Как развивался советский кинематограф

«Агония» (1975)

Фильм Элема Климова (режиссёра «Иди и смотри«), снятый в 1974—1975 гг., пролежал «на полке» до 1985-го. Сюжет — 1916 год, Распутин, Николай II и его личная драма, — уже подозрителен для советского цензора. Удивительное дело, но ещё когда Климов обсуждал идею фильма с чиновниками от кинематографа, ему рекомендовали не «вытаскивать на экран эту грязь даже в целях разоблачения царизма». Но снимать разрешили — ради пресловутого разоблачения царизма. Талант Климова в идеологически правильном фильме мог бы очень пригодиться, а таланты браться за идеологические заказы не любили. В итоге получилось не то, чего от Климова ждали — фильм о глубоком кризисе России в революционное время, с ощущением трагедии происходящего и всеобщего безумия, с царём, любящим свою страну, но неспособным вырваться из исторической ловушки, в которой он оказался. Образ Николая II получился заслуживающим сочувствия. На его фоне Распутин — олицетворение мятежного «народа» — выглядит совершенно непривлекательно: грязный, потный, неуравновешенный…

«Агония». (coolconnections.ru)

Цензоры поняли, что перед ними — не прославление революции, а картина об исторической катастрофе, печальной развязкой которой стал переворот 25 октября 1917 года. Более того, в образах придворных чиновники увидели современных партийных руководителей. Разумеется, в кинотеатры эта картина при Брежневе попасть не могла. Госкино, КГБ и ЦК её «зарубили», и «Агония» на 10 лет отправилась на склад «запрещённого» кино.

В 1985 г. «Агонию» посмотрело более 18 млн человек.

Черный коридор

Жанр: драма

Год: 1988

Режиссер: Вадим Дербенев

Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Владимир Ильин

Кадр из фильма.

Этот малоизвестный шедевр времен СССР был снят по повести Тендрякова “Шестьдесят свечей”.

В день своего рождения школьный учитель Николай Иванович Ечевин получает письмо, в котором неизвестный угрожает убить его за совершенное некогда предательство.

Ечевин вспоминает, что в его жизни было два предательства. Сначала во времена революции он отрекся от своего учителя, а потом — предал свою первую любовь.

Картина рассказывает о том, как важно хоронить своих мертвецов. А еще она о раскаянии — пусть даже о запоздалом

«Подранки»

1976

РЕЖИССЁР:

Николай Губенко

В РОЛЯХ:

Юозас Будрайтис, Георгий Бурков, Александр Калягин, Евгений Евстигнеев

Щемящий фильм о послевоенном времени и нескольких детях, оставшихся без родителей. Выросший Алексей Бартенев стал писателем и пытается найти свою сестру и братьев, с которыми был разлучён много лет назад. Голод в Одессе после победы, кражи ради выживания, муштра в школе, искренняя дружба, лагеря с пленными немцами — воспоминания в «Подранках» даются мазками, но из них более чем понятно, что нет более ужасного сближения противоположностей, чем дети и война. Стихотворение Геннадия Шпаликова и история с бомбой — одни из самых проникновенных сцен в советском кино.

Конец прекрасной эпохи (2015)

Следующий в списке лучших фильмов про Советский Союз – экранизация серии рассказов Сергея Довлатова «Компромисс», основанных на его журналистском опыте. Главный герой Андрей Лентулов переезжает в Таллин, чтобы работать в местной газете. Смелый и амбициозный молодой человек борется против засилья цензуры и запретов. В личной жизни у бунтаря, кроме противоречивого романа с редактором, возникают многочисленные случайные связи. Несмотря на любовные приключения и пьянки Андрей успевает написать повесть про советскую действительность.

ЖанрДрама, комедияАктерыИван Колесников, Сергей Гармаш, Федор Добронравов, Светлана Ходченкова…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.5, IMDb – 6.4Возрастные ограничения16+

«Прошу слова»

1975

РЕЖИССЁР:

Глеб Панфилов

В РОЛЯХ:

Инна Чурикова, Николай Губенко, Леонид Броневой, Василий Шукшин

Двухсерийный фильм и одна из лучших работ актрисы Инны Чуриковой — история о крушении социалистической мечты на примере судьбы одного человека. Председатель горсовета Златограда живёт проектом строительства моста, который должен соединить старую и современную части древнего города. Елизавета Уварова раздаёт интервью и пытается заразить своим делом коллег и близких, фанатично вмешивается в каждое событие, из лучших побуждений цензурирует себя и своё окружение и не ломается даже после семейной трагедии. Панфилов умело деконструирует идеологию и фигуру мечтателя, у которого уходит почва из-под ног в то время, как он строит воздушные замки.

Злой дух Ямбуя

Жанр: триллер, драма, экранизация

Год: 1977

Режиссер: Борис Бунеев

Актеры: Юрий Заборовский, Ольга Ензак, Родна Ешонов

“Не ходи на Ямбукай, злой дух там…”

Послевоенные годы. В таежных лесах Восточной Сибири проводятся геологические исследования. Однажды там пропадает участник экспедиции. Его товарищи уверены, что он упал в обрыв, но местные жители — эвенки — считают, что несчастного убил злой дух, принявший форму огромного медведя…

Во-первых, это настоящий триллер: ужас нарастает постепенно, и, учитывая липкую, поглощающую атмосферу кино, зритель боится по-настоящему. Во-вторых, это пока единственная экранизация произведений Григория Федосеева. А в-третьих, в картине отсутствуют советские шаблоны: человек здесь не царь природы, а сама природа очень суровая, мрачная и недобрая.

Фильм похож на документальный — например, в нем уделяется особое внимание традициям и обычаям эвенков. Но все-таки это художественное произведение — самобытное и очень интересное

Дикая охота короля Стаха

Жанр: триллер, драма, детектив

Год: 1979

Режиссер: Валерий Рубинчик

Актеры: Борис Плотников, Елена Димитрова, Игорь Класс, Александр Харитонов

Кадр из фильма.

19 век, Польша. Молодой ученый-этнограф, Андрей Белорецкий, приезжает в старинное имение, чтобы подробнее узнать древнюю легенду о проклятии, которое повисло над ним.

Все жители поместья ведут себя странно, и главному герою кажется, что все они скрывают некую мрачную тайну. Он с интересом слушает истории о призрачной голубой даме, которая по ночам заглядывает в окна, о карлике, чей топот можно услышать по ночам, и о жуткой дикой охоте, которая сметает все на своем пути. Но кажется ему, что то, что происходит на самом деле — куда страшнее.

Это фантасмагоричный, гротескный фильм, наполненный символизмом и пропитанный внутренним напряжением. Эта картина является экранизацией одноименной повести Короткевича, в которой в аллегорической форме было рассказано о конфликте Беларуси и России. В фильме националистические углы сглажены, но лента все равно остается мрачно-романтичной и глубокой.

Весенние перевертыши

Жанр: драма

Год: 1974

Режиссер: Григорий Аронов

Актеры: Роман Мадянов, Лариса Малеванная, Николай Пеньков, Лев Дуров

Кадр из фильма.

Тринадцатилетний Дюшка (прекрасная роль замечательного Романа Мадянова) учится жить во взрослом мире. Однажды он замечает, что одна из девочек класса похожа на Наталью Гончарову…

Поначалу ему кажется, что мир полон романтики, но вскоре ему приходится столкнуться с жестокостью и несправедливостью.

Этот хороший и, к сожалению, малоизвестный фильм рассказывает историю крушения надежд. Это фильм о человеке, который пережил безответную любовь и не встретил понимания ни у кого

Это фильм о бесконечности Вселенной, и о том, как важно не сломаться, когда идешь против всех. Картина снята по одноименной повести Владимира Тендрякова, самого “несоветского советского” писателя

Советские фильмы в 40-50 годы

В годы Великой Отечественной войны основной задачей кинематографа стало поднятие боевого духа солдат, демонстрация силы отечественной армии, показ борьбы с фашистским захватчиками. Появились такие знаменитые ленты, как “Жди меня”, “Два бойца”, “Она защищает Родину” и многие другие. В них на первом месте стояло описание подвигов советских бойцов: самопожертвование в бою, партизанская борьба, героическая оборона городов. Благодаря этим фильмам известность получили такие актеры, как Марк Бернес и Валентина Серова.

Актриса Валентина Серова со своим мужем

Мнение эксперта
Андрей Васильевич Петров
Один из сотрудников советского Агентства по защите государственных секретов в средствах массовой информации. Кинокритик и общественный деятель.

К теме войны кинематограф неоднократно возвращался и после победы. Подвиги солдат и тружеников тыла восхваляются в кинолентах “Повесть о настоящем человеке”, “Подвиг разведчика”, “Молодая гвардия”, “Баллада о солдате”, “Летят журавли” и других.

Конец 40х — начало 50х было для кинематографа непростым временем, так как страна только восстанавливалась после войны. Однако, в этот период также создавались достойные и запоминающиеся картины, основной темой которых была жизнь простых рабочих людей:“Большая семья”, “Высота”, “Дорогой мой человек”, “Весна на Заречной улице”, “Солдат Иван Бровкин”.

В 1956 году был снят один из ярчайших советских фильмов, без которого не обходится ни один новогодний эфир — “Карнавальная ночь”, ставший дебютным для Людмилы Гурченко.

Довлатов (2018)

Современный художественный фильм про жизнь журналистов и литераторов в СССР познакомит зрителей с молодым Сергеем Довлатовым. Дни писателя накануне эмиграции его друга Иосифа Бродского проходят в напряжении. Сергея не оставляет страх не успеть реализоваться. Эта морозная ленинградская неделя наиболее ярко отображает суть жизни писателя и его эмоциональные переживания. Он участвует в литературном движении, сталкивается с криминалом, решает семейные вопросы, читает стихи и попадает в комичные ситуации.

ЖанрДрама, мелодрамаАктерыМилан Марич, Данила Козловский, Хелена Суецка, Светлана Ходченкова…СтранаРоссия, Польша, СербияРейтингКинопоиск – 6.6, IMDb – 6.4Возрастные ограничения16+

«Закон жизни» (1940)

Картину Александра Столпера и Бориса Иванова сняли с проката спустя пару дней после премьеры — как только газета «Правда» обрушилась на фильм с критической рецензией. Герой «Закона жизни», секретарь обкома комсомола Огнерубов, на вечеринке выпускников мединститута ведёт себя совершенно не так, как подобает лидеру ленинской молодёжи: пьёт и других «подбивает на пьянку и разложение», ратует за свободные сексуальные отношения, да ещё и ухлёстывает за девушкой, в которую влюбился товарищ: «Вы что, думаете, социализм — это монастырь?!» «Правда» окрестила «Закон жизни» «фальшивым фильмом», а Огнерубова назвала «циником, внутренне гнилым человеком, врагом, разлагающим молодёжь…» Анонимный рецензент заключил: «По фильму выходит, что эта вражеская проповедь Огнерубова безотказно находит доступ к сердцам и умам студентов, завтрашних врачей, и «принципы» Огнерубова реализуются тут же, в аудитории, в пьяной оргии».

Автор сценария Александр Авдеенко поплатился за свою ошибку — лишился квартиры и членства в Союзе писателей и партии. «Закон жизни» появился на телевидении только после распада СССР.

«Закон жизни». (directingfilm.net)

Одесса (2019)

Лето 1970-го года, Одесса. Люди купаются в море и беззаботно проводят дни. Внезапно из-за вспышки холеры город закрывают на строгий карантин. Во время эпидемии у Григория Иосифовича и Раисы Ировны гостят две взрослые дочери с мужьями, и третий зять Борис, прибывший из Москвы вместе с сыном. Так столичный журналист попадает в западню, запертый в одной квартире с родственниками, где и без того напряженные отношения начинают еще больше накаляться. Односерийный российский фильм про Одессу эпохи СССР был снят в Таганроге и Сочи из-за запрета на въезд в Украину продюсеру и актеру драмы.

ЖанрДрамаАктерыИрина Розанова, Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.2Возрастные ограничения18+

Кино в СССР в 60-80х годах

В этот период начинается настоящий расцвет кинематографа в СССР. Свои шедевры создают такие именитые режиссеры, как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия. В историю вошли ленты “Бриллиантовая рука”, “Королева бензоколонки”, “Берегись автомобиля”, “Служебный роман”, “Девчата”, “Операция Ы и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница”, “Москва слезам не верит”.

Памятник Балбесу, Трусу и Бывалому — самым популярным персонажам советского кино в 80-е годы

Главные герои советских фильмов того времени — это по-прежнему простые люди различных профессий: врачи, учителя, рабочие фабрик и заводов, работники сельского хозяйства.

В 70х-80х годах популярными становятся картины Никиты Михалкова: “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, “Вокзал для двоих”, “Жестокий романс”, и Василия Шукшина: “Печки-лавочки”, “Калина Красная”. Международное признание заслужил “Солярис” Андрея Тарковского”.

Во второй половине 80х годов советский кинематограф начинает меняться, в нем находят отражение реалии так называемой “перестройки”, поднимаются темы, бывшие запретными раньше.  В этот период были сняты картины “Маленькая Вера” и “Интердевочка”. Фильм Эльдара Рязанова “Небеса обетованные”, вышедший на экраны в 1991 году, завершил историю советского кинематографа.

Кого считаете лучшим советским режиссером?

Леонид ГайдайЭльдар Рязанов

«Комиссар» (1967)

Ленту 1967 года не показывали в кинотеатрах 20 лет, и столько же не позволяли работать её режиссеру, который с этим фильмом дебютировал в полнометражном игровом кино. Александр Аскольдов взялся за тему Гражданской войны, но не выдержал испытание идеологией. Революцию он изобразил не исполненным героического пафоса событием, а злом, источником войны и горя. Конечно, в год 50-летия «Великого Октября» такой фильм Госкино показать советскому народу не могло, да, впрочем, и в любой другой год тоже.

Цензоры вынесли вердикт: «По картине объективно получается, что революция — это сила, противостоящая человеку, его стремлению к личному счастью»; «…нигилистическое восприятие истории нашей революции»; «…неверное решение темы революционного гуманизма и пролетарского интернационализма». Да ещё и главная героиня — комиссар Клавдия Вавилова — с муками делает выбор между революционным долгом и материнством, а подобный выбор перед советским человеком стоять не может, коммунизм — превыше всего.

Через два года Аскольдова, который пытался «пробить» свой фильм на экран и ходил по разным бюрократам, уволили как «профессионально непригодного» и исключили из КПСС. Госкино решило уничтожить плёнку, но режиссёр Александр Герасимов тайно сохранил единственную копию. В 1987 г. «Комиссара» посмотрело 3,5 млн человек.

Герои «Комиссара». (kinopoisk.ru)

Нечистая сила

Жанр: трагикомедия, сатира, мистика

Год: 1989

Режиссер: Эрнест Ясан

Актеры: Павел Андреев, Римма Маркова, Роман Карцев, Ольга Кабо

Кадр из фильма.

Иван Денисов — сотрудник НИИ. Однажды он отправляется в лес вместе с сотрудниками на заготовку грибов. В лесу молодой человек встречает странную старуху, которая говорит, что она — Баба Яга, и предлагает исполнить любое желание. А желание у скромного юноши одно — деньги, и побольше.

Еще до распада СССР была подготовлена прекрасная база для приватизации. Духовные ценности быстро и беспощадно заменялись на культ денег и силы.

Иван (так и хочется добавить “родства непомнящий”) принимает встречу с Бабой Ягой за прикол. Но когда у него действительно появляются деньги, он вовлекается нечистой силой (в фильме она представлена тремя забавными, почти булгаковскими персонажами) в опасную игру.

Этот фильм относится к прекрасным, недооцененным малоизвестным фильмам СССР. Главная тема картины – духовное падение и моральное разложение главного героя: из наивного интеллигентного юноши он превращается в циника, который роет могилу собственной матери, олицетворяющей Родину… И все-таки, как и многие персонажи Достоевского, Иван относится к роду “блудных сынов”…

Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)

Рейтинг КиноПоиск: 8.72

Рейтинг IMDB: 8.6

Жанр: комедия

Длительность: 90 мин.

Описание: В картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — три новеллы, которые объединяет один персонаж: симпатичный блондин, студент Политехнического института. Он слегка рассеянный, потому вечно попадает в невероятные ситуации. Первая новелла повествует о том, как после стычки с наглым и хулиганистым Фёдором, Шурик и Фёдор пересекаются на стройплощадке, где вынуждены работать в паре. Находчивый и изобретательный студент ищет лазейки и прикладывает максимум усилий, чтобы перевоспитать хулигана. В следующей новелле Шурик встречается с милой девушкой Лидой — студенткой политехнического университета, после того, как всю дорогу через плечо читает её тетрадь с конспектом. В центре третьей истории — проворовавшийся заведующий базой, который, чтобы спастись от наказания, пытается инсценировать ограбление, заручившись поддержкой трёх воров. Но из-за Шурика его грандиозный план терпит крах.

Знаменитые цитаты из фильма:

  1. Ну ладно, давай бухти мне, как космические корабли бороздят большой театр… (хулиган Федя)
  2. Налетай, торопись, покупай живопИсь!  (Трус)
  3. Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нёммм, при нёммм! (Профессор)
  4. Кто не работает — тот ест! Учись, студент! (хулиган Федя)
  5. Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать? (Милиционер)

«Урок литературы» (1968)

Режиссёр Алексей Коренев (постановщик «Большой перемены») перенёс на экран рассказ Виктории Токаревой «День без вранья»; она же выступила сценаристом, помогал ей Георгий Данелия. Главный герой — учитель литературы — понял, что недоволен своей жизнью, и решил не врать. В результате от него уходит невеста, да и с коллегами не заладилось. Георгий Данелия считал, что фильм не выпустили на экраны потому, что цензорам не пришлась по душе тема вранья: «Что значит «День без вранья»? А в остальное время что, советская власть врёт?» Считалось, что советское государство и общество (в отличие от капиталистических) стоят на фундаменте честности, а значит, никакого странного решения не врать быть не должно, и так не врут. Кроме того, главный герой ведёт себя неподобающе для советского гражданина, асоциально. Коренев предложил заменить название картины (не «День без вранья», а «Урок литературы»), но это не смягчило цензоров.

«Урок литературы» показали по ТВ после распада СССР. Зрители хорошо приняли этот добрый и лёгкий фильм.

Герои «Урока литературы». (film.ru)

Письма мертвого человека

Жанр: фантастика, драма

Год: 1986

Режиссер: Константин Лопушанский

Актеры: Ролан Быков, Иосиф Рыклин, Александр Сабинин

Кадр из фильма.

Главный герой фильма, ученый Ларсен, пытается понять причину ядерного взрыва, и найти хоть какую-то точку опоры.

Можно сказать, что эта картина является киберпанком времен СССР — и страшным предвидением будущего: фильм вышел в прокат незадолго до взрыва на чернобыльской АЭС.

Картина пропитана гнетущей атмосферой безысходности, которая преследует зрителя постоянно. Попытки спасения бесполезны, страдания людей ужасны. Стоит ли продолжать жить в мире, в котором погибло все?..

«Отпуск в сентябре»

1979

РЕЖИССЁР:

Виталий Мельников

В РОЛЯХ:

Олег Даль, Ирина Купченко, Юрий Богатырёв, Наталья Гундарева, Евгений Леонов

Оглушительная и при этом совсем камерная драма по известной советской пьесе драматурга Александра Вампилова «Утиная охота». Главный герой получает отпуск в сентябре: за окном льёт дождь, ему с женой дали новую квартиру, и в гости ходят в разной суете разнообразные не те. Беременная жена ждёт начала новой счастливой жизни, пьяные приятели танцуют цыганочку и говорят о всякой чепухе, а герой в кризисе среднего возраста ни в одном встречном не может найти родственную душу и спастись от всепоглощающей пустоты.

«Сладкий сок внутри травы»

1984

https://youtube.com/watch?v=XUJ4egQQ8ek

РЕЖИССЁРы:

Аманбек Альпиев и Сергей Бодров-старший

В РОЛЯХ:

Гульшад Омарова, Айгерим Беккулова, Наталья Аринбасарова

Обезоруживающе искренний, простой и местами очень смешной фильм о первой любви 14-летней казахской девочки Сюйрик к своему однокласснику. Любовь, как это часто бывает, скрываемая и безответная, и понять Сюйрик может только её ровесник Марат, также влюблённый в другую девушку. Гука Омарова — одна из самых обаятельных молодых актрис своего времени — ненадолго стала знаменитостью после «Шизы», а Сергей Бодров-старший после «Сладкого сока» снял ещё много отличных фильмов.

«Интервенция» (1968)

Экранизация пьесы Льва Славина «Интервенция» — об Одессе в годы Гражданской войны, занятой интервентами. Фильм-трагикомедия режиссёра Геннадия Полока, в котором одну из ролей сыграл Владимир Высоцкий, показал красных (как и всех остальных, впрочем) смешными и как-то… без уважения. Не то чтобы в ленте звучали политические неправильные идеи или его посыл был антисоветским — просто сам жанр фильма сочли несоответствующим теме Гражданской войны, которую следовало раскрывать «по-взрослому», без «буржуазного юмора». Революция — это не карнавал. А тут такие диалоги! «- Что, порнографические открытки? — Коммунистические брошюрки!».

Обращение авторов «Интервенции» к Л. И. Брежневу по поводу решения цензоров осталось без ответа. Этот фильм — первую в СССР буффонаду — Госкино уничтожило бы, если бы актёры и режиссёр не спрятали плёнку по частям. «Интервенцию» советский зритель увидел только в 1987 году.

«Интервенция». (imdb.com)

Не болит голова у дятла

Жанр: драма, мелодрама

Год: 1974

Режиссер: Динара Асанова

Актеры: Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Николай Гринько

Кадр из фильма.

В картине рассказывается о нескольких семиклассниках. Главный герой — мальчик по кличке Муха. Это последыш, брат успешного и талантливого спортсмена, кумира всей школы. Всю жизнь мальчишка живет в тени брата, и никто, даже родные, не принимают всерьез то, что ему нравится музыка, точнее, игра на барабане…

Этот фильм рассказывает о детях правдиво, без пафоса и “откровений”. Это кино о взрослении, о становлении личности, о непонимании в семье и об умении отстаивать свои принципы.

Сюжет не нов, но подачу материала можно назвать филигранной. Режиссер никого не обвиняет и не укоряет, и только один раз, в разговоре учителя с отцом семейства, задается важный жизненный вопрос.

Этот хороший фильм, который мало кто знает, наверняка понравится ценителям нетипичных юношеских драм.

«Поворот»

1978

РЕЖИССЁР:

Вадим Абдрашитов

В РОЛЯХ:

Олег Янковский, Ирина Купченко, Анатолий Солоницын, Олег Анофриев

Ранний фильм одного из самых точных и разоблачительных советских режиссёров по сценарию Александра Миндадзе и роману Вениамина Каверина. Главный герой Виктор Веденеев становится виновником ДТП, в результате которого на дороге гибнет невинный человек. Превышение скорости и плохая видимость, обгон — и зыбкий мир недавно женившегося и благополучного человека катится в тартарары. Тему цены ошибки и признания вины Абдрашитов ещё будет развивать в своих более поздних фильмах «Остановился поезд» и «Плюмбум», а в «Повороте» мы смотрим на историю через отличную актёрскую игру Олега Янковского и Ирины Купченко.

Тайна железной двери

Жанр: фантастика, сказка

Год: 1971

Режиссер: Михаил Юзовский

Актеры: Андрей Харыбин, Сергей Евсюкин, Эвальдас Микалюнас

Кадр из фильма.

Однажды в руки мальчику Толику попал коробок чудесных спичек, которые исполняют желание. Обрадовавшись, он загадал кучу всяких желаний, типичных для ребенка 10-11 лет. Он был счастлив. Ровно до тех пор, пока не познакомился с Волшебником, который забрал его на таинственный остров, с которого нет пути…

Нет, этот фильм — не “Лост” времен СССР. Это сказка о том, как страшен мир капитализма. Несмотря на некоторую лубочность, картина достойна внимания — хотя книга Юрия Томина, по которой она снята, гораздо лучше. Кстати, здесь в эпизодической роли засветился поэт-пародист Александр Иванов.

Советские фильмы

 Советская кинематографическая индустрия, временами самобытная, иногда — шедевральная, прошла тяжелый путь через жесткие запреты и строгую цензуру с гордо поднятой головой. С момента первого появления в 1986, полноценного становления в августе 1919 и до распада СССР десятки масштабных кинокомпаний выпускали легендарные картины. В начале — немое кино и короткометражки не перегруженные смыслом, далее — первые попытки создания лент с озвучиванием, цветные фильмы уже более схожи на искусство, и наконец — легендарные ленты, по типу «Москва слезам не верит», удостоенные почетной премии «Оскар».

 Дореволюционные советские фильмы, по правде говоря, лишь отдаленно напоминали шедевры. Они были плотно привязаны к театру, литературе и живописи, заимствовали персонажей русских классиков, на чем и продержались до нового этапа. А таковым-то и стала Октябрьская революция. С ее приходом уровень мастерства большинства режиссеров стал неумолимо оттачиваться, техника съемок — улучшаться. На экраны начали выходить хорошие произведения, а кино индустрия СССР плавно вышла на новый этап. И таковых было еще много, и все по-своему важные и успешные: 40-е принесли миру множество картин о военных действиях («Два бойца», «Жди меня»), 50-е открыли обществу глаза на коррупцию, бандитов и супружеские измены («Дело Румянцева», «Жестокость»), 60-е подняли дух советских граждан веселыми комедиями Леонида Гайдая («Бриллиантовая рука», «Приключения Шурика», «Операция Ы»), 70-е и 80-е оставили в мировом наследии шикарные, а главное — бессмертные мелодрамы («Любовь и голуби», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»).

 Несмотря на то, что внутри Союза уровень популярность советских фильмов достигал невероятных высот, за рубежом они были не приняты и непонятны довольно длительный период. Наверняка образ жизни и житейские проблемы были далеки западному зрителю. Но благодаря стараниям гениальных режиссеров со временем смотреть советские фильмы стали и за пределами Союза. В историю мирового кинематографа навсегда вписаны имена Сергея Эйзенштейна, Александра Роу, Никиты Михалкова, Марка Захарова, Эльдара Рязанова и остальных персоналий, внесших свою немалую лепту в процветание советского кино. Не меньшей похвалы заслуживают актеры «от Бога», которые сделали каждое фильмографическое творение искусства живим и естественным: Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Наталья Варлей, Андрей Миронов, Надежда Румянцева …

Случай из следственной практики

Жанр: криминал, детектив

Год: 1968

Режиссер: Леонид Агранович

Актеры: Любовь Стриженова, Алексей Ковалев, Нина Русланова

Кадр из фильма.

Этот фильм, известный немногим, рассказывает историю Макарцева — заключенного, отбывающего наказание за воровство. Неожиданно для всех он признается в совершенном убийстве.

Дело расследует следователь Сухарева, которая чем дальше, тем больше понимает, что оно очень странное. В итоге выясняется, что убийства не было. И зачем вся эта комедия Макарцеву?..

Эта картина отличается хаотичностью и – частично – сюрреалистичностью. Она заставляет задуматься об ответственности за свои поступки, даже если они были совершены давно.

Бакенбарды

Жанр: комедия, сатира

Год: 1990

Режиссер: Юрий Мамин

Актеры: Виктор Сухоруков, Александр Медведев, Артур Ваха

Кадр из фильма.

Действие этой странной картины, которая по праву входит в список лучших советских фильмов, происходит в небольшом городке, Заборске. Почти вся молодежь городка является членами неформальной группировки, которая называется “Капелла”. Цели у них никакой нет, и они просто бесчинствуют на улицах. Их очень много, жители сторонятся их — и боятся.

Есть в городе и другая группировка, которая называется “Бивни”. Ее члены по ночам ловят членов “Капеллы” и избивают их.

И вот, в один прекрасный день в многострадальном Заборске появляются двое молодых людей, одетых по моде начала 19 века. Они называют себя основателями клуба любителей Пушкина, их цель — наведение порядка в городе. И во всей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector