ностальгии по империалистическому прошлому. И с этим трудно спорить, поскольку Флеминг рассуждал не только о внутренних проблема Британии, но и о её внешних противниках.
Фильмы про Джеймса Бонда всегда старались работать с актуальной политической повесткой. Такой подход кажется наиболее разумным, поскольку зрителю проще погрузиться в мир фильма, понять, что стоит на кону и кто хорошие, а кто плохие парни. Случился энергетический кризис вследствие Арабо-Израильской войны? 007 отправляется на Ближний Восток. Холодная война в самом разгаре? Значит Бонд будет сражаться с «Красной угрозой». В повестке космическая гонка и мода на фантастику? Сразу вспоминается «Лунный гонщик» с Роджером Муром. Но не стоит забывать о немцах, ведь после войны они тоже помещены в позицию главных врагов свободного мира — например, граф Хьюго Дракс. В какой-то момент наступает разрядка отношений между Западом и СССР, и тут Бонд уже помогает одним хорошим русским победить плохих («Осьминожка»).
Кадры: «Осьминожка» / MGM
Переломный момент наступает с падением режима СССР (фильмы с Пирсом Броснаном). Бонд посещает страну, которая начинает испытывать те же проблемы, что и Британия после войны. Некогда могучее государство теперь должно найти новое место в мире, справиться со своими страхами и комплексами и вновь обрести силу. Сменяются и враги 007: вместо коммунистов и шпионов теперь бандиты и генералы, разворовывающие страну, вместо идеологического противостояния прибыль и нажива. На смену чуждым идеологиям и идеологическим противникам приходят личные интересы отдельных людей.
Вместо военной машины, Бонд теперь сражается с синдикатами, террористическими группировками и медийными магнатами. Бонд видит, как его некогда великий враг меняется под давлением нового времени и трансформируется в ещё более непонятный для него организм («Золотой глаз»). Эпоха Броснана — противоречива, но именно в период этого актёра Бондиана лучше всего демонстрирует как под давлением реального мира изменяется тематика фильмов. И опять Бонд, будучи старомодным инструментом британской короны, доказывает себе и окружающим, что он способен адаптироваться к новым условиям ведения шпионской войны.
Актуальная на данный момент трансформация — террористы, амбициозные злые корпорации, наёмники и тайные организации. «Мир не стал более понятным, а ещё больше ушёл в тень. Когда вы представляете образ врага, можете ли вы увидеть флаг или мундир?» — сетует «М» в «Координатах: Скайфолл», как бы давая нам понять, что новый мир ещё более сложный и опасный, чем раньше. Что враг теперь всюду, а угрозы непредсказуемы. То какой-то синдикат мечтает контролировать запасы пресной воды на планете («Квант милосердия»), то бывший агент МИ-6, преисполненный чувством мести, придумывает план по уничтожению своего прошлого нанимателя («Координаты: Скайфолл»).
Кадр: «Квант милосердия» / MGM
Этот новый мир живёт во власти хаоса. Именно такие страхи и предупреждения передаются зрителю, а он, сравнивая сюжет фильма с тем, что обычно в новостях, соглашается. Но прочь страхи — политическая повестка и темы, которые волновали Флеминга, меркнут в сравнении с поп-культурным влиянием Бондианы. Ведь будет глупо преуменьшать значение такой франшизы.
Роджер Мур (1973-1984)
На начальном запуске франшизы Роджера не взяли на роль агента 007, потому что посчитали его слишком молодым. А сейчас Мур является самым возрастным исполнителем, так как, свою первую роль Бонда сыграл в 45 лет.
Обратите внимание: Звезда «Sex in the city» собирается в другие, но тоже большие города. Единственный Lotus Esprit, который трансформируется в подводную лодку принадлежит итолько агенту Роджера
Да и фирменному коктейлю с водкой и мартини мужчина больше предпочитает шампанское. Такие различия с образом от Коннери сделали героя живым и самостоятельным, что и обеспечило зрительский успех
Единственный Lotus Esprit, который трансформируется в подводную лодку принадлежит итолько агенту Роджера. Да и фирменному коктейлю с водкой и мартини мужчина больше предпочитает шампанское. Такие различия с образом от Коннери сделали героя живым и самостоятельным, что и обеспечило зрительский успех.
Роджер понимал, что уже стар для этой роли, и недолго думая решил уйти. И если физическая форма ему еще позволяла выполнять большинство трюков самостоятельно, то в любовных сценах с юными красотками он смотрелся смешно. И это был не тот смех, который актер хотел вызывать у зрителей.
Фильм «007: Золотой глаз» факты
Фильм «007: Золотой глаз» (англ. GoldenEye) — семнадцатый фильм серии о приключениях Джеймса Бонда – агента британской разведки под кодовым номером 007.
Фильм «007: Золотой глаз» был выпущен после шестилетнего перерыва, вызванного юридическими спорами, во время которых Тимоти Далтон подал в отставку с роли Джеймса Бонда и был заменен Пирсом Броснаном. Роль мисс Манипенни также была изменена, и Кэролайн Блисс была заменена Самантой Бонд ; Десмонд Ллевелин был единственным актером, который повторил свою роль, как Q.
Фильм «007: Золотой глаз» – первый фильм о Бонде, снятый после распада Советского Союза и окончания холодной войны.
Основные съемки фильма 007: Золотой глаз проходили в Великобритании, России, Монте-Карло и Пуэрто-Рико ; это была первая кинопродукция, которую снимали в студии Leavesden.
Фильм «007: Золотой глаз» это первый фильм о Бонде, в котором были использованы компьютерные изображения.
Фильм 007: Золотой глаз был последним фильмом по спецэффектам Дерека Меддинга и был посвящен его памяти.
Фильм 007: Золотой глаз заработал 350,7 млн. долларов США.
Фильм 007: Золотой глаз получил награды за «Лучшее достижение в области спецэффектов» и «Лучший звук» от Британской академии кино и телевизионных искусств.
История создания[]
- На роль Джеймса Бонда претендовали Лиам Нисон, Мел Гибсон, Сэм Нил, Хью Грант и Ламбер Вильсон, но в итоге она досталась Пирсу Броснану.
- Главный враг Бонда, агент 006 Алек Тревельян в первой версии сценария назывался Августом Тревельяном, и он должен был быть наставником Бонда, даже планировалось то, что Тревельян должен быть гораздо старше. Создатели хотели взять на роль Энтони Хопкинса, но тот отказался. Алан Рикман также отклонил предложение сыграть агента 006, заявив, что он устал играть злодеев. Наконец, Шон Бин был утвержден на роль, после того, как сценарий был переписан.
- Золотой глаз (Golden Eye) — это название поместья Флеминга, где были созданы все 14 книг об агенте 007, где писатель также принимал друзей. Поместье было продано Бобу Марли после смерти писателя.
- Съемки «Золотого глаза» начались 16 января 1995 в Англии, а закончились 6 июня.
- Прежде чем начать работу над фильмом, его создателям требовалось найти подходящую студию (поскольку привычная студия Pinewood больше не удовлетворяла возросшим требованиям «бондианы»). После продолжительных поисков подходящей площадки в Европе, Канаде и США было решено вернуться в Англию и еще поискать там. В итоге продюсеры фильма остановили свой выбор на заброшенной фабрике по производству самолетов в Ливсдене, к которой к тому же прилагался аэродром. Именно там была за 5 месяцев построена современная студия, только внутренние помещения которой занимали площадь в 1,25 млн. квадратных футов.
- Натурные съемки фильма велись по всему миру, включая Пуэрто-Рико, Швейцарию, Французскую Ривьеру и Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге съемочная группа столкнулась с особыми трудностями. Например, чтобы ввезти танк в Россию, потребовалось сначала доказать, что он не находится в боевой готовности. Болотистая почва города не позволила провести танк под улицей по канализационным трубам, как планировалось в сценарии – из-за вибраций грозила обрушиться вся канализационная система города. Потом пришлось объясняться с властями по поводу пиротехники, которая, естественно, была необходима для создания спецэффектов. Съемочной группе фильма пришлось получить в общей сложности около 150 разрешений от различных инстанций, прежде чем приступать к работе. Да и потом, после начала съемок, целый день был однажды потерян на объяснения, что городским постройкам не грозит полное разрушение.
- Актер Джон Дон Бейкер умудрился трижды «засветиться» в сериале про Бонда – кроме «Золотого глаза», он сыграл также в фильмах «Искры из глаз» и «Завтра не умрет никогда».
Этот раздел ещё не написан
Вы можете помочь проекту, если отредактируете эту страницу и напишете его. |
Джордж Лэзенби (1969)
Никто не думал, что однажды Джеймсом Бондом станет парень из австралийской глубинки. Не подозревал об этом и сам Джордж Лэзенби. Будущий 007 служил в австралийской армии, торговал подержанными машинами, а в 25 лет рванул в Лондон — но не ради карьеры, а вслед за девушкой.
В столице Лэзенби посоветовали устроиться моделью. Довольно скоро выяснилось, что выбор был правильный: статный красавец из глубинки начал получать самые высокие гонорары в Европе. В фильм о Бонде он попал прямо с оргии — кто-то из тусовщиков упомянул, что вскоре будет кастинг. Лэзенби решил развлечься: подстригся по последней бондовской моде, узнал у барбера, где Шон Коннери шьет костюмы, купил Rolex и явился к продюсерам без приглашения: «Парни, я тут слышал, вы нового Бонда ищете»
Австралийца проверяли несколько месяцев и даже устроили свидание с девицей не самого примерного поведения, чтобы убедиться в его гетеросексуальности — чрезвычайно важное для агента 007 качество. Окончательно Лэзенби покорил продюсеров, вырубив на пробах главного каскадера — ударом в челюсть, как в армии научили
«Наш человек, — услышал он прямо над телом поверженного врага. — Вы приняты».
1969, На секретной службе Ее Величества (On Her Majesty’s Secret Service)
Шестую серию бондианы снимали в Англии, Швейцарии и Португалии, и драмы, если верить газетам, на съемочной площадке было не меньше, чем в сценарии. Лэзенби изводил партнеров и продюсеров капризами. Лэзенби и Хант очень быстро поссорились, перестали разговаривать и общались через посредника. Невесту Бонда играла Диана Ригг, звезда популярного сериала «Мстители». Лэзенби она описывала так: «Я не могу больше потакать его одержимости самим собой. Он абсолютно, совершенно… С ним невозможно!» Ригг, как могла, отбивалась от Лэзенби, за время съемок успевшего переспать со всеми женщинами на площадке. Она осталась последней — и заявила партнеру, что у них «что-нибудь могло бы и получиться, если бы он перестал волочиться за другими». Это условие Лэзенби выполнить никак не мог.
Был 1969 год — год психоделической революции и свободной любви. Бонд много дрался, назначал женщинам свидания на одну ночь, собирался жениться на дочери влиятельного мафиози и спасал мир от злодея-аристократа, промывавшего мозги невинным девушкам при помощи наркотиков, аудиогипноза и цветных проекций. Блофельд — вполне в духе времени — под видом лекарства от аллергии разрабатывал биологическое оружие, которое должно было сделать всех людей и все растения бесплодными. Бонд водил свою невесту в зоопарк, разгуливал по альпийским склонам в килте. Почти все трюки 007 выполнял сам, съемки иногда продолжались по 16 часов. «С другими парнями, — говорил об этом Лэзенби, — такого не происходило». Фраза так понравилась режиссеру, что вошла в фильм.
Роль Бонда — его первая большая роль — принесла Лэзенби номинацию на «Золотой глобус». Но к тому времени Лэзенби все надоело. На премьере он выглядел как хиппи — борода, длинные волосы. Уговорить его побриться продюсерам не удалось. Он почему-то был убежден, что Бонд устарел и повредит его карьере, а денег он может заработать, снимаясь в рекламе. Позже Лэзенби с сожалением признавался, что его менеджер («ну или просто мужик, который взялся за меня, чтобы стать менеджером») советовал завязать с бондианой и все время говорил, что будущее за Клинтом Иствудом и Брюсом Ли. К Брюсу Ли Лэзенби даже ездил в Гонконг — в начале 1970-х, незадолго до внезапной смерти короля кунг-фу.
Неизвестно, как повернулась бы история бондианы, если бы безбашенный австралиец снялся еще в семи фильмах, как предполагал его контракт. Но получилось так, как получилось — и карьера Бонда-Лэзенби, и психоделическая революция остались короткими и безумными эпизодами в длинной респектабельной истории о людях в дорогих костюмах.
Автомобиль: Aston Martin DBS
В погоне за реализмом в новом фильме франшизы автомобиль Бонда был лишен каких бы то ни было специальных устройств.
Alamy/Legion Media
Трейси ди Винченцо
Девушка: Трейси ди Винченцо
Дочь главы мафиозного клана любит азартные игры, выпить, умеет драться и водить машину. В финале картины выходит за Бонда замуж — и почти сразу погибает. Зритель впервые видит Бонда плачущим.
Биография[]
Семья
Родился в городе Честер (Англия). Мать Оливия Кэрол Уильямс была художницей, а отец Тимоти Джон Крэйг — сталелитейщиком, впоследствии открывшим собственный бизнес. У Дэниела есть старшая сестра Лея. Родители развелись, когда Дэниелу было менее пяти лет. Позднее его мать переехала вместе со своими детьми и вышла замуж за художника Макса Блонда.
Ранняя жизнь
В 1984 году в возрасте 16 лет Дэниел Крэйг переехал в Лондон и поступил на учёбу в Национальный молодёжный театр (англ. National Youth Theatre). Вместе труппой театра он гастролировал по всему миру. Позднее Крэйг поступил в актёрскую школу Гилдхолл (англ. Guildhall School), которую окончил в 1991 году.
Первый полнометражный фильм с участием Крэйга — «Сила одиночки» (англ. The Power of One) режиссёра Джона Г. Эвилдсена, вышел в 1992 году. На протяжении 1990-х годов Крэйг активно снимался во многих британских телесериалах и телефильмах, хотя и не обрёл тогда большой популярности.
Широкую известность Дэниел Крэйг получил в 2001 году после выхода фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц (2001)». В первое десятилетие 2000-х годов выходили такие фильмы с участием Крэйга, как «Проклятый путь» (2002), «На десять минут старше: Виолончель» (2002), «Терпеливая любовь» (2004), «Слоёный торт» (2004), «Пиджак» (2004), «Мюнхен» (2005) и другие.
Джеймс Бонд
В 2006 году Дэниел Крэйг снялся в роли Джеймса Бонда в фильме «Казино „Рояль“» и обрёл всемирную популярность, став шестым по счёту актёром, исполнившим роль легендарного агента 007.
Поначалу выбор Крэйга на роль Бонда показался спорным многим критикам и фанатам. Некоторые негативно отнеслись к перезапуску «бондианы» и новому Бонду-блондину, менее утончённому и больше полагающемуся на силу своих кулаков. Однако фильм оказался коммерчески колоссально успешен — при бюджете в $ 150 млн размер сборов составил $ 594 млн. Впоследствии Крэйг подписал контракт ещё на три фильма: «Квант милосердия» (2008), «007: Координаты „Скайфолл“» (2012) и «007: СПЕКТР» (2015).
В настоящее время актёр продолжает активно сниматься и остаётся востребованным и успешным.
Личная жизнь
Крэйг был дважды женат. В 1992 году он женился на Фионе Лаудон, и через год у них родилась дочь Элла. Они развелись в 1994 году.
22 июня 2011 года Дэниел женился на актрисе Рэйчел Вайс.