«без такого помощника пётр не стал бы великим»: какую роль в истории россии сыграл александр меншиков
Содержание:
Олег Меньшиков с женой Анастасией и детьми — семейные фото
Пока вокруг пары бушуют страсти, Олег с супругой тихо и мирно живет вдали от журналистов и объективов фотокамер.
Когда Чернову спрашивают об отношениях с мужем, она всегда отзывается о нем с нежностью и уважением. В редких интервью девушка неоднократно заявляла, что холодный и равнодушный Олег на публике совершенно преображается дома.
По ее словам, мужчина мечтает о ребенке.
Меньшикову, несомненно, очень повезло с супругой. У нее мягкий и покладистый характер. Она не устраивает прилюдные скандалы, не противится уходам мужа на светские тусовки. А родители актера души не чают в девушке.
Однако, когда коллег и друзей звезды спрашивают о взаимоотношениях Олега и Насти, те отвечают загадочной улыбкой. На руке актер носит два обручальных кольца. Сплетники говорят, что одно из них напоминает Меньшикову о сердечном друге.
Олег Меньшиков — голубой
Кумир миллионов российских женщин элегантный Олег Меньшиков ведет закрытый образ жизни, никогда не общается на темы семейных отношений и в свои 49 лет не имеет детей.
Слухи о гомосексуальных наклонностях артиста в светской тусовке ходили давно. Многие, хорошо знающие Меньшикова, не стеснялись говорить об этом в открытую. Сначала много разговоров было о романе Олега с изящным актером Андреем Руденским, а с 1999 года Меньшикова все чаще стали видеть с молодым слащавым актером Никитой Татаренковым.
Андрей Руденский
Познакомились артисты на съемках «Сибирского цирюльника», и вскоре на на светских мероприятиях стали появляться чуть ли не под руку. Через год Никита спешно покинул Театр на Малой Бронной и ушел в творческое объединение «Театральное товарищество», продюсируемое Меньшиковым, где получал от него лучшие роли во всех спектаклях.
Никита Татаренков и Олег Меньшиков
Разговоров о гей-пристрастиях Меньшикова стало еще больше, и дабы укрепить свою пошатнувшуюся репутацию, он в 2005 году решился на свадьбу. С женщиной. Но вышло еще хуже.
Избранницей актера стала малоизвестная молодая актриса Анастасия Чернова. Предложение Меньшиков сделал по телефону, еще не зная девушку лично. И только после этого они начали встречаться. Но и после свадьбы актер с супругой появлялся на публике в компании… все того же Татаренкова. Более того, в разговоре с журналистами Настя косвенно подтвердила тот факт, что ее брак с знаменитым актером является фиктивным. «Хотите, я позову мужа? Он спустится и расскажет вам сказочку, как у нас с ним все хорошо!», — рассказала девушка.
Олег Меньшиков с супругой и Никитой Татаренковым
Более того, Меньшиков начал носить два обручальных кольца. Как выяснилось, таким приемом часто пользуются представители «голубой» среды, которые, дабы избежать ненужных пересуд, заводят себе спутниц, или жен, для выхода в свет, которых называют «чайка» или «борода». Одно кольцо — стандартное обручальное, а другое — знак признательности и верности истинному «другу».
В 2006 году начались съемки сериала «Золотой теленок». Меньшиков был приглашен на роль Остапа Бендера, а на роль Шуры Балаганова сначала хотели пригласить комедийного актера Павла Деревянко, но Олег Евгеньевич категорически настоял, чтобы роль досталась Никите Татаренкову.
Во время длительных съемок в отдаленном и нелюдном городке Плёс влюбленным, судя по всему, окончательно надоело соблюдать режим секретности и пара позволила себе расслабиться. Меньшиков и Татаренков вместе приезжали и уезжали со съемок в гостиницу, вместе отдыхали и развлекались. Только Татаренкову было разрешено посещать личный трейлер именитого друга. Всем остальным членам съемочной группы, в том числе и режиссеру Ульяне Шилкиной, это было строжайше запрещено. Олег Меньшиков баловал и всячески опекал своего любимца: катал его на лодке, следил за здоровьем друга и покупал ему ювелирные украшения
Остальных актеров и участников съемочного процесса Олег и Никита своим вниманием не баловали. Такая вот мужская дружба…
Как поделился с «КП» один знаменитый режиссер, Меньшиков, хоть и получил статус звезды, превратившись в одного из востребованных и высокооплачиваемых актеров, но многие кинематографисты не жаждут приглашать его на роли страстных донжуанов и мачо.
«Меньшиков при всей своей внешней красоте, актерской стати, таланте, имеет внутренний комплекс, — рассказал режиссер. — Он может изображать любовь, но в кульминационных точках, когда требуется показать высшую степень страсти, он не срабатывает. Надо чувствовать, а если пережитого чувства нет — не сыграешь! Играя на экране мужиков, он словно бы входит в конфликт с самим собой… Простите, можно напиться до такой стадии, что женщину за мужика примешь. Можно быть с женщиной, но не чувствовать должного наслаждения… И хотя в настоящее время нетрадиционная ориентация, как говорят, в бомонде даже в моде, но в реальности для мужчин это очень большая трагедия. Чувствовать, что ты из другого теста… Как сказал Достоевский, Бог кого очень любит и на кого много надеется, посылает тому много несчастий»…
Дальнейшие события
Санкт-Петербургский генерал-губернатор в 1718 году принял участие в розыске царевича Алексея. После его смерти Меншиков был с царем в хороших отношениях. В 1719 году Петр Первый назначил его президентом Военной коллегии с чином контр-адмирала. Государь настолько сильно доверял военному, что даже поручил ему участвовать в делах Верховного суда по раскрытию и преследованию всяких чиновничьих преступлений, в частности злоупотребления казной. Председателем суда на тот момент выступал Вейде. В злоупотреблениях обвиняли ряд первых государственных деятелей, в числе которых находился и сам Меншиков. Попросив прощения у Петра и подкрепив свои слова 100 тысячами червонцев штрафа, контр-адмирал смог помириться с царем.
В 1722 году Петр вместе с Екатериной отправился в персидский поход, оставив Меншикова в Петербурге, чтобы тот вместе с другими вельможами временно возглавил правительство. По возвращении государя Александр Данилович вновь впал в его немилость. Причиной тому стало неприкрытое казнокрадство и грабительство, а также противозаконные проступки в управлении Кроншлотом. В наказание Петр отобрал у Меншикова табачный откуп, лишил его звания псковского наместника и забрал подаренные ранее имения Мазепы. Кроме того, контр-адмиралу пришлось заплатить штраф в размере 200 тысяч рублей. По словам современников, вдобавок ко всему, Петр отколотил казнокрада собственной тростью. Вскоре, правда, они вновь помирилась: больно уж уважал царь Меншикова. Перед смертью государя герой нашего разговора в очередной раз был уличен в злоупотреблении. На этот раз Петр уволил его с должности губернатора. На этом посту временник пребывал целых 22 года.
Кино
Первую свою роль в кино – разведчика Шурки в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» Олег Меньшиков сыграл в 1980 году, будучи студентом четвертого курса училища. Затем последовали роли второго плана в фильмах «Родня» Никиты Михалкова и «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна. Учась на последнем курсе Театрального училища, Меньшиков снялся в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» в главной роли. Фильм вышел на экраны в 1982 году и сразу принес актеру популярность. Его Костик – до сих пор один их самых любимых персонажей отечественного кинематографа.
Потом последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах: «Капитан Фракасс», «Полоса препятствий», «Михайло Ломоносов», «Володя большой, Володя маленький», «Мой любимый клоун», «По главной улице с оркестром», «Моонзунд», «Дюба-дюба», «Брызги шампанского», «Жизнь по лимиту», «Лестница», «Яма», и др.
В 1994 году Олег Меньшиков снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», роль в котором стала одной из самый ярких в творческой биографии актера и принесла ему несколько премий: Государственную премию России, приз Кинопрессы – «Лучшему актеру года», профессиональную премию за лучшую мужскую роль «Зеленое яблоко – Золотой листок».
Следующая роль в фильме режиссера Сергея Бодрова старшего «Кавказский пленник», снятая в 1996 году была также отмечена многими наградами, среди которых: «Золотой Овен», Гран при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, приз за лучшую мужскую роль III Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге, профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль, Государственная премия РФ.
В 1998 году актер вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился третьей Государственной премии России, а также премии «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль.
В 1999 году на экраны вышла картина «Мама» режиссера Дениса Евстигнеева с участием многих звезд российского кино, таких как Нонна Мордюкова, Владимир Машков, Евгений Миронов. Герой Меньшикова – Ленчик — стал центром фильма, рассказывающего историю женщины-матери, совершившей преступление в надежде на лучшее будущее своих детей.
В том же году он получил приглашение на одну из главных ролей в ленте французского режиссера Варнье «Восток – Запад». Фильм был номинирован на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм».
В 2003 году Олег Меньшиков снялся в английском сериале «Главный подозреваемый», затем были «Золотой теленок», «Статский советник», «Доктор Живаго» и «Утомленные солнцем 2».
Одна из последних его работ в кино — роль тренера Анатолия Тарасова в фильме «Легенда №17». «После того, как я сыграл тренера Тарасова, у меня новое поколение поклонников появилось — 15-летние пацаны. Кто-то мне рассказывал, что шли мимо мемориальной доски: «В этом доме жил великий тренер Анатолий Тарасов». А навстречу два пацана. Прочитали, и один другому говорит: «И надо было подписать: «А сыграл его в кино Олег Меньшиков». Это приятно. Это радостные моменты».
Становление царедворца
Достоверных данных о происхождении Александра Даниловича Меншикова сегодня в распоряжении историков нет. По официальной версии петровских времён, отец будущего князя был литовским дворянином из древнего рода, попал в плен в ходе русско-польской войны и поступил на службу к государю Алексею Михайловичу, а мать была дочерью известного купца. Однако знатное происхождение Меншикова ставилось под сомнение многими историками, в частности профессором Николаем Павленко. Согласно свидетельствам современников, в детстве Меншиков торговал пирогами.
«Меншиков, даже если он был сыном служащего и купчихи, ребёнком вполне мог продавать где-то пироги. В Москве этот рассказ жил долгие годы. Его надёжность засвидетельствована многими людьми — в том числе известными дипломатами», — рассказал в интервью RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.
В 14 лет Александр стал денщиком Петра I и быстро завоевал его доверие. Меншиков участвовал в создании потешных войск, в Азовских походах и подавлении Стрелецкого бунта, путешествовал с царём по Западной Европе, помогал ему создавать военно-морской флот. В 1700 году он получил чрезвычайно высокое по тем временам звание поручика Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка, капитаном которой был сам Пётр.
- Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного
Для Меншикова не существовало ничего невозможного. Он всегда брался за исполнение любого распоряжения государя. Ценным для царедворца качеством было то, что он умел веселить вспыльчивого монарха и быстро «тушить» его гнев. Согласно рассказу историка Андрея Нартова, Пётр как-то разозлился на Меншикова и пообещал отправить его снова торговать пирогами. Александр Данилович выскочил тотчас на улицу и демонстративно вернулся к царю уже с кузовком пирожков в руках. Пётр рассмеялся и простил своего сподвижника.
Театр
В 1981 году Олег получил диплом и начал работу в Малом театре. Спустя год его призвали на службу, он попал в Центральный академический театр Советской армии. Одной из лучших его ролей того периода стал Ганечка из «Идиота» Достоевского.
После армии Меньшиков четыре года выступал на сцене театра имени Ермоловой, где наиболее заметно проявил себя в таких ролях:
- секретарь в спектакле «Говори!»;
- Робеспьер во «Втором годе свободы»;
- Серёжа в «Спортивных сценах 1981 года».
Покинув театр Ермоловой, Меньшиков стал свободным актёром, был задействован в постановках разных театров.
Спектакль «Калигула», который поставил в театре Моссовета Пётр Фоменко, стал легендой. Постановка проходила на малой сцене, в зрительском зале всегда был аншлаг, люди в семь утра занимали очередь в кассу за билетами. К сожалению, жизнь спектакля оказалась короткой, мало кто успел его лицезреть. Но те, кто видел постановку и игру Меньшикова, говорили о нём, как об актёре высочайшего класса – блистательный, высокоэстетичный, умный, одухотворённый, интеллигентный. Сразу столько качеств совмещал в себе Олег. Роль Калигулы принесла Меньшикову в 1990 году диплом и премию фестиваля «Московские сезоны».
Также немного зрителей посмотрело в 1993 году и постановку «Нижинского» в театральном антрепризном агентстве «Богис». Но как отзывались попавшие на спектакль счастливчики, он смотрелся на одном дыхании. Блестящая игра дуэта – Александр Феклистов и Олег Меньшиков – не давала зрителям дождаться занавеса, они рвались в гримёрку к актёрам в антракте с букетами цветов.
Под эгидой этого же агентства «Богис» должна была состояться постановка «Гамлета». Даже уже был подписан контракт о начале работы между московскими театральными менеджерами и прибалтийским режиссёром Някрошусом. Но потом множество проблем, и финансовых в том числе, не дали ещё одной истории о принце датском увидеть огней рампы. А роль Гамлета осталась для Меньшикова несбывшейся мечтой.
Но помимо шекспировского персонажа, Олег воплотил на сцене другие блистательные образы:
- Ихарев в гоголевских «Игроках» (1992);
- Чацкий в «Горе от ума» (1998);
- Гюнтер в «Кухне» (2000);
- Трубач в моноспектакле «1900» (2008).
За воплощение образа Сергея Есенина в постановке «Когда она танцевала» Олег получил престижную премию Британской Академии искусств (Лоуренса Оливье).
В 2012 году Меньшиков был назначен художественным руководителем в драматическом театре имени Ермоловой.
В другие театры Олег ходит очень редко. Он ведь сам театральный актёр, режиссёр, директор и руководитель. Ему ходить в другой театр ‒ это всё равно, что стоматологу пойти посмотреть, как коллеги лечат зубы.
Краткая биография артиста
Олег Евгеньевич родился в подмосковном Серпухове и вырос в семье, далекой от искусства. Вскоре после его рождения родители перебрались в столицу, поэтому артист по праву считает себя настоящим москвичом. Заметив в сыне творческие наклонности, родители купили Олегу скрипку и отвели в музыкальную школу.
На фото: Олег Меньшиков в фильме «Родня»
Но не только музыка привлекала Меньшикова, Олег был увлечен еще и театром, поэтому поход в Театр оперетты, где он бывал очень часто, был для него настоящим праздником. Повзрослев, Олег и сам решил попробовать ставить спектакли по пьесам, написанным собственноручно.
Артист на театральной сцене
На прослушивание в Щукинское училище Меньшикова пригласил преподаватель этого вуза, увидевший импровизации Олега на одном из семейных праздников.
Естественно, свою будущую биографию Меньшиков решил связать с актерской профессией и после школы стал студентом «Щепки», после окончания которой влился в коллектив Малого театра. Военную обязанность он отбывал в театре им. Советской Армии, а после службы стал артистом театра им. Ермоловой, на сцену которого выходил четыре года, а потом ушел из него и стал свободным актером.
«Статский советник»
Значимой вехой в карьере актера была поездка в Англию, где он работал над ролью Сергея Есенина в спектакле театра «Глобус», за которую получил премию Лоренса Оливье, и ролью Ихарева в «Идиоте». Позже Меньшикову снова пришлось сыграть Есенина, но уже на сцене Комеди Франсез.
«Доктор Живаго»
Параллельно театральной развивалась и карьера артиста в кино, дебют в котором состоялся очень рано – в девятнадцать лет Олег снялся в роли Шурки в драме «Жду и надеюсь». Вторая роль оказалась для молодого актера звездной – Костик из «Покровских ворот» подарил Олегу Меньшикову огромную популярность и признание зрителей.
На фото: Меньшиков в «Покровских воротах»
Следующие роли только подтвердили незаурядный актерский дар Меньшикова и его способность перевоплощаться в любой образ. В качестве режиссера Олег Меньшиков впервые выступил в 2008 году, поставив собственный спектакль «1900», а в одиннадцатом году публика смогла увидеть и услышать выступление его духового оркестра.
Спустя год в творческой карьере Олега Евгеньевича произошло серьезное событие – его назначили худруком драматического театра им. Ермоловой, в котором он когда-то начинал свою театральную карьеру.
Какой он в жизни?
Многие считают Олега высокомерным снобом, он не любит давать интервью, внешне кажется необщительным и холодным. Но если кому-то выпала такая возможность, понаблюдать за актёром во время съёмок, а ещё лучше пообщаться с ним в перерывах между эпизодами, станет сразу понятно, что его внешняя замкнутость является всего лишь маской, своеобразной защитой от беспардонных и назойливых журналистов и поклонников. С теми, кого он любит и кому доверяет, Олег совершенно другой – открытый и весёлый, живой и разговорчивый, тонкий и откровенный.
Рубахой-парнем его назвать нельзя. Он не признаёт в жизни двух вещей – наглости и панибратства. В людях больше всего ценит честь и порядочность, чувство юмора, умение слушать и понимать. В женщине, по его мнению, главными качествами являются искренность и верность, умение понять и поддержать.
Меньшиков далеко не паинька и не домосед. Он сам себя иногда называет повесой и гулякой с вредными привычками. Любит в свободное от работы время встречаться с друзьями, отдыхать, как обычные мужики, выпивать и курить, болтать о женщинах и рассказывать новые анекдоты, играть в теннис и футбол, ходить в баню. Так что, по словам самого актёра, вредных привычек у него тоже хватает.
Олег, не стесняясь, рассказывает о своих пристрастиях среди алкогольных напитков. В годы студенчества в Щепкинском училище они попивали армянский коньячок. После получения диплома ему пришлось хлебнуть взрослой жизни и водочки, долгое время предпочитал только её родименькую. Потом попробовал джин, напиток понравился, стал употреблять его. А потом как-то незаметно для самого себя перешёл на радостное игристое шампанское.
Покушать Меньшиков любит много и вкусно. Считает себя гурманом, обожает блюда японской кухни, изящные и лёгкие, также есть у него пристрастие к итальянской кухне, а среди русских блюд предпочитает пельмешки. Когда был студентом, да ещё с голодухи, мог умолотить целую кастрюлю пельменей.
Но все эти минуты расслабления, когда можно выпить и вкусно покушать, у Меньшикова бывают крайне редко. Он уже лет 15-20 как придерживается здорового питания, вечером не ест, если очень сильно хочется, то пьёт только чай с мёдом. Занимается спортом, играет в футбол, тщательно следит за своим лицом, но обходится без хирургических вмешательств.
Среди актёров российского и мирового кинематографа Олег выделяет несколько человек, кто интересен ему и в творческом плане и как личности:
- Евгений Миронов;
- Чулпан Хаматова;
- Леонардо ди Каприо;
- Шон Пенн;
- Пол Скофилд.
Любимое время года у Олега Меньшикова весна. Любимого возраста у актёра нет, он считает, что хороши любые годы жизни, главное, жить от души. Он верит в судьбу, при этом считает, что каждый должен самостоятельно выбирать свой путь, однако просчитать жизнь на сто шагов вперёд невозможно.
Он – счастливый человек, его жизненное кредо: «Не вешать нос!». Олег никогда не останавливается на достигнутом, ему хочется творить: снимать кино, ставить спектакли, заниматься фотографией. Можно брать небольшой отпуск для души, чтобы поездить по миру, посмотреть континенты и страны. Но совсем расслабляться – это вариант не для Меньшикова, он ненавидит праздность и ничегонеделание.
https://youtube.com/watch?v=8HZVyWBzwMc
Театр
В 1981 году, после окончания театрального училища, его приняли в труппу Малого театра. Через год работы, не принесшей ярких ролей, Олег Меньшиков был призван в армию. «Служил» он в Центральном театре Советской Армии с 1982 по 1985 год. В отличие от Малого театра, здесь Меньшиков оказался очень плотно занят в репертуаре. Он играл в спектаклях «Часы без стрелок» по повести Рахманина, «Рядовые» по пьесе Дударева, «Лес» по пьесе Островского и др. Одной из самых ярких ролей была роль Ганечки в спектакле по роману Федора Достоевского «Идиот».
В 1985 году Меньшиков перешел в Московский драматический театр им. М.Ермоловой по приглашению Валерия Фокина, только что назначенного главным режиссером. Наиболее заметными работами стали роли в спектаклях, поставленных Фокиным «Спортивные сцены 81 года» по пьесе Эдуарда Радзинского, «Второй год свободы» по пьесе Александра Буравского, «Говори! «, инсценировка Буравского по очеркам Овечкина «Районные будни».
В 1989 году Петр Фоменко пригласил Олега Меньшикова в Театр имени Моссовета на главную роль в спектакле «Калигула» по одноименной пьесе Альбера Камю, за которую актер получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны».
На один из спектаклей пришла известная английская актриса Ванесса Редгрейв. После чего предложила Меньшикову работу в Лондоне в театре «Глобус». В 1992 году за роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» англичане удостоили его премии им. Лоуренса Оливье — театрального аналога «Оскара». «Это был удивительный период моей жизни. Помню, как я был потрясен, когда вышел на сцену театра «Глобус» и услышал восторженный рев. А публика была какая! Ходил практически весь театральный Лондон, потому что спектакль стал знаменит. Нам аплодировали Аль Пачино, Питер Брук, Элтон Джон. Была Лайза Миннелли. Мы с ней ужинали вместе и на банкеты вместе ходили», — вспоминает Олег.
В 1993 году он принял участие в антрепризе «БОГИС». Это была роль великого русского танцовщика Вацлава Нижинского в спектакле «N» Нижинский», поставленного по дневникам Нижинского. Спектакль был награжден премией «Хрустальная роза».
В 1994 году Меньшиков снова играл Есенина в спектакле «Когда она танцевала», но уже в постановке парижского Театра комедии на Елисейских полях.
Годы студенчества
Талант Меньшикова как актера был замечен в девятом классе. Вместе с родителями молодой человек пришел на свадьбу девушки, чья мама была художницей по костюмам в Малом театре. На торжестве он словно превратился в человека-оркестра: играл на фортепиано, аккомпанировал танцорам и певцам. Среди гостей оказался преподаватель Высшего Театрального училища имени Щепкина Владимир Монахов. Он неотрывно наблюдал за мальчиком, а в конце вечера пригласил Олега на прослушивание. Меньшиков представил педагогу «Желания славы» Александра Пушкина. «Конечно, это было несовершенно, да и откуда взяться совершенству в его возрасте? Но главным было то, что в эти минуты я видел, как Олег сам становится поэтом. Я понял, что он одарен актерски. И одарен незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана…» – вспоминал Монахов.
Молодой Олег Меньшиков
Когда в 1977 году Меньшиков получил школьный аттестат, вопрос «Кем быть?» перед ним не стоял. Он подал документы в «Щепку» и поступил с первого раза. Его зачислили на курс ректора училища, Николая Афонина
Внимание к талантливому мальчику было приковано уже с первого курса. Олег с однокурсниками постоянно создавал различные юмористические номера, а студенческие капустники с Меньшиковым в училище запомнили на долгие годы
Тонкий юмор и наблюдательность юного актера помогали воплощать на сцене забавные события из жизни вуза.
На выпускном курсе Олег Меньшиков сыграл в спектакле «Нашествие», который поставил Николай Агафонов. Причем главная роль писалась именно для Олега, но сам он попросился на второстепенного персонажа. «Он играл чванливого, туповатого, самоуверенного офицера с тайной иронией, и очень точно по рисунку», – вспоминал режиссер спектакля, – В результате Олег создал шедевр. Я и тогда не боялся этого слова, отмечая его работу, и теперь смело повторяю. Все училище сбегалось посмотреть Меньшикова в роли Вернера, так было интересно наблюдать за ним».
Меньшиков на сцене Театра Советской армии (Ганя Иволгин, «Идиот»)
После окончания театрального, в 1981 году, Меньшиков пошел служить в Малый театр, а через год перешел в театр Советской армии.