Противоречивый ларс фон триер

Нимфоманка: Часть 1 (Nymphomaniac: Vol. I) 2013

Жанр: Драма

Рейтинг – 7,0

Холодным зимним утром пожилой холостяк Селигман случайно находит полуживую женщину Джо. Герой берет ответственность за ее жизнь на себя и доставляет к себе домой. Селигман задается вопросом – как Джо докатилась до такой жизни? Почему на ее теле сотни синяков и ушибов? Женщина рассказывает удивительные истории своей молодости, наполненные неожиданностями и сексуальными приключениями. Джо всегда гналась за наслаждениями – у нее были сотни любовников, она устраивала секс-марафоны, но однажды героиня поняла, что перестала испытывать оргазм. Поиски новых ощущений привели ее к садомазохизму и к любовным отношениям с юной девочкой. Все эти истории Джо рассказывает интеллектуалу Селигману, у которого никогда не было плотских наслаждений.

Догвилль (Dogville) 2003

Жанр: Триллер, драма

Рейтинг – 7,9

Молодая Грейс прячется от преступной банды и находит укрытие в небольшом городке Догвилль, расположенном в скалистых горах. Местные жители тепло встречают девушку и помогают ей спрятаться. Грейс осваивается в новом месте, наводит порядки в доме и иногда присматривает за детьми. Через некоторое время Догвилль из спокойного местечка превращается для Грейс в настоящую тюрьму. Над девушкой издеваются, ее избивают, насилуют и заковывают в кандалы. Жители Догвилля – больше не добрые и приятные соседи, теперь они – лицемерные и подлые обыватели, для которых не существует норм морали. Но однажды им придется за это заплатить…

Цитаты о Триере

Ларс фон Триер. 2001 год

«Что же касается Ларса фон Триера, то я думаю, что он гений, но что сам он не всегда верит в свою гениальность. Он постоянно от чего-то бежит, в то время как ему, наоборот, стоило бы успокоиться и обратить взгляд внутрь, в себя самого»  Н. Торсен. Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии. М., 2013..

«Ларс фон Триер — это Антониони или Феллини конца XX века

Кстати, обратите внимание, что делали Антониони и Феллини в конце XX века… Я бы сказал, что Ларс фон Триер посильнее…
      
     …Для меня это один из любимых людей, а если уж говорить музыкально, то это вообще отдельная статья. То, что он в „Меланхолии“ сделал, — это грандиозно

Он сделал клип на Вагнера, при­чем великий клип. Во многом переосмыслил, он дал ему еще один толчок»  Владимир Мартынов. «Любому художнику необходимы ограничения». Интервью «Кино ТВ»..

«Особенность Ларса в том, что он всегда играет в эту игру, по-детски дразня взрослых, раздвигая границы, и никто и никогда не говорил ему „нет“ до того дня  Речь идет о выступлении Триера в Каннах, когда он заявил, что понимает Гитлера.. Он может категорически не соглашаться, и у нас может быть еще одна ссора из-за этого. Но я думаю, что это, возможно, было благом для него. Он нашел свою стену, и она оказалась прямо перед его носом именно в Каннах, я счел это красивым, лучше не придумаешь»  Цит. по: Thomas Vinterberg — Back in the Hunt. The Guardian. 22 November 2012. Перевод автора. .

«Фон Триер, который всегда был провокатором, склонен потрясать, ошеломлять и быть в конфронтации со своей аудиторией больше, чем любой другой серьезный режиссер — даже Бунюэль и Херцог. Он делает это с помощью секса, боли, скуки, теологии и эксцентричных стилистических экспериментов. А почему нет? По крайней мере, мы уверены в том, что смотрим фильм в том виде, в каком его задумал режиссер, а не студийную версию, в которой напуганные продюсеры сгладили все углы»  R. Ebert. The Embodiment of Unalloyed Evil in a Parable without Mercy. 21 October 2009. Перевод автора..

«С Ларсом следует все время быть начеку, готовым начать в нужную ему минуту, ничего не готовить заранее и находиться с ним на одной волне. Поддерживать интерактивную связь. <…>
     <…>
     <…> Я для Ларса солдатик, на которого всегда можно положиться. Но при этом он не уделяет мне достаточно времени. Я не являюсь источником неприятностей, режиссер же всегда напоминает пожарного, который мчится туда, где он особенно нужен. Грустно это констатировать»  Катрин Денев. В тени собственной тени. Дневник актрисы. Искусство кино. № 10. 2005. .

«Во многом меня освободил Ларс фон Триер. У него особенный подход к работе: ты можешь делать все что тебе угодно перед камерой. Нет разметок, заранее принятых решений, благодаря чему ты можешь попытаться сделать все, что захочешь, и по-настоящему опробовать все возможности, которые есть у той или иной сцены, прописанной в сценарии»  «Жесткость не развлечение и не что-то приятное!» Коммерсант. 20 сентября 2019 года..

КАК НАЧАТЬ СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ

Хаяо Миядзаки

Бернардо Бертолуччи

Альфреда Хичкока

Акиры Куросавы

Вуди Аллена

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Маргиналия дня

Рожающие мужчиныСтихотворение дня

Григорий ДашевскийХайку дня

Рансэцу о смерти

Архив

Личная жизнь

Семья

Фриц Майкл Хартманн

В 1989 году мать фон Триера сказала ему на смертном одре, что человек, которого фон Триер считал своим биологическим отцом, не был, и что он был результатом ее связи со своим бывшим работодателем Фрицем Майклом Хартманном (1909–2000), который происходил из длинной линии датских классических музыкантов. Дедом Хартманна был Эмиль Хартманн , его прадедом — JPE Hartmann , среди его дядей были Нильс Гаде и Йохан Эрнст Хартманн , а его двоюродным братом был Нильс Вигго Бенцон . Она заявила, что сделала это, чтобы передать своему сыну «гены артистичности».

Во время немецкой оккупации Дании , фон биологического отец Триера Fritz Майкл Хартманн работал в качестве гражданского служащего и присоединился к сопротивлению группы , фриттиванный Danmark , активно противодействуя любые про-немецкие и про-нацистские коллега в своем отделе. Еще одним членом этой проникающей группы сопротивления был коллега Хартманна Вигго Кампманн , который позже стал премьер-министром Дании. После того, как фон Триер провел четыре неловких встречи со своим биологическим отцом, Хартманн отказался от дальнейших контактов.

Семейное происхождение, политические и религиозные взгляды

Мать фон Триера считала себя коммунисткой , а отец — социал-демократом . Оба были убежденными нудистами , и фон Триер отправился на несколько детских каникул в нудистские лагеря . Его родители считали наказание детей реакционным. Он отметил, что вырос в атеистической семье и, хотя Ульф Трир был евреем , он не был религиозным. Его родители не оставляли в своем доме много места для «чувств, религии или удовольствий», а также отказывались устанавливать какие-либо правила для своих детей, что оказывало комплексное воздействие на личность и развитие фон Триера.

В 2005 году в интервью Die Zeit , фон Триер сказал: «Я не знаю , если я все , что католическое на самом деле. Я , наверное , нет. Дания очень протестантская страна. Может быть , я только обратился католиком проваливай несколько моих соотечественников «.

В 2009 году он сказал: «Я очень плохой католик. На самом деле я все больше и больше становлюсь атеистом ».

Душевное здоровье

Фон Триер страдает различными страхами и фобиями , в том числе сильным страхом перед полетами . Этот страх часто накладывает серьезные ограничения на него и его команду, вынуждая снимать практически все его фильмы либо в Дании, либо в Швеции . Как он язвительно заметил в интервью: «По сути, я боюсь всего в жизни, кроме создания фильмов».

Фон Триер неоднократно заявлял, что он время от времени страдает депрессией, которая делает его неспособным выполнять свою работу и выполнять социальные обязательства.

Танцующая в темноте (Dancer in the Dark) 2000

Жанр: Мюзикл, драма

Рейтинг – 7,9

Картина расскажет о событиях, произошедших в 1964 году. В центре повествования находится Сельма, иммигрантка из Чехии, которая постепенно теряет зрение. У нее наследственное заболевание, которое грозит ее маленькому сыну. Чтобы спасти ребенка, нужна дорогостоящая операция. Сельма снимает маленький трейлер и устраивается на завод, пытаясь скрыть свою болезнь. С каждым днем ее глаза все сильнее застилает темная пелена. Единственную радость героине доставляют танцы и музыка — она готова слушать ее часами. Сможет ли Сельма найти необходимую сумму и спасти своего сына, или она навсегда погрузится в темноту?

Ранние годы

Ларс, единственный сын Ульфа и Ингер Триер, родился 30 апреля 1956 в Копенгагене. Родители будущего режиссёра воспитывали сына, пытаясь привить ему идеалы свободы. Социал-демократ и убеждённая коммунистка практиковали нудизм, однако маленькому Ларсу свой образ жизни не навязывали, приучая его всегда делать собственный выбор. Вольное воспитание послужило причиной отчисления Ларса из школы за отказ следовать установленным правилам, так что начальное образование он получил самостоятельно.

По словам самого режиссёра, кинематограф всегда был его страстью. В 1969 году Ларс снялся в семейной ленте «Тайное лето» молодого режиссёра Томаса Уиндинга. Ларсу было всего 12 лет, но он понял, что его больше интересует процесс создания кинофильмов, нежели участие в них в качестве актёра. В течение нескольких лет Ларс, благодаря протекции своего дяди, который был известным режиссёром-документалистом, выполнял мелкую работу в Датском институте кинематографии.

В 1979 году Ларс поступил в Национальную датскую киношколу, представив экзаменационному жюри свои первые короткометражные работы, снятые на любительскую камеру, когда-то подаренную ему матерью. Годы учёбы в киношколе были не самыми лёгкими в жизни Триера, которому мать, умирая, открыла правду о его происхождении. Биологическим отцом режиссёра был вовсе не Ульф, а немецкий актёр. Особенное негодование у Ларса вызывал факт, что «юридический» отец всегда знал, что воспитывает не своего сына. Будущий режиссер долгое время не мог смириться с такой несправедливостью.

К этому периоду относится высказывание Триера о том, что если нельзя контролировать события, то стоит придумать мир, в котором можно выстроить нужный порядок вещей. На формирование вкуса Ларса, которого совсем скоро назовут проклятым поэтом и гением мирового масштаба, оказали влияние картины Мартина Скорсезе и Джона Кассаветеса, однако своим кумиром он считал Андрея Тарковского. Прибавив к своей фамилии аристократичное «фон», Ларс эпатировал всех, появляясь на занятиях то затянутым в чёрную кожу и в нацистской фуражке, то в туфлях на каблуках и с ярким макияжем. Сняв несколько короткометражек и написав роман, который никто не осмелился напечатать, Ларс приступил к созданию своего первого полного метра.

Начало карьеры

«Элемент преступления» вышел в 1984 году и сразу же заслужил клеймо «фильма не для всех». Криминальная драма снималась по ночам в городских канализационных тоннелях, за счёт чего получила изысканно-жёлтое цветовое решение. Поразив общественность, стилизованный нео-нуар, повествующий о расследовании сыщика, отождествляющего себя с убийцей, получил приз Технической комиссии на каннском фестивале. Интересный факт, что, сняв картину, Ларс отправился с ней к своему кумиру, Тарковскому, который пришёл в ужас от увиденного, чем немало позабавил 28-летнего режиссёра.

Следующую работу фон Триер представил в 1987 году, и она была названа худшим фильмом года. В снятой в нарочито неряшливых тонах хоррор-драме «Эпидемия» Ларс исполнил роль идеалиста-героя, пытающегося спасти мир от эпидемии, но, при этом, распространяющего вирус чумы по планете. В ленте играл мэтр хоррора Удо Кир. Их первая совместная работа положила начало не только сотрудничеству, но и долгой дружбе.

В 1991 году чёрно-белое путешествие по послевоенной Германии «Европа» явилось завершением трилогии, в которую вошли две первые ленты. В «Европе» режиссёр использовал революционные приёмы, такие, как зеркальные отражения и деформации.

ранняя жизнь и образование

Фон Триер родился в Конгенс Люнгбю , Дания, к северу от Копенгагена , в семье Ингер Хёст и Фрица Михаэля Хартманна (главы Министерства социальных дел Дании и борца сопротивления Второй мировой войны ). Он получил свою фамилию от мужа Хёста, Ульфа Триера, которого он считал своим биологическим отцом до 1989 года.

Он изучал теорию кино в Копенгагенском университете и режиссуру в Национальной киношколе Дании . В 25 лет он выиграл две награды за лучший школьный фильм на Мюнхенском международном фестивале киношкол за ноктюрн и « Последняя деталь» . В том же году он добавил к своему имени немецкую дворянскую частицу « фон », возможно, как сатирическую дань уважения к одинаково придуманным им самим названиям режиссеров Эриха фон Штрогейма и Йозефа фон Штернберга , и увидел свой дипломный фильм « Образы освобождения», выпущенный как театральная постановка .

Обвинения в сексуальных домогательствах

в 15 октября 2017 г.После накопления свидетельств многих актрис, заявивших о том, что они стали жертвами сексуального насилия со стороны американского продюсера Харви Вайнштейна , Бьорк публикует текст в в котором она говорит, что она также была жертвой такого поведения в своем «опыте». «с датским режиссером»  ; она подчеркивает, что «обнаружила, что сценарист может трогать и беспокоить своих актрис по своему желанию, и что институциональная структура позволяет и поощряет это» . Бьорк добавляет , что, по ее словам, фильм Догвилль , сделанный после Танцующий в темноте , вдохновлен эти факты. Эти требования были решительно оспорены директором.

С чего начать

Кадр из фильма «Рассекая волны». 1996 год

С фильма «Рассекая волны» (1996), за который Триер получил Гран-при в Каннах, премию «Сезар» и приз Европейской киноакадемии.

За год до выхода картины режиссер вместе с коллегами создает и подписывает манифест «Догма 95»  «Догма 95» — эстетическое движение в кинематографе середины 1990-х — середины 2000-х. Главные его особенности — возвра­щение к реалистическим традициям, отказ от внешних эффектов и красоты кадра, съемка на реальных объектах ручной камерой в естественном освещении. Манифест движения написали датские режиссеры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг в 1995 году, когда весь мир отмечал столетие кинематографа., порывающий с культом красоты и иллюзии в кинема­тографе: «С помощью новых технологий любой желающий в любой момент может уничтожить последние следы правды в смертельном объятии сенса­ционности. Благодаря иллюзии кино может скрыть все». Формально «Рассекая волны» не относится к «Догме»  Свой первый «догматический» фильм «Идиоты» Триер снимет спустя два года., но все принципы и приемы движения отчетливо видны: дрожащая ручная камера, зернистое изображение, съемки на натуре и в реальных интерьерах, естественное освещение, отсутствие звезд, намеренно неряшливый монтаж.

В центре сюжета типичный триеровский персонаж — идеалист, встречаю­щийся с неприглядной реальностью. Юная Бесс МакНилл (дебют в кино Эмили Уотсон), живущая в закрытой религиозной общине на западе Шотландии, выходит замуж за чужака — работника нефтяной платформы Яна (Стеллан Скарсгорд). Местные не одобряют этот брак, но Бесс счастлива, ведь она узнала, что такое настоящая любовь. У нее свои отношения с Богом, она ведет с ним наивный и трогательный диалог: прячется за церковной скамейкой и, понизив голос, сама отвечает на свои же вопросы.

Триер влюбляет зрителя в героиню, а затем отправляет его прямиком в этическую ловушку. На платформе случается авария, Ян парализован, он понимает, что не может дать Бесс физического тепла, которого она так ждет, и требует, чтобы она занималась сексом с другими мужчинами и рассказывала ему об этом — только так она может помочь ему поправиться. Из моральных побуждений Бесс совершает то, что считается безнравствен­ным, — становится проституткой. С ней перестают общаться, ее изгоняют из храма, лишают общения с Богом. Единственный, к кому она могла бы обратиться за поддержкой, невидим для нее — он находится по ту сторону экрана, это зритель фильма. Таким образом Триер ставит ничего не подозре­вающего зрителя на место невидимого и неуязвимого Судии, то есть Господа Бога.

«Догматическая» работа с реальностью, безжалостное столкновение идеальной и действительной картин мира, виртуозная манипулятивность — основные черты режиссерского стиля фон Триера прекрасно видны в этом фильме.

Рациональное безрассудство

Кто бы как не заикался о Триере, невозможно отрицать, что этот вечно ухмыляющийся датчанин за сорок с копейками лет карьеры всех кого только можно переиграл и уничтожил. От персоны Ларса веет невменяемостью, он сочиняет радикальные киноманифесты, а фестивальные старожилы в ужасе убегают с премьерных показов его картин. Нет на свете меньшинств (да и большинств тоже), которые не попали бы под раздачу: и кинокритики, и искушенный зритель, и представители касты SJW (борцы за социальную справедливость) – тлетворное влияние Триера подобно бубонной чуме разлетается по всему земному шару, вгоняя в экстаз одних и неиллюзорно насилуя мозг всем прочим.

Ларс Триер, шутки ради присвоивший своему имени дворянскую приставку «фон», знаменит своей ментальной нестабильностью. Перманентное состояние духа режиссера иначе как пограничным не назовешь, а байки о его выходках на домашнем лечении и в рехабах вполне потянут на сценарий для годной трэш-комедии. Постановщик признавался в своем неравнодушии к алкоголю и психоактивным веществам, однако, единожды оказавшись на перепутье вечного блаженного трипа и системного принятия на грудь, выбрал второе – и настроение поднимается стабильнее, и мозги в тонусе, и упаднические мысли резко уходят на второй план.

Еще в раннем детстве мальчуган Ларс проявлял себя как личность экстравагантная, способная крепким словцом заткнуть за пояс любого взрослого недоброжелателя. Родился юнец 30 апреля 1956 года и рос в семье госслужащих, бывших участников сопротивления нацистскому режиму, успешно совмещавших перебирание бумажек в офисе с походами на нудистский пляж. Впервые маленький Ларс взял в руки камеру в возрасте 11 лет. Подарок мамы на день рождения пришелся будущему деконструктору внежанрового кино по душе, и с тех самых пор он неустанно экспериментировал с любимой игрушкой, снимая наивные детские короткометражки. Тогда он обнаружил среди обрезок старых пленок, с помощью которых обучался монтажу, фрагменты клерикального триллера «Страсти Жанны Д’арк» Карла Теодора Дрейера. Это, что называется, любовь с первого взгляда: отныне и впредь Триер души не чаял во всем, что соотносится с эстетикой разложения и поэзией отвратного.  

Маленький Триер

С приближением совершеннолетия юнец, вовсю косивший под брутального скинхеда в косухе, всерьез задумался о режиссерской карьере. К счастью, стерильный академический кинематограф не смог поглотить Триера, так как он банально не смог сдать вступительные экзамены в Копенгагенской киношколе, после чего дядя по блату пристроил горе-абитуриента редактором в кинофонд. Там Ларс начал снимать первые плюс-минус серьезные фильмы и писать сценарии для работ коленкором повыше, нежели чересчур гротескные нарезки формата home-video.

Именно в этот период художник сформировал сценический образ бунтаря и мизантропа, вдохновляясь перформансами Дэвида Боуи – музыканта, чьи PR-методы порождали мириады слухов и мистификаций. Друзья постановщика описывают того Триера не иначе как поехавшего шизика, с которым невозможно вести конструктивный диалог, но до одури весело шататься по городским окраинам. Тем не менее, панковские замашки не помешали Ларсу поступить в киношколу со второй попытки, а позже и попасть со своей дипломной работой «Картины освобождения» на Мюнхенский кинофестиваль в 1982 году и улизнуть оттуда с главным призом за пазухой.

Через два года на экранах появился неонуар «Элементы преступления», засветившийся на трех международных фестивалях, включая и одно отдельно взятое мероприятие на Лазурном берегу. Грязный и дискомфортный детектив, напоминающий полотна Босха, облитые кислотой, приглянулся твердолобым критикам и дал неформальный старт карьеры датского смутьяна, скрывающего воспаленную фантазию за личиной добродушного пухлячка в круглых очках.

Семь классических кадров из фильмов Триера

1 / 7

Кадр из фильма «Элемент преступления». 1984 год

Камео 28-летнего Триера (справа) в его дебютном полном метре.

Det Danske Filminstitut, Per Holst Filmproduktion

2 / 7

Кадр из фильма «Европа». 1991 год

Один из сквозных образов фон Триера — граница между людьми, стихиями, мирами.

Alicéléo, Det Danske Filminstitut, Eurimages, Fund of the Council of Europe, Gérard Mital Productions, Institut suisse du film, Nordisk Film, Sofinergie 1, Sofinergie 2, Svenska Filminstitutet (SFI), UGC Images, WMG Film

3 / 7

Кадр из фильма «Рассекая волны». 1996 год

Разговор Бесс с Богом. Как это часто бывает у Триера, диалог на деле оказывается внутренним монологом.

Zentropa

4 / 7

Кадр из фильма «Танцующая в темноте». 2000 год

Асимметрия и небрежность стилистики «Догмы 95» моментально сменяются симметрией и условностью мюзикла.

Canal+, Film4, France 3 Cinéma

5 / 7

Кадр из фильма «Догвилль». 2003 год

Предсказуемый, схематичный, раз и навсегда расчерченный мир.

Lionsgate, Netflix, Vudu

6 / 7

Кадр из фильма «Антихрист». 2009 год

Сцена левитации героини Шарлотты Генсбур — отсылка к фильму Тарковского «Зеркало».

Nordisk Film, Budapest Film, Netflix

7 / 7

Кадр из фильма «Меланхолия». 2011 год

Еще одна знаменитая отсылка — на этот раз к картине прерафаэлита Джона Милле «Офелия».

BiM Distribuzione, Netflix

Личная жизнь

Брак с режиссёром Сесилией Хольбек длился почти 8 лет и распался по причине увлечения Ларса воспитательницей своей старшей дочери, Бенте Фрёге.

В 1996 году, когда второй дочери Ларса было всего несколько месяцев, он развёлся и женился на Бенте, которая подарила ему сыновей-близнецов. Этот брак продлился до начала 2016 года.

Известно, что с 2017 года режиссёр состоит в отношениях, однако имя своей избранницы он предпочитает не называть. Триер не сильно любит лишние разговоры. Он, как положено уважаемому мужчине его возраста, не сидит в соцсетях. Ни Инстаграма, ни Твиттера. Только Фейсбук.

В том же 2017 году Бьорк обвинила некого датского режиссера в домогательствах. Из всех вероятных кандидатов на это мог быть только Ларс, но он опроверг обвинения певицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector