Невероятная рина зеленая: как 90-летняя актриса шутила даже в доме престарелых

Смерть

Последние годы жизни Рина Зеленая почти ничего не видела из-за развившегося астигматизма, а также с трудом передвигалась после перелома бедра. Из-за этих проблем с конца 1980-х годов Рина Васильевна жила в Доме ветеранов кино.

Тем не менее, артистка до последних дней сохраняла оптимизм и уникальное чувство юмора

Когда актриса упала в парке и не могла подняться самостоятельно, то воскликнула: «Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!». Также подшучивала актриса и над собственными званиями и наградами

Когда друзья удивлялись, что Рину Зеленую до сих пор не назвали народной артисткой СССР, Рина Васильевна отвечала, что дадут за 40 минут до смерти. Эта шутка оказалась пророческой. Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Рине Зеленой этого звания 1 апреля 1991 года, а через пару часов актриса скончалась

Также подшучивала актриса и над собственными званиями и наградами. Когда друзья удивлялись, что Рину Зеленую до сих пор не назвали народной артисткой СССР, Рина Васильевна отвечала, что дадут за 40 минут до смерти. Эта шутка оказалась пророческой. Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Рине Зеленой этого звания 1 апреля 1991 года, а через пару часов актриса скончалась.

Причиной смерти актрисы стал рак, который начал развиваться еще в середине 60-х годов. Актриса не показывала заболевания, о том, что любимая артистка два десятка лет мучается от болезни и болей, поклонники узнали только после того, как Рина Зеленая умерла.

Актриса похоронена в Москве, на Введенском кладбище. Могила Рины Зеленой расположена рядом с могилой второго мужа, академика архитектуры Константина Тихоновича Топуридзе.

ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ

Рина Зеленая и Константин Топуридзе 40 лет прожили вместе Фото: Кадр из программы

Впервые Рина Зеленая вышла замуж за юриста, будучи студенткой. Об этом браке мало известно, влюбленные вскоре расстались из-за несовпадения характеров и большой разницы в возрасте. Затем актриса закрутила роман с журналистом Михаилом Кольцовым. Но избранник часто ездил в командировки и был женат, артистка быстро осознала, что не готова разрушать семью и ждать чужого мужчину. Зато следующий ее союз оказался крепким и, как говорила звезда эпизодов, судьбоносным.

Много лет по дороге в театр актриса проходила мимо дома будущего супруга, архитектора Константина Топуридзе, создавшего знаменитый фонтан на ВДНХ. У них было много общих знакомых в столице, но пара ни разу не встретилась на вечеринках друзей. Судьба свела их в Абхазии в доме отдыха «Синоп», где их представил друг другу журналист.

Рина Зеленая почти лишилась зрения после смерти супруга Фото: Кадр из фильма

В браке с Топуридзе Рина Зеленая провела 40 лет, часто признаваясь, что нашла настоящее счастье. У них не было собственных детей, но пара воспитала двоих сыновей архитектора, а актриса сумела даже подружиться с первой супругой возлюбленного. У мужа был непростой характер, они с Зеленой ссорились по мелочам, а Константин Тихонович не умел признавать собственную вину. Но Екатерина Васильевна неизменно называла вспыльчивого избранника ангелом.

Зеленая и Топуридзе почти не расставались. Уезжая на гастроли, актриса отправляла мужу длинные письма. Гуляя, они трогательно держались за руки, не изменяя этой привычке и в старости. Но в 1969 году у Константина Тихоновича случился первый инфаркт. Когда его увезли в больницу, артистке стало дурно, у нее повредилась сетчатка глаза. Второго приступа восемь лет спустя супруг не перенес, и от горя Екатерина Васильевна почти ослепла.

Фильмография[править | править код]

Актёрские работы

1931 — Путёвка в жизнь — певица из шайки Жигана

1935 — Любовь и ненависть — балерина, партнёрша Бубы

1939 — Подкидыш — Ариша, домработница

1940 — Светлый путь — секретарша

1941 — Старый двор — домохозяйка

1947 — Весна — словоохотливая гримёрша

1949 — Встреча на Эльбе — немка

1952 — Композитор Глинка — генеральша

1953 — Сеанс гипноза (короткометражный) — зрительница

1954 — Весёлые звёзды (фильм-концерт) — уценённая кукла Наташа

1956 — Драгоценный подарок — Настя, домработница Сперантовых

1956 — Поэт — поэтесса

1957 — Девушка без адреса — Елизавета Тимофеевна, член худсовета Дома моды

1958 — Жених с того света — мать Нины

1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах, новелла «История с пирожками») — покупательница

1962 — Мой младший брат — тётя Эльва (нет в титрах)
1962 — Семь нянек — дама в красном, зрительница

1962 — Черёмушки — Курочкина

1963 — Каин XVIII — гувернантка Милады

1963 — Падение Карфагенова
1963 — Укротители велосипедов — Аста Сибуль

1963 — Цветные сны (короткометражный) — общая бабушка

1964 — Всё для вас — соседка

1964 — Новогодняя ярмарка
1964 — Сказка о потерянном времени — Надя-старушка

1965 — Иностранка — мадам Жубер

1965 — Дайте жалобную книгу — певица в ресторане «Одуванчик»

1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика (новелла «Напарник») — пассажирка в автобусе

1965 — От семи до двенадцати (новелла «Зонтик») — уборщица (нет в титрах)
1966 — В городе С. — писательница

1966 — Три толстяка — тётушка Ганимед

1969 — Берег юности — бабушка

1969 — Похищение (телевизионный фильм-концерт) — болтливая посетительница

1970 — Внимание, черепаха! — учёный секретарь музея

1970 — Как мы искали Тишку — Людмила Ильинична, бабушка Миши

1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — пассажирка в троллейбусе

1971 — 12 стульев — редактор молодёжного журнала «Жених и невеста»

1971 — Алло, Варшава! — председатель жюри

1971 — Телеграмма — детская писательница

1972 — Карнавал — Червякова

1972 — Чиполлино — графиня Вишня

1973 — Нейлон 100 % — пациентка дантиста

1974 — Скворец и Лира — Урсула

1975 — Приключения Буратино — черепаха Тортила

1975 — Одиннадцать надежд — канадская болельщица в самолёте

1976 — 100 грамм для храбрости (новелла «Какая наглость») — прохожая у метро

1977 — Про Красную Шапочку — бабушка Красной Шапочки

1979 — Шерлок Холмс и доктор Ватсон — миссис Хадсон

1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — миссис Хадсон

1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — миссис Хадсон

1983 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры — миссис Хадсон

1984 — Граждане Вселенной — прабабушка

1985 — Валентин и Валентина — учёная

1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается — миссис Хадсон

Киножурнал «Фитиль»

  • 1964 — Фитиль № 25. Сюжет «Ягодки» — мать Наташи
  • 1969 — Фитиль № 85. Сюжет «Предметный урок» — пассажирка
  • 1978 — Фитиль № 178-03. Сюжет «В поисках трудностей» — хозяйка квартиры

Сценарист

  • 1939 — Подкидыш — совместно с Агнией Барто
  • 1947 — Весна — участие в сценарии
  • 1967 — Ну и рыжик! (мультфильм) — текст от автора

Озвучивание мультфильмов

  1. 1960 — Железные друзья — консервная банка (нет в титрах)
  2. 1961 — Ключ — фея Гиацинта
  3. 1962 — Кто сказал «мяу»? — Щенок
  4. 1963 — Светлячок № 4. Наш карандаш — мышонок
  5. 1963 — Вот так тигр! — Котёнок
  6. 1964 — Лягушонок ищет папу — Лягушонок
  7. 1964 — Петух и краски — Красная краска / утёнок
  8. 1965 — Вовка в Тридевятом царстве — Вовка
  9. 1965 — Лягушка-путешественница — лягушонок (нет в титрах)
  10. 1966 — Жёлтик — лиса
  11. 1966 — Про злую мачеху — капризная девочка Света / бабушка Вовы
  12. 1966 — Самый, самый, самый, самый — Львёнок
  13. 1967 — Слонёнок — слонёнок
  14. 1967 — Как стать большим — котёнок
  15. 1967 — Четверо с одного двора — цыплёнок (нет в титрах)
  16. 1969 — Капризная принцесса — бабулечка-красотулечка
  17. 1970 — Бобры идут по следу — оленёнок
  18. 1970 — Кентервильское привидение — экономка
  19. 1970 — Синяя птица — бабушка
  20. 1971 — Огонь — Мышь
  21. 1971 — Лошарик — Лошарик
  22. 1971—1972 — Приключения Незнайки и его друзей — Пилюлькин
  23. 1972 — Заветная мечта — рыба
  24. 1974 — Волшебник Изумрудного города (1 серия) — жевун
  25. 1974 — Как козлик землю держал — лягушка
  26. 1977 — Незнайка в Солнечном городе — Листик
  27. 1978 — Муми-тролль и другие — Муми-мама
  28. 1981 — Алиса в стране чудес — Герцогиня
  29. 1981 — Тайна третьей планеты — бабушка Коли (в титрах не указана)
  30. 1981 — Мама для мамонтёнка — слониха / бегемотиха
  31. 1985 — Миссис Уксус и мистер Уксус — миссис Уксус

Учёба

Екатерина начала учиться в Ташкенте в реальном училище. Но в скором времени отец получил новое назначение, и семья переехала в Москву. Здесь Василий Иванович постарался и определил дочь на учёбу в дорогое заведение, где занимались девочки из состоятельных семей. Это была гимназия русского предпринимателя и мецената фон Дервиза.

Среди холёных богатых девочек Катя резко выделялась. Во-первых, приехала из какого-то Ташкента. Во-вторых, со смешной фамилией – Зелёная. В-третьих, одежда у неё была самая дешёвая. Да и вела она себя по-мальчишечьи: вечно разорванная юбка из-за того, что могла на дерево залезть или впрыгнуть на ходу в трамвай. Тем не менее училась она хорошо, почти отлично.

Когда Кате было двенадцать лет, началась Первая мировая война. Немцы теперь были врагами, и она вместе с остальными девочками отказалась в гимназии изучать немецкий язык. А вот уроки рукоделия Зелёная бойкотировала в одиночку. Это занятие ей совсем не нравилось, когда все девочки вышивали, она читала им книжки вслух. Когда произошла революция, строгие порядки в гимназии и вовсе сошли на «нет», девушки дерзили классным дамам, убегали с занятий, но документ о среднем образовании всё-таки получили.

В 1918 году главу семьи Зелёных перевели в Одессу. Спустя некоторое время мать с младшими Катей и Зиной поехала к мужу, но по приезде оказалось, что их там никто не ждал, у папы уже была новая жена. Чтобы были средства на съём жилья, покупку дров и провианта, Екатерина решила искать работу. На одной из одесских улиц она прочитала объявление о наборе в театральную школу. Девушка отправилась по указанному адресу, прочитала перед комиссией стихотворение, рассмешив их до слёз, и была принята на учёбу.

Студентов часто задействовали в массовках, и там они жадно впитывали всё, чему могли их научить профессиональные актёры. Наизусть знали все роли из пьес, изучали обычаи и суеверия, научились разыгрывать друг друга, быстро креститься перед выходом на сцену и обязательно садиться сверху на упавший листок с ролью.

В 1919 году Катя окончила театральное училище и начала свой долгий путь в мире искусства.

Арина (имя для девочки): значение по святцам

В православном календаре данное имя не упоминается, поэтому при крещении можно его взять вторым после Ирины. В православной истории известно несколько святых, носящих его:

  • праведная Арина, жена Св. Георгия;
  • царица благоверная Арина;
  • преподобная Каппадокийская Арина.

В православии происхождение и значение имени Арина всегда связывали с аналогом – именем «Ирина». О популярности его говорят и старинные русские пословицы и загадки:

  • Сшила Арина перину, а спать на ней не с кем.
  • Хотела быть с краю Арина, да попала в середину.
  • Сидит Арина, рот разиня («Печная труба»).
  • Баба ворожила и надвое положила. Тетка Арина надвое говорила («Прошлое и будущее») и др.

Мусульманского происхождения и значения имя Арина не имеет, однако, многие современные родители, верующие в ислам, называют так своих дочерей, признавая оригинальность и благозвучность такого имени. Близкие по звучанию исламские имена: Айша «живущая» – перевод с арабского, Амина «верная» и Карима «милосердная».

Звезды и знаменитости по имени Арина

В России это имя вошло в историю, благодаря няне любимого всеми поэта Пушкина, которую звали Арина Родионовна Яковлева. Она была крепостной Ганнибалов, детство Александра Сергеевича прошло под чтением ее сказок, по которым он позднее создал стихотворные произведения.

Сейчас полное имя Арина носят многие знаменитые и популярные люди:

  • Арина Аяновна Шарапова (1961) – телеведущая, имеет 2 высших образования (философский и факультет иностранных языков. Работала на каналах РТР и ОРТ, ведущая информационных программ «Вести», «Время», проекта «Арина» (НТВ), сейчас работает на ТВ-6.
  • Арина Петровна Алейникова (1943) – киноактриса времен СССР.
  • Арина Постникова (1993) – молодая российская киноактриса, известна по сериалам «80-е», «Миндальный привкус любви» и др.;
  • Арина Антоновна Крамер – певица и модельер, доктор экономических наук.
  • Арина Собакина – балерина.
  • Арина Мартынова и Арина Ушакова – спортсменки-фигуристки.
  • Арина Ларина (творческий псевдоним) – писательница, чье творчество посвящено любовным историям.
  • Арина Холина (1974) – российская журналистка и писательница.

Имя Арина не является широко используемым, и одно время даже было довольно редким. Однако в последнее 10-летие оно приобретает популярность. Многие счастливые родители, выбирая имя для дочери, ознакомившись с положительными чертами характера и историей происхождения имени Арина, с огромным удовольствием называют так своего ребенка. Главное, чтобы оно сочеталось с отчеством и фамилией.

Как время года, в котором родился человек, влияет на его характер

Зимняя Рина не любит находиться в одиночестве, старается окружить себя преданными и понимающими товарищами. Девушка активна и самостоятельна, никогда не полагается на помощь окружающих. Такая не станет сидеть без дела.

Зимняя Рина обладает самостоятельностью и активностью

Рождённая под покровительством весенних месяцев, Рина наделена вспыльчивым, но уязвимым характером. Женщина не любит большого скопления людей, не терпит ссор и конфликтов, старается всегда добиваться поставленных целей, самолюбива и прямолинейна

Девушка зависима от близких людей, ей важно, чтобы рядом был понимающий и любящий человек

Весенняя Рина нуждается в близком человеке, который всегда будет рядом

Летние месяцы награждают Рину энергичностью

Эта девушка приветлива в общении, знает, как получить внимание от окружающих. Она привыкла радоваться жизни, любит комплименты, но бывает слишком высокомерна

Летняя Рина приветлива и жизнерадостна

Осень наделяет Рину уверенностью в себе и гордостью. Женщина любит умных и интеллектуальных людей, сама также обладает такими качествами. Однако она склонна к излишней вспыльчивости, что часто отталкивает окружающих от девушки.

Осенняя Рина бывает излишне вспыльчива

Начало актёрской карьеры

Актёрский дебют Екатерины Зелёной состоялся во время гражданской войны, когда она отправилась с коллективом театрального училища выступать перед бойцами Красной Армии под Царицыным.

В 1921 году она вошла в труппу любительского одесского театра под названием «КРОТ», расположившегося в старом подвале. На сцене она танцевала, пела, бывало, что за один вечер исполняла пять ролей. Тогда же родился и её псевдоним, на афише не вместилось полное имя актрисы и пришлось сократить Екатерина на Рина. Помимо вечерних выступлений, днём у актёров тоже находилось много работы, потому что всё делали сами – переводили пьесы, шили костюмы. Причём из-за бедности настолько приходилось экономить, что если ролью не предусматривалось поворачиваться к зрителям задом, то шили только переднюю часть костюма.

Выступления Рины Зелёной пользовались большим успехом, и вскоре она приняла решение переехать в Москву, узнав, что там открывается много новых театров. Старшая сестра Муся встретила Рину без особой радости, но помогла ей снять комнату у своих соседей. Определившись с жильём, Зелёная отправилась на поиски работы. Проходя мимо ярких светящихся витрин, шумных торговцев и мчащихся автомобилей, молодая актриса находилась в подавленном состоянии. Её здесь никто не знал и не ждал.

И тут в глаза бросилась вывеска «Театр «Не рыдай!» Недолго думая, она вошла в помещение и оказалась в самом популярном московском ночном кабаре. Цены здесь были одни из самых высоких в городе, тем не менее зал всегда забивался до отказа: собиралась столичная богема, актёры и писатели, художники и музыканты. Визитной карточкой кабаре были куплеты, пародии, романсы. Рину взяли на работу, она пела песенки, специально сочинённые композиторами Юрием Милютиным и Матвеем Блантером, и поэтами Николаем Эрдманом и Верой Инбер. Каждый вечер артистам полагался бесплатный ужин, а готовил в «Театре «Не рыдай!» самый лучший повар в Москве.

Потом Зелёная сменила ещё несколько театральных заведений (Петроградский «Балаганчик» и «Летучая мышь»), прежде чем её пригласили в только что организованный Московский театр сатиры. Зрители влюблялись в Рину сразу. Когда она впервые выходила на сцену, её сначала не замечали

Однако стоило ей открыть рот, как всё внимание зала переключалось на маленькую, но яркую актрису. Популярность была такой огромной, что женщины, приходя в парикмахерские, просили подстричь их под Рину Зелёную

Личная жизнь

Первым мужем Зеленой стал адвокат Владимир Блюменфельд, который был значительно старше актрисы. Прожив какое-то время в браке, супруги перестали находить общий язык, между ними часто возникали конфликты и ссоры. Они расстались, но сумели сохранить теплые отношения и остаться друзьями на всю оставшуюся жизнь. Бывший муж во всем поддерживал Зеленую, интересовался ее успехами и радовался за нее. Через какое-то время после разрыва с Владимиром у нашей героини начался серьезный роман с известным журналистом Михаилом Кольцовым. Зеленая самозабвенно любила этого человека, но счастье рухнуло, когда актриса узнала о семейном положении своего избранника. Михаил был женат. Разлучать семью актриса не хотела и разорвала отношения.

Это был один из самых тяжелых периодов в жизни великой артистки. Она страдала, перестала доверять мужчинам

После долгого периода одиночества Рина повстречала самого важного мужчину в своей жизни – Константина Топуридзе. Этот человек сумел заставить актрису снова поверить в любовь

Вскоре пара поженилась.

Топуридзе был известным архитектором. Например, он спроектировал фонтаны, установленные на ВДНХ в Москве. Константин и Рина были счастливы в браке. Но в конце 70-х любимый муж актрисы скончался. Это было для женщины настоящим ударом. Она очень тяжело переживала смерть самого дорогого для нее человека на свете.

Рекомендуем: Ирина Алферова: кинокарьера и личная жизнь

Актриса не любила поминки и не пошла даже на похороны мужа. Еще задолго до своей болезни просила не устраивать ей похорон после смерти. Ее желанием была кремация после отпевания.

Актриса написала автобиографию, которую назвала «Разрозненные страницы». В книге Зеленая описала свой жизненный путь, людей, с которыми ей посчастливилось повстречаться, и творческий мир, в котором она прожила много лет.

Театр

Катя устроилась на подработку в театр «Балаганчик», а затем «Крот» и кабаре «Нерыдай». Там она пела, исполняла пародии, монологи в стихах и популярные в те времена чарльстушки — четверостишия под музыку. Однажды имя «Екатерина Зеленая» не поместилось на первую в ее жизни афишу, и по требованию художника-оформителя пришлось его сократить. Так она стала Риной. Платили начинающей артистке немного, а если задерживали зарплату, то приходилось голодать. Друзья старались помогать, но девушка была слишком горда, чтобы позволять им это. Рина читала детские стихи и рассказы на радио, выступала на эстраде. Когда шла Великая Отечественная война, её видели в составе бригад артистов, которые ездили на линию фронта и поднимали боевой дух советских солдат. Этот своеобразный подвиг артистки был отмечен орденом Красной Звезды. Следующим театром для Рины Зелёной стал «Не рыдай». Он располагался в столице. Потом продолжила служить Мельпомене на сцене петроградского «Балаганчика», четыре года отдала Театру Сатиры в Москве, позже в Театре эстрады и миниатюр.

Творческий путь актрисы был извилистым и тернистым. У нее долго не получалось найти свою нишу на эстраде, пока не помог случай. Как-то раз Рина Зеленая зашла в известный на всю Москву ресторан «Оливье», в котором выступали ее знакомые. И тут администратор кинулась к ней со слезами: «Риночка, выручайте! Наш пианист не пришел — наверное, запил. Займите чем-нибудь публику, лишь бы не срывать программу!» С этими словами она выпихнула артистку на сцену.

Рина Зеленая на сцене «И я решилась показать то, что раньше видели только мои друзья и актеры за кулисами», — рассказывала Зеленая. Она стала читать стихи Корнея Чуковского детским голосом. Публика приняла ее с восторгом! «Я даже не подозревала, что открыла новый жанр… Потом позже все пошло-поехало. У меня даже появились подражатели!» С тех пор детский голос стал «фишкой» актрисы. Рину приглашали на концерты, в передачи на радио, в озвучивание мультфильмов.

«Бездетная, я всю жизнь читаю за детей стихи и рассказы и никого лучше детей в мире не знаю. Я разговариваю с детьми часами, как с взрослыми. И мне кажется, они меня признают!» — говорила артистка. Зеленой доставляли мешки писем, исписанные неровным детским почерком. Дети доверяли Рине самое сокровенное.

И если раньше перед сном Рина читала классическую литературу, то теперь в ее руках были детские письма и карандаш: она выписывала «перлы» и затем использовала их в своих выступлениях. Как и случайно услышанные обрывки детских фраз, например такие: «Папа, купи мне барабан! Я тебе мешать не буду — буду играть, только когда ты спишь!», «Мишенька, ты своим рыбкам воду поменял? — Нет, не поменял: они еще эту не выпили!».Большинству Рина Зеленая казалась вечным оптимистом. Но какой она была за кадром, на самом деле, — знали немногие.

Биография[править | править код]

В источниках встречаются различные даты рождения актрисы; все сходятся лишь в том, что родилась она в Ташкенте. Училась в реальном училище, когда её отца, Василия Ивановича Зелёного, перевели по службе из Ташкента в Москву, она поступила в гимназию фон Дервиза в Гороховском переулке.

В 1919 году окончила Московское театральное училище. Её учителями были Илларион Певцов, Николай Радин, Мария Блюменталь-Тамарина.

Тогда же вышла замуж за юриста Владимира Блюменфельда, но вскоре они расстались из-за несходства характеров. Вторым мужем актрисы был архитектор Константин «Котэ» Топуридзе (1905—1977). Детей не было.

Начинала она на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Работала в театрах (с 1921 года) «Балаганчик» (Петроград), «Крот» (Одесса), кабаре «Нерыдай».

Актриса играла эксцентрические роли в пародийных пьесах, исполняла монологи в стихах, частушки, песенки, написанные на музыку М. Блантера, С. Каца, Ю. Милютина. Уже в 1923 году публика специально приходила к номеру актрисы, что давало повод конферансье С. Тимошенко («Балаганчик») представлять её так: «Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица — всё сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее».

В 1924 году стала актрисой Московского театра сатиры. С 1928 года перешла в труппу Театра обозрений при Доме печати. Работала в Московском и Ленинградском мюзик-холлах (1929—1931), Московском театре миниатюр (1938—1941). В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В её репертуаре стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова.

В 1929 году Зелёная была вынуждена заполнить паузу, возникшую в концерте по непредвиденным обстоятельствам, и прочла «Мойдодыр» К. Чуковского голосом ребёнка. Успех был оглушительным. Так возник знаменитый, ставший с 1940-х годов основным для её концертной эстрады жанр «Взрослым о детях» или «О маленьких для больших». В образе доброй, весёлой девочки исполняла монологи, пела детские песенки («Чернобурка», «Почемучка», «Пёрышки у птички»). Органичность исполнения роли была столь велика, что на радио шли письма маленьких слушателей актрисе.

Уникальная индивидуальность актрисы, сформировавшаяся благодаря природной склонности к пародированию, эксцентрике, импровизации, позволила ей создать ряд ярких сатирических ролей и номеров. В пародийном номере «Чарльстушки» актриса, исполняя частушки в русском сарафане, внезапно сбрасывала его и оставалась в шаржированном костюме (купальник, но застёгнутый наглухо ворот косоворотки, голова серебряного петуха на трусиках и пышный букет страусовых перьев сбоку, как бы хвост петуха), переходила на чарльстон и в его ритме продолжала исполнять частушки. В миниатюре «Антракт без антракта» (1938) сатирический образ хваткой, наглой буфетчицы — эту роль актриса написала сама. В миниатюре Л. Ленча «Одну минуточку» (1940) зубного врача, занятого общественной работой.

Во время Великой Отечественной войны участвовала в выступлениях фронтовых артистических бригад, за что в 1944 году была награждена орденом Красной Звезды. В наградном листе к ордену указано:

Снималась в кино («Подкидыш», «Весна», «Светлый путь», «Приключения Буратино», в сериале о Шерлоке Холмсе), писала сценарии, рассказы в соавторстве с А. Барто («Пёстрые рассказы», 1958).

В 1981 году она написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы», адресованную широкому кругу читателей. Книга включает в себя описание творческого мира, в котором жила актриса, с кем её сводила судьба и как это действовалo на неё, как на творческую личность. В книге присутствовали такие личности, как Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и многие другие.

Своим уникальным запоминающимся голосом она озвучила множество мультфильмов.

Актриса всегда очень несерьёзно относилась к своим наградам. «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти», — смеялась она. Так и получилось. 1 апреля 1991 года М. Горбачёв, ещё будучи президентом СССР, издал указ о присвоении Рине Зелёной звания народной артистки СССР, однако в тот же день несколькими часами позднее она скончалась от злокачественной опухоли. Ходу этим документам не дали[источник не указан 537 дней].

Жила в Москве в бывшем доходном доме Первого Российского страхового общества (Кузнецкий Мост, 21/5 — Большая Лубянка, 5/21). Последние годы своей жизни провела в Доме ветеранов кино в Матвеевском.

Похоронена в Москве, на Введенском кладбище, рядом с мужем — архитектором Константином Топуридзе (3 уч.).

Фильмография актрисы

Список фильмов, в которых играла Рина Зеленая:

«Путевка в жизнь»;
«Подкидыш»;
«Любовь и ненависть»;
«Старый двор»;
«Светлый путь»;
«Композитор Глинка»;
«Весна»
«Поэт»;
«Сеанс гипноза»;
«Драгоценный подарок»;
«Веселые звезды»;
«Девушка без адреса»;
«Совершенно серьезно»;
«Семь нянек»;
«Жених с того света»;
«Ключ»;
«Каин XVIII»;
«Черемушки»;
«Укротители велосипедов»;
«Сказка о потерянном времени»;
«Дайте жалобную книгу»;
«Все для Вас»;
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»;
«Три толстяка»;
«Иностранка»;
«В городе С»;
«Новогоднее похищение»;
«Приключения желтого чемоданчика»;
«Внимание, черепаха!»;
«Как мы искали Тишку»;
«12 стульев»;
«Алло, Варшава!»;
«Телеграмма»;
«Огонь»;
«Нейлон 100%»;
«Скворец и лира»;
«Приключения Буратино»;
«Сто грамм для храбрости»;
«Одиннадцать надежд»;
«Про Красную Шапочку»;
Сериал «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»;
«Граждане вселенной»;
«Валентин и Валентина».

Также актриса много работала в сфере озвучивания мультфильмов. Ее голос звучит в следующих анимационных лентах:

  • «Кто сказал «мяу»?»;
  • «Капризная кошка»;
  • «Светлячок № 4. Наш карандаш»;
  • «Петух и краски»;
  • «Мышонок и карандаш»;
  • «Лягушонок ищет папу»;
  • «Вовка в Тридевятом царстве»;
  • «Про злую мачеху»;
  • «Капризная принцесса»;
  • «Бобры идут по следу»;
  • «Кентервильское привидение»;
  • «Заветная мечта»;
  • «Волшебник Изумрудного города»;
  • «Как козлик Землю держал»;
  • «Незнайка в Солнечном городе»;
  • «Алиса в стране чудес»;
  • «Мама для мамонтенка»;
  • «Миссис Уксус и мистер Уксус».

Именины и святые покровители

Имени Рина нет в православных святцах. Крестить девочку будут под другим именем, скорее всего, для ритуала выберут имя Регина. Тогда покровительницей Рины станет святая Регина Гальская, или Рэни (на французском Sainte Reine). Девушка родилась в католической семье во Франции (III век). Её мать умерла при родах, а отец отказался от дочери. Воспитывала Рэни кормилица-христианка, которая и познакомила святую с христианской верой. Во время гонений девушка была подвержена мучениям, а после обезглавлена.

Святая Регина жила в бедности и нищете, зарабатывая на жизнь тем, что пасла овечек; во время работы Регина часто молитвенно общалась с Господом и размышляла о житиях святых

Рина, крещёная под именем Регина, будет отмечать свои именины в день памяти святой покровительницы, а именно 7 сентября.

Детские годы

7 ноября 1901 года в городе Ташкенте в семье Василия Ивановича и Надежды Фёдоровны Зелёных родился третий ребёнок – дочь Катя.

Город детства она запомнила небольшим и одноэтажным, где повсюду росли тополя и акации, а по улицам были уложены кирпичные тротуары, по которым с утра до вечера сновали маленькие ишаки, иногда проходили караваны верблюдов.

Семью нельзя было назвать дружной, каждый жил сам по себе. Отец занимал незначительную должность на государственной службе, был педантом и аккуратистом, экономил каждый грош своей скромной зарплаты. Его внешние данные – очки, усы, борода – не вызывали симпатии даже у супруги, которую в шестнадцатилетнем возрасте отдали замуж за человека, намного старшего от неё.

Мама была очень легкомысленной женщиной. Это качество поражало даже близких знакомых: любую вещь в доме она с лёгкостью могла отдать первому встречному. Мать считала, что делает добро, однако было оно крайне бессмысленным. Иногда во двор захаживал продавец пирожных, через плечо на толстом ремне у него висела стеклянная витрина, в ней красовались воздушные разноцветные и весьма соблазнительные лакомства. Выходила из дома мама и разрешала всем детям взять по одному пирожному. Потом оказывалось, что деньги она добыла у старьёвщика, продав ему пальтишки младших дочерей. Дети кушали лёгкие кремовые десерты, облизывая пальцы, но в зиму оставались без верхней одежды.

А в остальном семья жила, как и все вокруг, в доме даже был музыкальный инструмент, на котором училась играть старшая сестра Муся. К ней на дом приходила преподавательница, но иногда Муся могла сбежать с занятий, и тогда, чтобы оплаченный урок не пропадал, за инструмент усаживали Катю. Муся вообще была далека от младших детей. К шестнадцати годам у неё появились кавалеры, она постоянно вертелась возле зеркала-трельяжа, к которому строго запрещала подходить сёстрам Кате и Зине.

Брат Иван вообще был личностью загадочной и непостижимой. Мама нанимала гувернантку-немку, но как только она входила в дверь, Иван выпрыгивал в окно, бежал на речку и возвращался только под утро, с ног до головы обвешанный змеями. Отец часто порол его, боясь, что парня выгонят из реального училища.

У Кати была ещё младшая сестра Зина. Когда старшие пропадали из дома (Муся уходила гулять с подружками, а Иван на рыбалку), эти две девчонки вертелись у всех под ногами, словно шаловливые котята. Катя на правах старшей частенько эксплуатировала добрую и кроткую Зину, а та беспрекословно выполняла задания типа: «Отнеси-принеси, подай-убери, приди-уйди».

Астрология имени и талисманы

Покровительницей женщины по имени Арина является Венера, которая наделила ее приятной внешностью, мягким и покладистым характером. Максимально положительно это проявляется у девочек, родившихся под знаком Овна, Тельца, Льва или Козерога.

Основные черты обладательница имени Арина – это выносливость, стойкость, решительность и желание успеха.

А вот детям, родившимся под знаками: Рака, Девы или Рыб, астрологи не советуют давать данное имя, чтобы не вызвать возможных противоречий между своей личностью и окружающими людьми.

Узнаем о значении и происхождении имени Арина для девочки. Слово состоит полностью из «золотых» букв, это означает, что люди, которые сталкиваются с ней по жизни, запоминают ее надолго.

По данным астрологов, для семейной жизни ей подойдут мужчины с именами: Алексей, Антон, Борис, Иван, Андрей, Данила, Игорь, Степан, Сергей. А вот брак с Тимуром, Анатолием, Олегом, Вячеславом или Валентином, скорее всего, окажется неудачным.

Любимые цвета: желтый, зеленый, синий.

Растения: шафран, ландыш и каштан.

Счастливые животные: чайка, сова.

Камень-талисман: хризопраз, лечебный опал.

Удачные дни приходятся на весенние месяцы, самый благоприятный день – пятница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector