«великая и ужасная»: 125 лет со дня рождения фаины раневской

Личная жизнь

Личная жизнь гениальной актрисы не сложилась, у нее не было ни мужа, ни детей. Возможно, причина была в нестандартной внешности, неуживчивом характере или печальном опыте. Первая любовь осталась безответной, потом случилось разочарование в молодом человеке, который ей нравился. В итоге Раневская перестала доверять мужчинам.

На склоне лет она была очень одинока. В одно время рядом с ней находился журналист Глеб Скороходов. Он оставался единственной связью артистки с внешним миром. Фаина Георгиевна считала его своим сыном и с присущим ей юмором говорила: «Я его усыновила, а он меня уматерил»! Но их дружба закончилась внезапно – Раневской не понравилась рукопись книги, которую Скороходов написал на основе ее воспоминаний о детстве, юности, раннем периоде творчества.

В последние годы жизни рядом оставался только верный пес Мальчик. Безродную дворняжку Фаина Георгиевна подобрала на улице, выходила, отдала этому существу всю свою любовь и нерастраченную нежность. Собачка очень скучала, когда актрисы не было дома, поэтому она частенько брала ее с собой на репетиции. В память о верном друге на надгробии великой актрисы установили фигурку любимого пса.

Календарь «Сплетника»: неповторимая Фаина Раневская

27 августа 1896 года в Таганроге родилась Фаина Гиршевна Фельдман. Она же – Фаина Георгиевна Раневская, одна из величайших актрис своего времени.

Маленькая Фаина

Раневская говорила, что не она решила быть актрисой, а профессия всегда таилась внутри нее. Наружу она прорвалась в 1915 году – тогда молодая Фаина уехала из Таганрога в Москву. Но в лучшие театральные училища ей не удалось поступить. Зато ее взяли в Малаховский театр в Подмосковье. Приехав в Москву, Раневская познакомилась с Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским. Однако надолго в на тот момент будущей столице она не задержалась – на протяжении 15-ти лет актриса играла в разных театрах, гастролировала по всей стране.

Раневская так и не сумела, как многие другие актеры, найти свой театр. На каждом «рабочем месте» случались какие-то проблемы. Она играла и в Камерном театре (позже – театре им. Пушкина), и в театре Красной Армии, и в театре им. Моссовета. С последним чаще всего ассоциируют имя Фаины Георгиевны. Ее эпизодические герои там зачастую были ярче ключевых персонажей пьес. Например, так случилось со спектаклем «Шторм». В нем Раневская не просто великолепно играла – она даже переписала и переработала слова для своего эпизода. Говорят, что худрук Юрий Завадский снял Раневскую с этого спектакля именно из-за того, что она затмевала остальных актеров. Вообще, у Фаины Георгиевны были непростые отношения с Завадским. В итоге из театра Моссовета ей пришлось уйти в 1955-м. Правда, в 1960-х она вернулась в театр к Завадскому и играла там вплоть до ухода со сцены (Фаина Георгиевна перестала играть примерно за год до смерти).

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934-м году – в фильме Михаила Ромма «Пышка». На съемочной площадке с гениальным Роммом Раневская встречалась и позже, в 1940-м. Она сыграла в его знаменитой драме «Мечта». Ромма Раневская очень уважала, отзывалась о нем с исключительной теплотой.

«Пышка»

В 1939-м Фаина Георгиевна сыграла одну из своих известнейших ролей – в картине «Подкидыш». Знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!» – придумана Фаиной Георгиевной. Впоследствии она о ней даже жалела, в чем признавалась подруге Анне Ахматовой. Раневская сокрушалась, что все ассоциируют ее с «Мулей». Ахматова, кстати, отвечала:

«Сжала руки под темной вуалью» – это мои «Мули»…

Даже Леонид Ильич Брежнев на вручении Ордена Ленина Раневской сказал:

А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!

Фаина Георгиевна парировала:

Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!

Генсек оправдался тем, что просто очень любит актрису.

Кадр из фильма «Подкидыш»

Каждая роль Раневской вписана в историю кинематографа – и ее мачеха в «Золушке», и Маргарита Львовна в «Весне», и Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!», и другие. Однако при упоминании Фаины Георгиевны в голову приходит, в первую очередь, злополучное высказывание про несчастного Мулю

«Золушка»

«Весна»

«Свадьба»

«Небесный тихоход»

«Легкая жизнь»

«Осторожно, бабушка!»

Фрекен Бок — тоже отчасти детище Раневской. Она озвучивала эту героиню

О Раневской написано множество книг. Особенно много изданий, в которых собраны афоризмы великой актрисы. Один из самых известных – про кино:

Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность!

Личная жизнь у Фаины Георгиевны не задалась. Сама она рассказывала, что любила всего один раз. В юности влюбилась в красавца-актера, и как-то раз он сказал, что заглянет к ней вечером. Молоденькая Раневская принарядилась и стала ждать своего «принца». «Принц» явился пьяным и в компании неизвестной дамы. Фаине он сказал:

Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков.

Вот так закончилась первая и последняя любовь Раневской.

Фаина Георгиевна сама признавала, что была очень одинока. Разве что, в начале 1960-х ей было проще – с ней жила ее сестра Изабелла. Однако в 1964-м Белла скончалась от рака.

От одиночества Раневская спасалась работой. Тем не менее, под конец жизни она признала, что не сделала 99 процентов того, что могла. Но даже при этом английская энциклопедия «Кто есть кто» внесла ее в десятку величайших актрис ХХ-го века.

Личная жизнь Фаины Раневской

Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться. Да, ей было одиноко, потому что даже самая сильная женщина мечтает о надежном мужчине рядом с собой, мечтает о детях, а у Раневской не было ни мужа, ни детей…

Фаина Раневская. Красота — страшная сила Возможно, Фаина Георгиевна не вышла замуж потому, что считала себя ужасно некрасивой, хотя и признавала свою обаятельность. Не раз она повторяла с горечью: «Моя внешность испортила мне личную жизнь!» Впрочем, вполне может быть, что причина любовных неудач актрисы скрывалась в ее горестном опыте редких увлечений…

Фаина Раневская: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня»

Во всяком случае, на расспросы о том, почему ее так никогда и не заинтересовал статус замужней дамы, Раневская часто отвечала, что ей не то, что влюбляться, но даже видеть «этих гадов и мерзавцев» тошно. О своих романтических увлечениях актриса предпочитала не распространяться. Как-то раз она призналась: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня».

Маргарита Терехова, Фаина Раневская и Ростислав Плятт

Однако иногда Фаина Георгиевна все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.

И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер…

Фаина Раневская с сестрой Беллой во время её приезда в СССР и верным «Мальчиком»

Известно было окружению Раневской и о ее особой симпатии к певцу Георгу Отсу, однако актриса упорно опровергала досужие слухи.

Фаина Раневская и Марина Неелова

В общем, как бы то ни было, но украшением ее одинокой старости был только пес Мальчик. А еще – нежная любовь и забота будущей Народной артистки РСФСР Марины Нееловой…

Краткая биография

В 1915 г. поселилась в комнате на Большой Никитской. Деньги на съем жилья Фаине втайне от отца посылала мать. В столице юная провинциалка завела новые знакомства, в числе ее друзей были известные поэты Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Марина Цветаева. Она также встретилась с актером Василием Качаловым, чья игра приводила девушку в восторг. Юная артистка так и не смогла поступить ни в одну театральную школу и некоторое время работала в Малаховском дачном театре, на практике постигая актерское искусство. Устроиться в театр ей помогла опытная актриса Гельцер.
Осенью того же года подписала контракт с труппой мадам Лавровой. Девушке предстояло играть кокеток, петь и танцевать на сцене. Фаина отправилась в Керчь, однако театр не пользовался успехом. Однажды один из актеров труппы сравнил актрису с Раневской, героиней пьесы А. Чехова «Вишневый сад». Девушка очень любила это произведение, поэтому позже выбрала фамилию «Раневская» в качестве своего творческого псевдонима.
В 1916 г. перешла в частную антрепризу Павлы Вульф, талантливой женщины, которая впоследствии стала лучшей подругой и наставницей начинающей артистки.
После Октябрьской революции семья актрисы, боясь раскулачивания и антисемитских настроений, вынуждена была покинуть страну. Все родные молодой женщины поселились в Праге, сама же Фаина осталась в советской России.
В 1918 г. была принята в труппу 1-го Советского театра в Крыму, где в последующие годы сыграла более десяти ролей в постановках пьес А. Чехова, А. Островского и других классиков отечественной литературы. Во время Гражданской войны участвовала в нескольких частных антрепризах.
В 20-е гг. сменила несколько театров, работала в Баку, Архангельске, Смоленске, Сталинграде.
В 1931 г. устроилась в Камерный театр Таирова в столице.
В 1933 г. поступила в Центральный театр Красной Армии.
В 1934 г. дебютировала в кино, сыграв одну из главных ролей в немом фильме Михаила Ромма «Пышка». Актриса редко соглашалась сниматься в кино, считая многие предложения режиссеров позорными.
В 1937 г. получила звание Заслуженной артистки РСФСР.
В 1939 г. блестяще сыграла небольшую, но запоминающуюся роль в комедии «Подкидыш». Фраза «Муля, не нервируй меня!», которую часто повторяла героиня Раневской, особенно понравилась зрителям и стала крылатой. Всю оставшуюся жизнь актриса слышала эти слова от своих поклонников и даже от мальчишек-хулиганов на улице.
В том же году на экраны вышли ещё два фильма с участием Фаины Георгиевны – «Ошибка инженера Кочина» и «Человек в футляре».
В 1941 г. снялась в одной из ключевых ролей в картине «Мечта».
Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Ташкент, но и в эвакуации продолжила выступать на театральных подмостках.
В 1943 г. была принята в труппу Театра драмы.
В том же году озвучила Бабариху в мультфильме «Сказка о царе Салтане».
В 1944 г. пробовалась на роль Ефросиньи Старицкой в новом историческом фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Актриса мечтала сняться в картине знаменитого режиссера и была рада, когда ее утвердили на роль. Однако позже чиновники от мира кино отдали роль Серафиме Бирман. Фаина Георгиевна решила, что это произошло из-за ее национальности. В те времена евреи считались неблагонадежной нацией, им часто отказывали в приеме в хорошие вузы и на высокооплачиваемую работу. Бирман же по документам значилась молдаванкой.
В 1947 г. снялась в музыкальной комедии «Весна» и сказке «Золушка». В том же году получила звание Народной артистки РСФСР.
В 1949 г. впервые удостоилась Сталинской премии. Актрисе вручили награду за участие в постановке «Закон чести».
В том же году перешла в Театр им. Моссовета.
В 1951 г. получила сразу две Сталинские премии, одну – за роль в спектакле «Рассвет нал Москвой», вторую – за съёмки в фильме «У них есть Родина».
В 1955 г. вновь сменила место работы и поступила в МДТ им. Пушкина.
В 1958 г. сыграла роль второго плана в киноленте «Девушка с гитарой».
В 1960 г

исполнила главную роль в комедии «Осторожно, бабушка!».
В 1961 г. получила звание Народной артистки СССР.
В 1963 г

вернулась в Театр им. Моссовета и проработала в нем практически до самой смерти.
В 1966 г. снялась в комедии «Сегодня – новый аттракцион».
В 1970 г. озвучила домохозяйку Фрекен Бок в популярном детском мультфильме «Карлсон вернулся».
В 1976 г. стала кавалером ордена Ленина.
В 1978 г. сыграла главную женскую роль в телеспектакле «Дальше – тишина…».
В 1984 г. заболела пневмонией и была госпитализирована в Кунцевскую больницу. 19 июля у артистки случился инфаркт. Великую актрису похоронили на Новом Донском кладбище в одной могиле с ее сестрой Беллой.

Еще несколько фактов из жизни Раневской

· Много сплетен ходило о нежной дружбе между Любовью Орловой и Раневской. Даже высказывались предположения и нетрадиционной сексуальной ориентации Фаины Георгиевны. Слухи подогревали и близкие взаимоотношения с приятельницей Павлой Вульф. В ее доме Раневская прожила несколько лет.

· Фаина Георгиевна сыграла определенную роль в судьбе Владимира Высоцкого. Познакомились они в 1960 г. в театре имени Пушкина. Именно там начиналась карьера будущего барда. Случилось так, что молодой артист ушел в длительный запой. Раневская встала на его защиту, помогла избежать увольнения, убедив руководство дать ему еще один шанс.

Как-то раз актрисе поступило предложение о сотрудничестве с КГБ. Посоветовавшись с близким другом, она смогла от него отказаться, не навлекая на себя гнева всесильного комитета госбезопасности. С невинным видом заявила, что не может быть агентом, поскольку разговаривает во сне и может выдать врагам государственные секреты. После этого актрису оставили в покое. Эта же отговорка помогла ей в щекотливой ситуации, когда руководство настоятельно советовало вступить в ряды Коммунистической партии.

Умерла Раневская через год после ухода из театра. Причиной смерти стала пневмония, развившаяся на фоне инфаркта. Похоронили гениальную актрису на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой.

В 1992 году популярная английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Раневскую в десятку выдающихся актрис мира.

Биография Фаины Раневской

Биография Фаины Раневской началась еще в девятнадцатом веке в городе Таганрог. 27 августа 1896 появилась на свет маленькая девочка, которой суждено было покорить кинематограф, оставить след в истории, стать лучшей в своем деле. Тогда еще никто бы не мог подумать, что этот милый ребенок, ничем не примечательный, станет особенным. Но обо всем по порядку. Родилась Фаина в обеспеченной семье. Глава семейства был владельцем фабрики, имел несколько магазинов и личный пароход. Одним словом, детство у девочки было полностью обеспеченным в материальном плане. Кроме нее самой, в семье воспитывали еще трое мальчиков и девочку Изабеллу, что, в отличие от Фаины была весьма красивой и нежной. Есть сведения, что Раневская завидовала сестренке, не могла принять, что та красивее ее. Но точно сказать нельзя, ведь актриса всегда ко всему относилась с иронией, сложно понять, когда она считает что-то серьезным, а когда нет.

Когда ей было пять лет, ее младший брат умер, что дало понять девочке, что в жизни случаются страшные потери. Но помимо этого, она сама по себе была ранимым ребенком, поскольку не отличалась красотой, была неуклюжей, даже немного заикалась. Из-за этого не чувствовала себя счастливой, хотя у нее было все, о чем могли мечтать дети того времени. Подруг у нее не было, даже не общалась с ровесниками, словно, уже в раннем детстве готовилась узнать, что такое одиночество во всей красе. Получила образование дома, предпочитала читать книги, петь песни, заниматься музыкой

Также большое внимание она уделяла иностранным языкам. Она была старательной личностью, но только в плане того, что ей было интересно

То, что она не хотела делать, никогда не уделяла этому внимание.

В возрасте двенадцати лет, почувствовала, что увлеклась кино. После чего пришло увлечение и театром. Случилось это после того, как она отправилась на спектакль. Там она посмотрела пьесу Чехова «Вишневый сад». Выступление настолько повлияло на нее, и она решила, что с жизненным путем определилась. Тогда же стала посещать студию учебного театра. Это вызвало целую бурю негодования, родители были категорически против, в итоге все между собой поругались. Упрямая девушка разорвала отношения с семьей, и в 1915 году уехала в Москву. Нельзя сказать точно, был ли это для нее важным шагом или восприняла все это как часть жизненных сложностей.

Но покорить столицу оказалось не так просто, как казалось на первый взгляд. Ни одна из лучших театральных школ юную девушку не приняла, поэтому Фаина устроилась в частную школу. Но денег на учебу катастрофически не хватало, поэтому пришлось оставить эту затею. Помогла счастливая случайность, поскольку в тот момент Фаину заметила актриса Гельцер. Она взяла на себя ответственность порекомендовать девушку в Малаховский театр летнего типа, который находился под Москвой. Там Раневская могла пока проявить себя только в массовке, но она верила, что способна на большее. Так и получилось, правда, не сразу.

Спустя год, Фаина подписала первый театральный контракт с антрепризой Ладовской, на роли типажа «героинь-кокет». Чтобы как-то двигаться дальше, актриса совершает переезд в другой город, но там у нее ничего не получается. Но она продолжает идти по намеченному пути, у нее получается шаг за шагом играть в разных театрах. К слову, сумела появиться и в произведениях русского классика Чехова, которым восхищалась как автором, и как личностью. Можно сказать, что для нее это было своего рода, вызовом, воплощением мечты, к которой она стремилась. К слову, актриса была лично знакома с Мариной Цветаевой и Владимиром Маяковским.

В начале тридцатых, Раневская начала работать в тетре и сниматься в кино, причем первой ролью ее стала классика. Актриса прекрасно справилась с ролью, тем самым, обеспечив себе дальнейшие роли. Актриса играла много где, раз за разом повышая планку. Настоящим триумфом для Фаины стала роль мачехи Золушки из одноименного фильма. Он полюбился зрителям, как и сама Раневская, восхитила игрой, обаянием и оригинальностью злодейки.

Стоит еще заметить, что в поисковиках часто ищут такой запрос, как: «Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин», и это не удивительно. Фаина Раневская оставила в истории яркий след, который оставить получается лишь у небольшого количества людей в первую очередь остроумными высказываниями. Причем все ее высказывания, словно стрелы, попадали в цель. Как говорится «даже не придерешься», то есть просто и гениально, но совершенно точно.

Детство и юность актрисы

В настоящее время Фаина Раневская – легенда кинематографа. Люди, знавшие её ещё ребёнком, зачастую удивлялись поворотам судьбы актрисы. Фанни родилась в конце лета 1896-го. Дата рождения – 27 августа. Она появилась на свет в Таганроге, в обеспеченной семье, владевшей фабрикой по производству красителей, пароходом, магазином, несколькими домами. В летний сезон родственники путешествовали по Швейцарии. Отца девочки звали Гирши Хаймовичем Фельдманом. По прошествии многих лет поставят посвящённый Фаине памятник в Таганроге.

В семье Фельдманов было 5 детей. Младший мальчик скончался маленьким ребёнком. У Фанни была старшая сестра, 2 брата. С детства девочка слегка заикалась, избегала общения. Ей не нравилась собственная внешность. Известно, что Фаина избегала общения со сверстниками. Ей не слишком нравилась учёба. Родители отдали дочь в женскую гимназию, но Фая убедила забрать её для домашнего обучения. Из составленных о ней биографий известно, что именно в домашнем обучении Фанни получила навыки пения, музыки. Её научили иностранным языкам. Больше всего девочке нравилось читать.

Википедия рассказывает, что Фаина с юных лет увлекалась кино, театром. В 13-м ей довелось посмотреть «Вишнёвый сад» на сцене МХТ. Этот момент стал поворотным в её судьбе. Фанни полюбила сцену всем сердцем. Пути назад не было. Девочка поставила себе цель, поняла, что учёба – лишь шаг на пути к желанному. Ей удалось экстерном сдать гимназические экзамены и поступить в частную театральную студию. Позднее в интервью она рассказывала, что родители не приняли её решения. Семейные отношения и без того были хрупкими, но разразившийся скандал окончательно подорвал родственную близость. Рассказывая про детство и юность, Фанни часто говорила, что это было время едва ли не сиротства. Впрочем, она с теплом вспоминала о кукольных представлениях, которые разыгрывала, пока жила в родительском доме.

Любопытна национальность Фанни. Родители девочки – евреи, приехавшие в Россию из Беларуси. Сама Фаина – русская.

В 1915-м молодая девушка отправилась искать лучшей жизни в столице. Как видно из сохранившихся фото, в молодости Фаина была очаровательной девушкой – возможно, не писаной красавицей, но очень яркой, харизматичной, привлекательной и энергичной. Не обошлось без проблем с поступлением в театральные школы – подвели речевые дефекты. Тогда девушка выбрала частное заведение. Чтобы заработать на учёбу, она подрабатывала летом в театральной массовке.

Без поддержки семьи Фае пришлось непросто. Денег от массовки было недостаточно даже на жизнь. Хотя официально родители актрисы не помогали ей, втайне мать присылала помощь. Отец об этом не знал. Известен случай, когда Фаина в сопровождении знакомого пошла в банк за новым переводом. Выйдя на свежий воздух, она решила пересчитать купюры, но сильный ветер разметал бумажки. Фаина лишь вздохнула, залюбовавшись красотой их полёта, а спутник сравнил женщину с героиней «Вишнёвого сада». С этих пор у неё появился псевдоним Раневская, сохранившийся на всю жизнь.

Многие друзья Фанни знали, где родилась, в какой семье росла девушка. Началась революция, родители отправились в эмиграцию на своём пароходе. Друзья считали, что девушке стоит поехать с ними, но Фанни смело осталась в столице, начав полностью самостоятельную жизнь. Вновь увидеть сестру и мать, она смогла лишь много десятилетий спустя.

Биография Фаины Раневской

Фаину считают исторической личностью. Она внесла большой вклад в умы своих соотечественников. Высказывания этой женщины до сих пор используются как афоризмы, их постоянно изучают, пересказывают и пытаются найти еще более глубокий смысл. Немудрено, что личностью Раневской интересовались не только по части ее мыслей, но и в плане биографии.

Годы жизни Фаины Раневской

Раневская прожила долгую насыщенную жизнь. Женщина появилась на свет 27 августа под знаком Зодиака Дева. Актрисе на своем веку удалось увидеть множество изменений в стране.

Фаина появилась на свет в богатой семье евреев и никогда не жаловалась на свое материальное положение

Она пришла в этот мир в 1896 году, когда Россия еще носила статус Российской империи, а ушла из жизни в 1984 году, когда на ее Родине еще царил порядок Советского Союза.

Где родилась Фаина Раневская

Свою малую родину Фаина никогда не скрывала. Знаменитость появилась на свет в Таганроге, городе, расположенном на берегу Азовского моря в Ростовской области. Многие его современные жители гордятся тем, что появились на свет в месте рождения великой женщины.

Национальность Фаины Раневской

Национальность Фаины вызывала массу споров, особенно во времена предвзятого отношения к людям по факту происхождения. Несмотря на мнение общественности, женщина не старалась скрывать данные о своей родословной. По национальности Раневская – еврейка, о чем говорит не только внешность, но и имя женщины.

У Раневской были три брата и сестра Изабелла Фельдман, которая ушла из жизни еще до смерти великой актрисы

Настоящая фамилия Фаины Раневской

Фаина Раневская – лишь псевдоним творческой женщины. Свое настоящее имя она предпочитала не называть и приставлялась по всем известному прозвищу. При рождении Раневскую назвали Фанни. Ее полное имя звучало как Фанни Гиршевна Фельдман.

Рост и вес Фаины Раневской

Фаина имела довольно крупное телосложение для актрис того времени, однако могла похвастаться стройной фигурой с привлекательными формами. Артиста нередко была объектом внимания мужчин, однако практически не отвечала на комплименты в свой адрес, поддерживая образ независимой женщины. Вес Раневской достоверно неизвестен, а ее рост составлял 180 см.

Детство и семья

На берегу Азовского моря, в Таганроге, где бывал Пушкин, Чехов, и закончил свои дни Александр I, 27 августа 1896 года в семье Гирша и Милки Фельдман родился четвертый ребенок. Девочку назвали Фанни.

Войдя в жизнь на стыке веков, Раневская сохранила черты характера, свойственные концу XIX века: честность, порядочность, милосердие.

Детские годы не были омрачены нуждой, семья была состоятельной. Отец даже владел пароходом, на котором когда-то путешествовал сам Лев Толстой. Дети получали хорошее образование. Музыка, пение, танцы, языки, гимназия…

Именно в это время впервые Фаина проявила свой характер. Она не любила точные науки, всецело отдавая себя чтению и предметам, связанным с искусством. Стеснительная заикающаяся девочка тяготилась посещением гимназии, и родители перевели ее на домашнее обучение.

К пятнадцати годам Фаина превратилась в долговязую, некрасивую, закомплексованную девушку. Именно тогда она принимает решение стать актрисой и берет уроки в частной театральной студии.

«Некиношная» внешность и поиски «своего» театра

Остроумная и резкая, она жила на сцене и каждый свой спектакль играла по-новому. Вворачивала «соленые» словечки, сыпала афоризмами. Зрители Раневскую обожали за непредсказуемость, за удивительный колорит. Называли великой. Миссис Сэвидж и Васса Железнова в исполнении Раневской вошли в золотой фонд отечественного театра. А ее Люси Купер в постановке «Дальше – тишина» зал аплодировал стоя.

Фото: ТАСС\Строков Михаил (Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская в роли Люси Купер и народный артист СССР Ростислав Янович Плятт в роли Барклея Купера в сцене из спектакля «Дальше-тишина»)

Фаина Раневская за свою жизнь сменила множество театров, в первые годы она играла в Керчи, Феодосии, Кисловодске, Ростове-на-Дону, в Баку, Смоленске, Архангельске и многих других городах. В поисках «своего» театра она часто переходила из одного коллектива в другой.

У нее были очень выразительные, но как позже говорила сама Раневская, «некиношные» черты лица: крупный нос, большие темные глаза с поволокой и густые брови – это в те времена, когда идеалом считались брови-«ниточки». Кроме того, она была очень высокой (1 м 80 см), и поэтому найти партнера по сцене для нее было непросто. К тому же ей все время приходилось строго следить за фигурой, чтобы не выглядеть грузной. По этому поводу она много шутила.

Окончательно обосновавшись в Москве, она выступала в Камерном театре, Центральном театре Красной Армии, Театре драмы (сейчас – театр имени Маяковского). Она долгое время была актрисой Театра имени Моссовета, потом уходила на сцену Пушкинского театра и вновь возвращалась назад.

Фото: ТАСС\Евзерихин Эммануил (Актрисы Серафима Германовна Бирман (Карпухина) и Фаина Георгиевна Раневская (Москалева) (слева направо) в спектакле «Дядюшкин сон» в Государственном академическом театре имени Моссовета.)

Дело в том, что ее работа в театрах постоянно сопровождалась скандалами с режиссерами и актерами. Искрометный юмор и непримиримость Фаины Раневской служили ей не лучшую роль. Так, например, готовясь играть эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она почти полностью переписала сценарий и представила образ совершенно по-новому. Работать с ней было трудно. Но возможно именно благодаря этому все роли актрисы имели частичку от нее самой: яркой, саркастичной, мудрой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector