Вия артмане: брак без любви, царственная карьера и бесславный уход королевы рижского кино
Содержание:
- Последние статьи
- Смерть
- Религиозная линия фильма Вий
- Вия Фрицевна Артмане
- Праздники, посвященные божеству
- Фильмы
- Последние годы и печальный уход
- Настоящая причина смерти паночки
- Трудная любовь. Не на экране, а в жизни…
- Главное — засветиться?
- Детство и юность
- Былые заслуги не в счет?
- Бог Вий в северной традиции гадания и магии
- Образ в народном фольклоре
Последние статьи
-
Почему звезда «Турецкого гамбита» молчала о служебном романе и скрывала имя отца своей дочери: Ольга Красько сегодня, 09:23 -
Какой была в реальной жизни «Белая королева» — идеальная женщина Средневековья, которую любили и презирали: Елизавета Вудвилл 29.11.2021, 21:51 -
Как работала антирусская пропаганда 150 лет назад, и Кто покрывал преступления турок в Болгарии 29.11.2021, 19:13 -
Путешественник без пальцев, человек-рекорд и другие экстремалы, которые в одиночку совершили кругосветное путешествие 29.11.2021, 17:08 -
Чем примечательны город майя Тикаль, остров Пасхи и другие достопримечательности, которые ЮНЕСКО взял под охрану в 2021 году 29.11.2021, 15:09 -
Из-за чего началось и чем закончилось одно из самых крупных социалистических восстаний: Парижская коммуна 29.11.2021, 13:29 -
Как молодая геолог в 1941 году нашла уникальную Долину гейзеров, и куда в наши дни подевался гейзер Большая печка 29.11.2021, 11:47 -
Почём русская живопись на аукционах Лондона: Самые дорогие картины по стартовой цене 29.11.2021, 10:29 -
Почему Александра Градского привозили на съемки «Голоса» на носилках и еще 5 фактов о легендарном артисте 29.11.2021, 09:24 -
Почему единственная россиянка, живущая среди папуасов на острове Сумба, считает его похожим на СССР 28.11.2021, 23:48
Все статьи
Смерть
В 1993 году Вия Артмане в процессе латвийской реституции лишилась квартиры в Риге и была вынуждена доживать последние годы на даче, в маленьком доме в поселке Мурьяни в 40 км от столицы. Нищенское существование подорвало здоровье Вии. Сначала дала о себе знать старая болезнь ног, на которых появлялись трофические язвы, вызывавшие жуткие боли. Позднее актриса перенесла инфаркт и пару инсультов.
Вия Артмане в последние годы (кадр из сериала «Каменская»)
Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в клинике городка Стренчи на 80-м году жизни. Могила артистки с ее фото на обелиске находится на Покровском кладбище в Риге.
В память о великой актрисе появилось несколько документальных фильмов, наиболее известными из которых являются «Обидеть королеву. Вия Артмане» и «Вия Артмане. Королева в изгнании».
Религиозная линия фильма Вий
Религия в фильме заслуживает отдельного упоминания. Хотя тут точно не соврали. Священник нагло дурит паству, пугает их демоническими образами из кинопроектора, а несогласных или чем-то мешающих вообще пытает. Паства она и есть паства — толпа глупых овец, которые забыли своих богов и подчиняются любому жесту священника. С этой стороны совершенно понятна просьба паночки найти убийцу и вредителя. Ведьма с природой, религия против природы.
Момент, когда деревянная статуя распятого Христа в заколоченной церкви мешает Грину проникнуть внутрь, тоже очень показательный. Словно бы сам божий сын защищает преступления религии от разоблачения. Потом, правда, положение было исправлено. Все та же деревянная статуя пришибла священника, типа зло наказано. Типа это один такой исключительный, но на самом же деле христианская религия белая и пушистая. А то, что Паисий набрался дурного у других отцов из Европы, как-то несущественно.
Кадр из фильма «Вий»
Кроме того в фильме почти в самом конце есть еще один короткий, но красноречивый момент. Церковь построена на расколовшейся скале с изображением Солнца. Такой себе символ победы христианства над язычеством. Это кстати отлично объясняет и тот факт, что паночке помогали силы природы — корни. То есть, религия хоть и сверху, но старые боги еще имеют силу.
В общем, кому как, а мне в этот раз картина показалась не просто плохой, но даже отвратительной. Мало того, что у фильма не совсем вразумительный сюжет, кто не знает гоголевского Вия, может с трудом понять, что тут вообще происходит. К этому добавляется фиговая игра актеров, еще и откровенная религиозная пропаганда. Вроде как обличительная, но на деле совсем нет.
Вия Фрицевна Артмане
Семья:
- муж — Артур Димитерс (1915-1986), актер театра;
- сын — Каспар Димитерс (1957), музыкант;
- дочь — Кристиана Димитере (1965), художник.
Семья Вии Артмане: муж Артур Димитерс, сын и дочь
К сожалению, в отличие от театральной, ее личная жизнь не была счастливой. Рассказывает Вия Фрицевна: «Мой муж — мы играли с ним в одном театре — был очень ревнивым.
Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.
Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей.
Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».
Вия хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. И все-таки с Артуром Диметерсом Вия прожила 27 лет. Как бы там ни было, без своего мужа она не стала бы такой великой актрисой. Когда его не стало, она сильно сдала.
Евгений Матвеев
Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым.
Муж закатил страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.
Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме «Родная кровь»
О своем сумасшедшем романе с ним Вия Фрицевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, мать призналась, что Матвеев — ее настоящий отец.
С дочерью Кристианой
В то время Евгению Матвееву так же было нелегко, он хотел уйти из семьи. Но Вия и Евгений условились — рушить свои семьи они не станут, она — ради сына, а он — ради своих двоих детей. Уже в старости, когда мужа не стало, Вия встретила Матвеева в Москве.
Он предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Но она не согласилась.
Дети Вии Артмане
Дети Вии Артмане: сын Каспар Димитерс и дочь Кристиана Димитере
Жизнь королевы
С годами об актрисе забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы. Власти Латвии, после принятия в 90-х закона о реституции, у нее отобрали квартиру в центре Риги. Она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в скромном домике в пригороде столицы.
Потом дала о себе знать давняя болезнь: на ногах стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Ее мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности.
Но она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью.
Квартплата в два раза превышала пенсию одной из самых популярных актрис советского кино. В 2002-м актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних ее работ в кино.
Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Незадолго до смерти крестилась в православную веру под именем Елизавета. Выходит, что родилась в нищете, жила как королева, известная всему миру, и умерла снова в нищете!
Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой»(1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).
Вия Артмане: биография (видео)
Праздники, посвященные божеству
Отдельных праздников, посвящённых Вию славяне не отмечали. Они обращались к мифическому существу, только когда провожали в мир Нави усопших: просили Вия позаботиться о родственнике и вычистить из него всё злое.
Иногда древние славяне – мужчины – проводили специальные ритуалы, посвящённые божеству.
До начала обряда готовили жертвенный костёр (потому что Вий – покровитель пекла), а перед тем как зажечь огонь, участники обряда зачитывали древнее послание к божеству:
«Страшный и беспощадный бог Вий, ты правитель в мире нижнем, мире подземном, мире жарком. Во власти твоей души наших предков, согрешивших и не прощённых.
Нет тебе равных по силе ни под землей, ни на земле. Взгляд твой поражает навсегда, появление твое зовёт за собой беду. Молим тебя, страшный и беспощадный Вий, пощадить нас и предков наших, простить нам и им прегрешения наши вольные и невольные.
И не держи зла ни на них, ни на нас».
В православной культуре Вия сравнивают с Касьяном-Кощеем, который всё «косой косил». На что посмотрит – то и сдохнет или испортится. День злого Касьяна отмечали 29 февраля, его тоже считали сторожем адских ворот.
Правда работа и Вия, и Касьяна была больше чем, просто присмотр за умершими. Они выискивали ещё и грешников, которые по разным причинам не попали в ад, а должны были бы.
Бог Вий персонаж разных поверий, сказок и повестей, которые дошли до нашего времени. Самые известные из них следующие: «Вий» Николая Васильевича Гоголя, «Бой на Калиновом мосту» и «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» Александра Николаевича Афанасьева.
Фильмы
В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».
Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)
В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».
Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».
На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.
Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)
Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.
В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.
Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)
В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).
В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.
Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)
Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.
Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.
Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)
По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.
В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.
Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)
В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.
Последние годы и печальный уход
К сожалению, когда знаменитая актриса достигла пожилого возраста, былое величие забылось. Власти лишили ее шикарной квартиры в Риге, и Вия Фрицевна была вынуждена жить на даче.
Вия Артмане (слева в фильме «Театр)
Актрису мучили хронические заболевания, в числе которых трофические язвы на ногах.
Утешала звезду лишь религия, в конце жизни она приняла крещение под именем Елизавета.
После инфаркта и нескольких инсультов, актриса уже не смогла оправиться и в октябре 2008 года ее не стало. Королеве рижского кино было 80 лет.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Настоящая причина смерти паночки
После того как народ повел на казнь Настусю, Джонатана освободил местный старик Евтух. Грин в свою очередь спас Петруся от самоубийства и вдвоем они решили спасти Настусю. Но для начала ученый открыл заколоченную церковь и нашел там нетленное тело паночки. Здесь же он встретился с бурсаком Хомой Брутом, который год ходил в овечьей шкуре.
Грин уверен, что это он надругался над паночкой, а потом пугал местных. Но все было конечно не так. Хома стал тем случайным парнем, которого загадала паночка. По традиции день Ивана Купала единственный в году, когда официально разрешается заниматься сексом с кем угодно. Это праздник плодородия, а как его еще отметить, если не засевом семени?
Потому-то паночка по фильму вообще могла не быть ведьмой, а контакт с силами получила на эмоциональном пике в момент своей гибели. А так как сам праздник Купалы это день силы, то и сила на стороне паночки оказалась мощная. К тому же старые боги вступили в войну с новой религией. Правда, Хома Брут сделал не очень добрую услугу паночке, но это уже детали.
Кадр из фильма «Вий»
Трудная любовь. Не на экране, а в жизни…
Возможно, не последнюю роль в этом сыграл ее супруг — популярный актер театра Артур Димитерс. Их любовь тоже прошла через многочисленные преграды — к началу их романа Артур был женат, да к тому же был старше ее на 14 лет. Но он привык повелевать, и если ставил перед собой какую-то цель, обычно шел к ней напролом. Он ухаживал за девушкой отчаянно, немножко агрессивно и очень настойчиво. Одно время Вие казалось, что он оставит ее в покое — не тут-то было! Артур развелся с женой и заставил Вию отправиться с ним в ЗАГС.
А дальше он милостиво позволял любить себя! Есть такие мужья, которые считают ниже своего королевского достоинства сходить в магазин за покупками, приготовить ужин, пусть даже не романтический, без свечей, вынести мусор. А уж мытья посуды боятся как черт ладана. В таком случае роль жены ничем не отличается от роли служанки. Примерно в такой переплет угодила и Вия. И если на съемках ее называли королевой и матерью-Латвией, то в личной жизни ей приходилось не только растить двух детей (сына и дочь), но еще и всячески стараться ублажить своего самого большого ребенка — Артура. Она даже начала подумывать о разводе, но быстро поняла — без нее он совсем пропадет! Ох, эта женская жалость!
И прямая, не терпящая ни слова лжи Вия как-то призналась: «Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит». Кстати, Артура не стало в 1986 году.
Главное — засветиться?
А дальше ее пригласил сыграть одну из главных ролей в фильме «Никто не хотел умирать» литовский кинорежиссер Витаутас Жалакявичус. Ему очень хотелось показать, что даже драматические повороты судьбы не в силах сломить слабую лишь на первый взгляд женщину…
В том же 1966 году Артмане снялась в еще одном фильме — «Эдгар и Кристина» у режиссера Рижской киностудии Леонида Лейманиса. Она сыграла главную героиню Кристину, причем сделала это очень пронзительно. Но иначе она и не могла — история конюха Эдгара и горничной барона Кристины в чем-то удивительно напоминала судьбу ее мамы. Только здесь была более счастливая развязка — влюбленные, несмотря на многочисленные трудности, бросаются в объятия друг друга, чтобы не расставаться…
Афиши этого фильма привлекали к себе внимание в больших и малых городах всего Советского Союза. И в конце фильма, когда молодые люди давали всем понять, что отныне они неразлучны, плакали многие женщины: и русские, и украинки, и узбечки
Кстати, именно после этого фильма многих девочек стали называть Кристинами, тогда был настоящий всплеск «кристиномании», и вряд ли «Рабыня Изаура» или «Просто Мария» смогли бы завоевать такую же всенародную любовь! За последующие 10 лет Вия Артмане снялась в 15 кинокартинах. И везде она смотрелась очень естественно и органично.
Детство и юность
Вия родилась 21 августа 1929 года в маленьком латышском поселке Кайве Тукумского края. Родители девочки были польско-немецкими крестьянами. Отец Фрицис Артманс трагически погиб незадолго до рождения дочери, поэтому девочку воспитывала мать Анна Заборская.
Актриса Вия Артмане (кадр из фильма «Последняя индульгенция»)
Детство актрисы было сложным и безденежным. Анна вышла повторно замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и весьма жестоким человеком, поэтому Заборской часто доводилось скрываться от него вместе с дочерью, а девочке с 10 лет пришлось зарабатывать на хлеб, и Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.
Когда Артмане исполнилось 15 лет, девушка переезжает в Ригу и поступает в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата – будущий знаменитый балетмейстер. Изначально в планах девушки было стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но волшебный мир рамп и кулис притягивал гораздо больше, поэтому сразу после войны девушка поступает в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом Вия получила в 1949 году.
Вия Артмане в молодости (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)
Тогда же начинающая актриса меняет свое настоящее имя Алида на более изысканное Вия, а вскоре впервые выходит на сцену. Актриса получала главные роли в пьесах классического репертуара, среди которых были произведения Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Николая Гоголя, Генрика Ибсена, Теннесси Уильямса, Бертольда Брехта. Вия Артмане оставалась в составе столичного театра вплоть до 1998 года, после чего сотрудничала с Новым Рижским театром, а также возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.
В середине 80-х годов занималась политикой и до распада СССР оставалась депутатом Верховного Совета Латвийской республики.
Былые заслуги не в счет?
Она снималась в фильмах практически каждый год, до того момента, пока Латвия не стала «независимой». Я очень хорошо помню эти дни, так как в самый трудный момент новейшей истории Латвии жил в Риге. Много тогда было душевных терзаний, надежд на лучшее будущее. Вот только до простых людей новым латышским властям не было дела. Все это почувствовала на себе мать-Латвия — Вия Артмане. У ее рижского дома нашелся владелец, актрису выселили, и она переехала на небольшой хутор в 40 километрах от Риги. Трудно ли ей было вести сельский образ жизни? Вряд ли — все это она уже проходила в 30-е годы ХХ века.
Вскоре случилась еще одна беда — сын пристрастился к наркотикам. По ее просьбе его окрестили в православие, желая спасти, сама Вия тоже крестилась, взяв себе имя Елизавета. А последняя роль, которую ей довелось сыграть, — роль императрицы Екатерины II в фильме Ильи Хотиненко «Золотой век» (не путать с режиссером Владимиром Хотиненко).
Этот фильм вышел на экраны в 2003 году. А дальше ее еще раз вспомнили: в год ее 75-летия. Но жизнь матери-Латвии клонилась к закату. Вия Артмане скончалась от четвертого инсульта 11 октября 2008 года. И только после смерти она снова вернулась в Ригу, город, в котором стала королевой театра и кино.
Бог Вий в северной традиции гадания и магии
Реза Бога Вия – состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Всевидящее Око.
Номер резы – 9
Гадание. Вопрошание Бога.
Появление Резы Бога Вия обращает внимание Спрашивающего на то, что тот стоит на краю обрыва, а связи с Правью утрачены. Это предупреждение, что человек делает что-то не так, где-то путь его свернул с верной дороги и устремился куда-то в Навь, а надобно – в Правь
Даёт совет: следует очистить свою душу. Чтобы найти правильный путь, понадобится приложить много усилий, от которых не стоит отказываться.
Верный знак нахождения правильного пути – это внезапный приход полосы везения и удачи.
Магия. Когда приглашают Бога Вия.
В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он — хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают — уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мiрами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса!
Плели также наузы, обращаясь к Батюшке Вию в тех случаях, когда очень нужно было преградить путь дурному намерению, остановить нападки, чужие умыслы. Поэтому узелок завязывали, да заговор наговаривали на того человека, от которого поберечься хотели. Науз Вия «Мёртвый узел» называется – служит мощнейшим барьером от недоброго люда.
В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Вий встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.
Образ в народном фольклоре
Как сказано в Википедии, русские и белорусские сказки есть подтверждение того, что веки Вия действительно поднимали вилами его помощники. В русской народной сказке «Иван Быкович», которую записал собиратель и исследователь духовной культуры славянского народа Александр Николаевич Афанасьев, есть занятный рассказ, где можно узнать мифическое существо – Вия.
Сначала Иван победил несколько многоголовых чудовищ и их жён на реке Смородине, после чего ведьма – мать чудищ отправила царевича к своему мужу – хозяину подземного царства.
Старик лежал с длинными ресницами и бровями и ничего не видел. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
– Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей – обратился он к своим богатырям.
И читатель в образе старика сразу может узнать гоголевского Вия.
Массовую известность Вию принёс именно Гоголь в своей одноимённой повести. Писатель считал что это мифическое существо — воплощение воображения простого народа и в своём произведении он старался не менять простоту истории о Вие, которую когда-то слышал сам.