Екатерина кевхишвили

В старшую школу должна прийти вузовская система

Третье, о чем бы я хотел поговорить, это реформа, собственно, образования. Давно уже, мне кажется, назрел разговор о профилированном обучении, о котором, кстати, говорили еще в 80-е и еще в 70-е, которые я, увы, тоже помню, годы. Тогда идея сращивания школы с вузом высказывалась очень многими.

Мне кажется, вуз должен готовить себе выпускников, начиная примерно с 7-го – 8-го класса, как это происходит во многих корпорациях. Нужно выделять талантливых детей, готовить их, работать с ними, нужно следить за тем, чтобы они росли под присмотром представителей высшей школы. Мне кажется, что в сегодняшнюю школу надо любой ценой привлекать как можно больше преподавателей из школы высшей.

Мне кажется, что назрела радикальное переформатирование самого процесса урока. Невозможно сегодня вести урок по прежней схеме – лекция и опрос, и всё это за 45 минут. Начнем с того, что сегодня учитель не очень-то и нужен, потому что любая информация может быть в один клик скачана с айфона или с более примитивного телефона, для этого мы не нужны.

Мы не нужны, для того чтобы пересказывать параграф учебника, и заставлять учащихся пересказывать его на следующий день. Скажу больше, если раньше, для того чтобы провести лекцию, мне требовалось 20-25 минут, сегодня я успеваю рассказать им все минут за 10, и что делать остальные 35 минут урока, совершенно непонятно.

Мне кажется, что нужно радикально переформатировать саму структуру урока – это должна быть вузовская система: отдельно лекции, отдельно семинары с детскими докладами. Они с наслаждением делают доклады, и чем более глобальная дана им тема, и чем меньше дано им на это времени, тем с большим энтузиазмом они за нее берутся.

Что кажется мне самым главным, что я изо всех сил пытаюсь ретранслировать – им нужна ситуация вызова, потому что ровная ситуация для них не интересна.

Им интересно отвечать на глобальную трудную неразрешимую проблему. Поэтому доклады по максимально трудным темам, исследования исторические, полевые исследования, исследования того, что было на месте этой школы сто лет назад, раскопки в школьном дворе и их интерпретация – всё это необходимо, и для всего этого надо привлекать преподавателя из вуза, который мог бы серьезно оценить их заслуги и достижения.

Я приведу вам простейший пример. Не так давно один ребенок у меня в школе делал доклад о цифровой символике в романе «Что делать?» Ребенок этот не гуманитарный, он технарь, он пришел к выводу, что в романе содержится шифрованное послание, потому что огромное количество цифр, которое там есть – вес героев, возраст героев, количество душ у помещиков – они сюжетно никак не мотивированы, эти цифры передают тайное послание. Названа в романе и книга, по которой следует этот шифр читать, это единственная книга, упомянутая в романе «Что делать?» – это книга Ньютона об откровении Иоанна Богослова 1733 года издания. Достать ее трудно, поэтому расшифровать могли только немногие. Там, если помните, эту книгу читает Рахметов.

Я сказал: «Вы же понимаете, что достать английское издание 1733 года мы сегодня не сможем, и проверить вашу гипотезу тоже». На следующий день, господа, эта книга лежала у меня на столе – они списались с Британским музеем, и он им прислал скан.

Они делают всё быстрее, чем мы, и невозможного для них нет.

Кстати, они прочли шифрованное послание, если им верить, то деньги Чернышевского и «Народной воли» находятся сейчас в Саратове. Может быть, мы скоро поедем их оттуда извлекать. Но интересно по-настоящему не это, а интересно то, каким образом они подходят к серьезным проблемам.

Исходя из этого мне кажется, после восьмого класса нужно их профилировать и заниматься гуманитарными проблемами с теми, кто хочет ими заниматься. Заниматься математикой серьезно по-олимпиадному с молодыми математиками, а пичкать химией гуманитария, на мой взгляд, хватит. Я думаю, что старшая школа должна уже формироваться по факультетскому принципу.

Жена Дмитрия Быкова — фото

Со своей женой Дмитрий познакомился на работе. Это был служебный роман. Дмитрий с Ириной вместе вели колонку в газете «Собеседник». Нужно было написать статью о Борисе Гребенщикове. Ирина написала свою часть, которая очень понравилась Дмитрию. Быков дописал несколько абзацев и, по его словам, «не было видно швов». Они сразу поняли, что им нужно быть вместе – и работать, и жить.

Дмитрий Быков с женой воспитывают сына Андрея и дочь Евгению. Быков – эмоциональный, вспыльчивый человек, но, благодаря уравновешенному, сдержанному сибирскому характеру его жены ссор и ругани в доме не бывает. Дети Ирины и Дмитрия растут в спокойной благоприятной обстановке, в творческой атмосфере. Дмитрий очень благодарен своей жене за ее терпение и заботу о нем и их детях. 

Сам Дмитрий Быков перенял любовь к литературе от своей матери. Наталья Быкова была преподавателем русского языка и литературы. Она воспитывала сына одна.А теперь своим примером Дмитрий Быков и его жена воспитывают в своих детях любовь к чтению, к писательству.Фото жены Дмитрия Быкова излучает доброту и женскую мудрость.Жена Быкова для него является другом и близким человеком. В интервью он сказал, что любящие муж с женой должны «болеть одной и той же психической болезнью», что жена – это не кухарка и не критик, это, прежде всего, родственная душа, которая мыслит в том же направлении. Также и интересы у мужа с женой должны быть обязательно схожими.

В качестве учебников по семейной жизни Быков рекомендует неожиданные произведения – «Анну Каренину», «Свадебное путешествие» де Костера, «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн, «Дитя эпохи» Житинского, произведения Золя (как отрицательные примеры).Наиболее известные романы Быкова «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Списанные», «Икс», «Сигналы», «Борис Пастернак». В соавторстве со своей женой Ириной Лукьяновой Дмитрий Быков написал несколько зоологических рассказов, две детские книги. В девяностые годы Быков написал несколько романов – «66 дней», «Дикая Орхидея–2», «Харлей и Мальборо». Эти труды вышли под творческим псевдонимом Мэттью Булл. Для «Тотального диктанта – 2011» писал текст Дмитрий Быков.С 2015 года является ведущим программы «Один» на радиостанции «Эхо Москвы», также ведет колонку в «Новой газете», пишет для «Собеседника».Часто участвует в митингах оппозиции, в интернете можно увидеть его фотографии рядом с другим известным оппозиционером Навальным. Сопротивление Дмитрий Быков называет «интересным навыком».Любимое место Дмитрия — Портленд, штат Орегон, там нет зимы, часто идет дождь и живет много его друзей.Сейчас ему 51 год.

В интервью, приуроченном к своему 50-летию, Быков выразил уверенность, что его здоровью ничего не угрожает, что он из семьи долгожителей и никогда ничем серьезным не болел.В апреле 2019 года Дмитрий Быков оказался в больнице. Ему стало плохо в самолете, который следовал из Екатеринбурга в Уфу, где у него должна была быть лекция. Поползли слухи, что у него был инсульт. Позднее эти сведения были опровергнуты, на самом деле Дмитрий попал в больницу из-за диабета. Супруга Быкова заявила, что в его состоянии наблюдается положительная динамика.Сын Дмитрия Андрей учится на актера и режиссера.

Возможно интересно: жена Юрия Олеша, жена Олега Даль.

Чтобы у детей не было страха, им нужно разрешить разговаривать

Меня в этом смысле радует, что 100-летие Великого Октября прошло без большого количества официальных мероприятий. Я вижу, какое количество свободных дискуссий появилось на этот счет. Нет государственной навязанной точки зрения, нет по сути дела вообще государственной готовности анализировать ситуацию, но есть возможность обсуждать это на местах.

Я видел, с какой страстью, с каким жаром анализируют они и добывают сами новые исторические материалы – это говорит об их феноменальной готовности к публичной дискуссии. Мне кажется, что скорейшая отмена ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам резко повысит уровень этой публичной дискуссии. Слава Богу, сейчас на уровне министерства, мне кажется, этот сдвиг очевиден и готовность к этому наблюдается.

Если у детей нет культуры монолога, нет культуры отстаивания своей позиции, нет культуры разговора без бумажки, я боюсь, нет, соответственно, и перспектив.

То, что нам необходимо развитие всех форм общественной дискуссии – политических клубов, абсолютно свободных без ограничений дискуссий на любые темы, в том числе, политические, в том числе, по телевизору. Мне кажется, если это появится, у нас радикально улучшится климат в обществе, потому что мы знаем, что злоба появляется там, где заставляют молчать.

Мы все время говорим о необходимости воспитывать граждан, но первое и главное качество гражданина – это отсутствие страха. Для того чтобы у детей не было страха, им нужно разрешить разговаривать, обсуждать, спорить и так далее.

Наши дети не перезагружены, как мы любим говорить

Я абсолютно убежден что у нас есть своя педагогическая утопия – это русский лицей. Лицей, который в свое время сформировал не только Пушкина, но еще не меньше 20 великих географов, путешественников. Не будем забывать, что и великий государственный деятель канцлер Горчаков вышел оттуда же, хотя они с Пушкиным друг друга и недолюбливали.

Очень интересно, что лицей поделился примерно пополам – половина была подвергнута государственным репрессиям, другая половина стала высшими государственными чиновниками. Это обычная участь экстраординарных людей в России, но и те, и другие представляли собой и диссидентов, и чиновников экстра-класса.

А утопия лицея заключается в очень простой вещи: дети должны больше учиться, чем жить, больше работать и думать, чем развлекаться. Я не настаиваю, конечно, на том, чтобы формировать интернаты типа Колмогоровского, где дети еще и живут, хотя вырастают гениями.

Дети могут сколько угодно времени проводить с семьей, ночевать, безусловно, дома, но идеальна та школа, где ребенок уходит в 8 утра и возвращается к 10 вечера.

Наши дети не перезагружены, как мы любим говорить, они чудовищно недозагружены, они не получают сегодня той информации, которую могут и хотят перемалывать их молодые мозги.

Поэтому организация лицеев, в которых преподавали бы государственные люди, как в свое время Куницын и Энгельгардт в лицее Пушкина, где преподавали бы большие ученые, где детей обучали бы на материале современных и актуальных проблем – вот это задача номер один.

Потому что эта педагогическая утопия у нас уже есть, и нигде в мире, ни в каком Хогвартсе мы не найдем таких идеальных авторских школ, как в России. Именно у нас, где педагоги-новаторы и новаторы-директора формировали сами программу, это и было на самом деле нашим идеальным ноу-хау.

Нам не нужно торопиться попадать в иностранные университетские рейтинги, нам надо делать то, в чем мы сильнее всего. Любой автор вам скажет, если вы хотите быть первым в каком-либо жанре, вы должны этот жанр изобрести. У нас этот жанр уже есть – это русская авторская школа, и появление школ, в которых дети занимаются действительно серьезными вещами, это и есть на самом деле наш вклад в мировую педагогику.

В заключение хотел бы я сказать во что.

Сегодня очень часто говорят о том, что нужно формировать не столько замечательного специалиста, сколько гражданина. Но я глубоко убежден в том, что главное в процессе воспитания – это именно воспитание профессионала, потому что у кого есть профессия, у того есть совесть, тому есть перед кем отвечать, у того есть критерии оценки, объективные критерии своего таланта и своих возможностей.

Формировать, прежде всего, профессионалов – это значит, формировать настоящих граждан. Говорить правильные слова умеют все. Как правило, ура-патриотической риторикой активнее всего пользуются непрофессионалы, которые пытаются таким образом прикрыть свой непрофессионализм. Нам нужно сформировать поколение блестящих профессионалов, все остальное для страны они сделают сами. Вот то немногое, что я бы вам хотел сказать.

Занимательные факты

  • В семье Дмитрия Быкова он первым стал профессиональным и успешным сочинителем прозы и поэзии. До этого по отцовской линии в роду были медики (отец и дядя Быкова специализировались в оториноларингологии).
  • Дед писателя по материнской линии во время Великой Отечественной войны был награжден орденом Красной Звезды.
  • На сегодняшний день Дмитрий Львович обладает ученым званием «профессор».
  • На заре своей литературной карьеры Быков опубликовал два сборника прозы («66 дней. Орхидея джунглей» и «Харлей и Мальборо. Дикая Орхидея-2») под псевдонимом Мэтью Булл.
  • Любим жанром писателя Дмитрия Быкова является фантастика. Причем лучшими авторами такого толка, по его мнению, являются Андрей Лазарчук, Сергей Лукьяненко, Мария Галина, Вячеслав Рыбаков и создатель серии юмористических книг о мифическом богатыре Жихаре – Михаил Успенский. Кстати, Дмитрий считает, что фантастику нужно изучать в школе.
  • Наиболее достойными внимания и уважения среди современных писателей Быков считает Фазиля Искандера и Людмилу Петрушевскую.
  • Среди других современных российских литераторов, творчество которых интересует писателя, – Пелевин, Прилепин, дети Виктора Драгунского: Денис и Ксения, Александр Кузьменков, Михаил Щербаков, Олег Чухонцев, Марина Кудимова, Валерий Попов, Игорь Караулов, Марина Бородицкая и подобные им.

Другие книги писателя

Помимо фантастических философских романов и запоминающихся стихов в творчестве Дмитрия Быкова немало работ по литературоведению и подобных проектов.

В этой сфере наибольшую известность автору принесли биографические книги о Пастернаке, Горьком, Булате Окуджаве и самая свежая — о Маяковском.

Также немало у Быкова коротких рассказов, которые поначалу публиковались в разных периодических изданиях. Но впоследствии были изданы отдельными сборниками: «Как Путин стал президентом США», «ЖД-рассказы», «Прощай, кукушка», «Синдром Черныша» и другие.

Помимо короткой художественной прозы, было издано несколько сборников публицистики Дмитрия Быкова: «Хроники ближайшей войны», «На пустом месте», «Думание мира», «Прощай, кукушка» и т. п.

Кроме всего перечисленного, из-под пера этого автора вышло несколько пьес. Все они были изданы одной книгой — «Медведь».

Нам нужны экстремальные педагоги

Вторая проблема, которая мне представляется самой важной – у нас с педагогическим образованием происходят довольно странные вещи. Большинство учащихся сетуют на то, что учителя к ним равнодушны, что они отрабатывают свое время в школе спустя рукава, и это понятно – они озабочены не жизнью, а выживанием

Дело не в том, что им мало платят, им платят много. Сегодня школьный учитель получает в разы больше, чем пять лет назад. Проблема в том, что он не мотивирован. Мне представляется, что, во-первых, что отбор в педагогические вузы должен быть гораздо строже, и отрицательная селекция – пошел в учителя, потому что больше никуда не взяли, должна исчезнуть из этой сферы.

Второе, что особенно важно, мне кажется, что сегодня подростки, подчеркиваю, подростки – это люди взрослые, не хуже нас с вами, сталкиваются с очень серьезными вызовами. Проблема состоит в том, чтобы в России появилась экстремальная педагогика

Нам нужен институт учителей, которые были бы готовы в любой момент по звонку или письма провинциального учителя выезжать на место и там разбираться. Эта экстремальная педагогика назрела. Разбираться с чем?

Мы все знаем о катастрофической недавней ситуацией с детскими суицидальными клубами типа «Синих китов». До сих пор никто не знает, что такое «Синие киты» – интеллектуальная игра или действительно клуб по суицидальному манипулированию детьми. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда класс травит одного нестандартного, слишком умного или слишком необычного ребенка. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда в классе появляется авторитарный лидер, и весь класс становится жертвой блатной субкультуры, так называемой АУЕ или других, их сейчас очень много.

Иными словами, нам нужен учитель нового типа, учитель-десантник, если угодно, который может в решающий момент выехать в проблемную школу и быстро, разумеется, анонимно, разумеется, никто из детей не должен знать, что это инспектор из Москвы, быстро навести там порядок.

Практически в каждой школе сейчас существует зерно тайного неблагополучия. И чтобы с этим разбираться на месте – с блатной эстетикой у подростков, с авторитарным лидером в классе, с травлей одного всеми и так далее – чтобы со всем эти разбираться на месте, средств у обычного учителя чаще всего не хватает. Это должен быть педагог, психолог, экстремал высочайшего класса.

Я должен сказать, что педагогика – это дело более интересное, чем шпионаж. У нас есть шпионские детективы, а педагогических нет. Если бы мы, как в фильме «Доживем до понедельника», научились блокировать негативизм класса, который замечает опытный учитель, разумеется, мы избежали бы половины сегодняшних проблем

Потому что избыточная политизация детей и напротив, их абсолютное равнодушие к происходящему, и их повышенное внимание к тому, кто как одет, и у кого какой гаджет – все это можно исправить. Но для того чтобы это исправить, нам нужны педагоги нового типа – педагоги, которые не теряются в экстремальной ситуации

Награды и премии[ | ]

Литературные премии:

  • 2004 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман «Орфография»;
  • 2005 — 50 самых ярких дебютов в прозе начала третьего тысячелетия по версии газеты «Литературная Россия» за роман «Оправдание»;
  • 2006 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман «Эвакуатор»;
  • 2006 — премия «Бронзовая улитка» за роман «Эвакуатор»;
  • 2006 — премия «Национальный бестселлер» за книгу «Борис Пастернак»;
  • 2006 — премия «Большая книга» за книгу «Борис Пастернак»;
  • 2007 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман «»;
  • 2007 — финалист премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» (роман «ЖД»);
  • 2008 — премия «Портал» за рассказ «Отпуск»;
  • 2009 — премия «Бронзовая улитка» за роман «Списанные»;
  • 2011 — премия «Портал» за роман «Остромов, или Ученик чародея»;
  • 2011 — премия «Национальный бестселлер» за роман «Остромов, или Ученик чародея»;
  • 2011 — 3-я премия «Большая книга» за роман «Остромов, или Ученик чародея»;
  • 2012 — финалист Бунинской премии (книги стихов: «На самом деле», «Отчёт: стихотворения, поэмы, баллады»);
  • 2013 — Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за роман «Икс».
  • 2018 — 3-я премия «Большая книга» и победа по результатам интернет-голосования за роман «Июнь».

Журналистика

Став дипломированным журналистом Быков занялся преподаванием русской словесности в одной из столичных школ. После этого он трудился в школах «Золотое сечение» и «Интеллектуал», в стенах которых был учителем литературы и истории советской литературы.

В начале нового века Дмитрий Быков трудился в Институте журналистики и литературного творчества. Удостоившись степени профессора кафедры мировой литературы и культуры МГИМО(У), он постоянно выступал с лекциям в МПГУ.

Вместе с тем, Быков регулярно публикуется в разных российских изданиях, в некоторых из которых занимает должности редактора. В «Новой газете» он на постоянной основе публикует статьи с оппозиционными настроениями по отношению к действующей власти в России.

Дмитрий Быков и Дмитрий Гордон

Дмитрий часто появляется в различных телепроектах в качестве ведущего и гостя. На ТВ его впервые увидели в 1992 г. в программе Киры Прошутинской. Позже он начал вести разные передачи или быть их соведущим: «Хорошо, БЫков», «Картина маслом», «Рожденные в СССР», «Колбы времени» и др.

В 2015 г. на телеканале «Дождь» была запущена серия программ «Сто лекций с Дмитрием Быковым», во время которых публицист знакомил зрителей с литературой. Параллельно с этим он выступал на разных радиостанциях, в эфире которых вел авторские передачи.

Сегодня писателя часто приглашают на роль эксперта в ряд проектов, где он дает рецензии тем или иным произведениям

Кроме этого, он нередко уделяет внимание проблемам современного кинематографа, давая свою оценку всему происходящему

Книги

В 1991 году был принят в Союз писателей СССР. В начале 90-х годов Дмитрий Быков издал 3 сборника стихотворений — «Декларация независимости», «Послание к юноше», «Военный переворот». В это же время под псевдонимом Мэтью Булл выпустил первые книги на основе киносценариев — «66 дней», «Дикая Орхидея – 2», «Харлей и Мальборо».

В начале 2000-х продолжил выпуск сборников стихов («Отсрочка», «Призывник», «Письма счастья») и создал ряд романов — «Оправдание», «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», за три из которых получил международную премию им. братьев Стругацких.

В 2005 году в серии ЖЗЛ вышла книга биографа, посвященная жизни и творчеству Бориса Пастернака, за которую автор получил премии «Большая книга» и «Национальный бестселлер». Через 3 года состоялся выпуск работы «Был ли Горький?» о жизни Алексея Пешкова, после чего публицист взялся за описание биографий Булата Окуджавы и Владимира Маяковского.

В конце 2000-х Быков выпустил романы «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс», «Квартал: Прохождение», а также поэтические сборники «Последнее время», «Отчет», «На самом деле», «Блаженство». В 2010 году Дмитрий Львович издал сборник пьес «Медведь», в 2012 году — 2 учебника по советской литературе.

Дмитрий Быков и Михаил Ефремов В 2011 году на телеканале «Дождь» стартовал видеопроект «Гражданин поэт» продюсера Андрея Васильева, в котором артист Михаил Ефремов читал стихи Дмитрия Быкова. Аудиоверсия проекта появилась в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В 2021 году вышли 2 книги Дмитрия Быкова: трагедия-буфф «Тринадцатый апостол. Маяковский» и сборник «Я вомбат» из серии «Занимательная зоология». Журналист продолжает работать креативным редактором издания «Собеседник», в том числе курирует интернет-портал еженедельника. Позднее в библиографии публициста появилось издание «Шестидесятники: литературные портреты». Основной список статей и произведений писателя представлен на его официальном сайте.

В ЖЖ Быков ведет собственный блог, где подробно освещает все последние события свой журналистской деятельности. Журналист по-прежнему выпускает передачу «Один» на «Эхе Москвы», колонку в «Новой газете». Позднее писатель продолжил работу над циклом передач «Сто лекций», также выпустил сборник «Если нет: новые стихи». В июле 2021 года на радио «Свобода» вышла передача «Культ личности» с Дмитрием Быковым под названием «Глубоко советский человек».

Писатель и биограф участвует в озвучивании русской классики. Так в 2021 году на просторах интернета появилась аудиоверсия романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» в исполнении Дмитрия Львовича. Выпуск публицист сопроводил лекцией.

Биография Дмитрия Быкова

Быков Дмитрий Львович родился 20 декабря 1967 года в Москве. При рождении получил фамилию отца, врача-отоларинголога Льва Зильбертруда. Его мать, учительница русского языка и литературы школы №1214 Наталья Быкова, дала ему свою фамилию после развода. Именно она привила ему любовь к журналистике и слову. Уже в ранние годы он начал писать стихи, а в старших классах выступал на радио «Ровесники», где обсуждались проблемы школьной жизни.

Писатель окончил школу с золотой медалью. В 17 лет поступил на журфак МГУ, на кафедру литературно-художественной критики и публицистики, начал печататься в различных изданиях. На третьем курсе был призван в армию. «Мои воспоминания об армии окрашены серо-зелеными тонами безвыходной тоски. Часть была небоевая — тут мне повезло. Иногда меня брали в штаб что-нибудь попечатать, потому что делал это быстрее всех», — рассказывал он.

Вернувшись из армии в 1989 году, Быков продолжил обучение в вузе и тогда же вступил в «Орден куртуазных маньеристов» — поэтическую группу, создававшую ироничные произведения в витиевато-изысканном стиле. В качестве «Командора» стал соавтором ряда сборников «Ордена», но через три года вышел из него. К тому моменту он уже выпустился из МГУ и вошёл в Союз писателей СССР. В 1990-х преподавал в школе №1214.

Общественно-политическая деятельность

Дмитрий Быков известен как оппозиционер и активный общественный деятель. В 2011 году вместе с единомышленниками организовал общественное движение «Голосуй против всех!» и предложил сделать эмблемой движения поросенка Нах-Нах. Вскоре это имя стало названием движения. В 2011 и 2012 годах участвовал в протестных митингах в Москве.

С 2012 года Быков вместе с Юрием Шевчуком, Леонидом Парфеновым и Борисом Акунином стал одним из учредителей Лиги избирателей. Также Дмитрий вошел в состав реформаторского Координационного совета российской оппозиции, заняв второе место в списке членов после Алексея Навального.

Дети способны делать великие вещи, если им это доверить

Вторая вещь, которая здесь совершенно необходима, я полагаю, что нужно самым радикальным образом сращивать реальные задачи со школой. Не буду напоминать о том, что самый лучший фотоаппарат в мире ФЭД делался 12-летними детьми, это были выпускники и студенты макаренковской «куряжской» коммуны.

Дети способны делать великие вещи, если им это доверить. Я помню, что со времен экспериментального школьного завода «Чайка» у нас ничего подобного не появлялось. Если современному ребенку, достаточно продвинутому, поставить государственную задачу, скажем, экстренное очищение Черного моря от сероводорода, или решение бюджетных проблем, или превращение провинциального небольшого скучного города в процветающий центр современной культуры – я абсолютно уверен, что дети справятся с этой задачей.

Во всяком случае, пока нереальных задач я не видел. Когда мы делали школьный журнал, один ребенок от балды предложил взять интервью у Пола Маккартни. Все интервью у Пола Маккартни расписаны на два года вперед. Самое поразительное, что письмо от Пола они получили, правда, там содержалось извинение, что ответить на их вопросы он сможет только в 2020 году, но и сам факт получения этого письма был серьезной журналистской сенсацией. Я думаю, что если им ставить реальные задачи — они будут их решать.

Дмитрий Быков. Фото: Совет Федерации / Flickr

Личная жизнь

Узами брака Дмитрий Быков решил связать себя еще в молодости. Его супругой стала Надежда Гурская, которая сегодня работает старшим научным сотрудником в лаборатории Института биоорганической химии РАН. Их союз не привел к созданию полноценной семьи и вскоре распался.

В середине 90-х годов Дмитрий Быков познакомился с рассказами талантливой писательницы из Новосибирска Ирины Лукьяновой, которая в 1996 году стала колумнисткой газеты «Собеседник». Через некоторое время молодые люди поженились. В семье родилось двое детей — дочь Евгения и сын Андрей.

Личная жизнь не стала помехой для совместной деятельности двух творческих личностей. Помимо авторских проектов, Быков и Лукьянова создали 2 совместные книги «В мире животиков» (2001) и «Зверьки и зверюши» (2008). Семейные фото Быкова редко попадали в СМИ, но в интернете можно найти несколько снимков Дмитрия Львовича в окружении домочадцев.

Дмитрий Быков с женой Екатериной Кевхишвили Неожиданным известием для поклонников журналиста стала новость о его женитьбе на своей бывшей студентке, прозаике Екатерине Кевхишвили. Разница в возрасте между супругами — 30 лет, но это не помешало страстному роману, который в 2021 году завершился свадьбой.

В начале ноября 2021 года супруга Быкова подарила ему третьего ребенка. Сам публицист сообщил подписчикам, что у него родился сын. Совместное фото с женой Екатериной Дмитрий Львович разместил в аккаунте в «Инстаграме».

Интересно, что еще совсем недавно, в апреле 2021 года Быков встревожил своих поклонников. Находясь в Уфе, куда писатель прибыл с лекциями, он был доставлен в госпиталь в тяжелом состоянии. Первоначальный диагноз — инсульт — не подтвердился, тем не менее журналист был введен в кому. Уже через несколько дней публицист был переведен в Москву, в НИИ им. Бурденко, где состояние его здоровья стабилизировалось. Позднее в интервью Дмитрий Львович признался, что причиной ухудшения его самочувствия стало отравление.

Дмитрий Быков: «Если ребенок столкнулся с травлей — изымайте его из школы немедленно»

— Вы как-то говорили, что ваша мама, тоже преподаватель литературы, считает, что вы преподаете неправильно. Что ей не нравится?

— Мать считает, что я слишком многое приспосабливаю к современности. Но это вечный спор об Ильине — был такой питерский педагог, который очень тесно увязывал этическую проблематику классики с современностью, что многие считают дурным тоном. Традиционный поход подразумевает, что классику надо изучать как филологию, а не рассматривать ее через мораль. Мать считает, что у меня на уроке слишком много свободных дискуссий. И слишком мало подачи чисто научного материала. Условно говоря, что я недостаточно знакомлю с текстом. Но при этом они у меня все читают на самом деле.

Грубо говоря, она считает, что моя подача недостаточно академична. Я ничего против этого не имею. Когда я ее приглашаю в свои классы, ее, конечно, слушают лучше. Она рассказывает и строже и компактнее, но она тоже, если надо, может спровоцировать в классе дискуссию. Это же ее идея, что дети должны говорить больше, чем учитель.

В целом это нормальное родительское брюзжание — ее недовольство. Она говорит: они у тебя стараются блеснуть оригинальностью вместо того, чтобы читать текст. Не стараются они блеснуть оригинальностью, они у меня реально мыслят. Но ничего не поделаешь. Ей всегда кажется, что я перед ними выделываюсь. Нормальное родительское недовольство.

Кроме того, моя мать, будучи выпускницей МПГУ (бывший МГПИ), считает Белинского великим критиком. Потому что их декан Головенченко был главным специалистом по Белинскому. И все МГПИ считает, что Белинский был великий критик. Это не так. Белинский многого не понимал. Не понимал значения фантастического в литературе, не понял «Онегина» совершенно. Он был посредственный критик. Мать моя считает, что и Добролюбов — великий критик. Зато Чернышевского она считает слабым писателем. А мне кажется, что он замечательный. Зато в чем мы абсолютно сходимся, так это в отношении к соцреализму. Как же мы его ненавидим! Единственная книга из школьной программы, которую мать не смогла прочесть — это «Бруски» Панферова. Про плохую литературу мы так и говорим: «Это полные «Бруски»». Хотя я прочел, смешное произведение. Но я читал даже Агнию Кузнецову «Честное комсомольское»! Это, кстати, матери принадлежит светлая мысль о том, что последовательно плохой текст тоже способен доставлять наслаждение. Вот и Сорокин говорит: я читаю соцреализм с наслаждением, потому что это искусство уже мертвое.

— Вы думаете, советской литературе не место в школьной программе?

— Мне кажется, что изучение соцреалистического канона — это довольно полезная вещь. Контекст советской литературы надо знать. Вот, например, «Как закалялась сталь» — гениальное произведение. А огромное количество советских текстов, которое мы не изучали, это полное говно. Но надо же знать, как это работает, как действует, почему миллионы людей читали роман Колесникова «Искры». Или почему Фадееву пришлось сознательно ухудшить «Молодую гвардию». Я за то, чтобы изучать плохую литературу. Ну почему, например, «Сумерки» — плохая вампирская сага — сверхпопулярна? Мать моя дошла до того, что в санатории на отдыхе от нечего делать прочла «50 оттенков серого». Она все время не может понять, как это может быть бестселлером. Что там читать?

— Вы с последней ярмарки non/fiction ушли с сумкой книжек.

— С двумя.

— Что купили?

— В основном мне надарили. Стоящего там много, но из того, что мне принесло пользу, это книга «Дело Бронникова», вышедшая в «Редакции Елены Шубиной», и это ровно мои герои. О тех людях, которые жили где-то поперек времени, в щелке времени, очень печальная история.

— Кто сегодня лучший детский автор в стране?

— Наверное, Эдуард Веркин. Ксения Драгунская, Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Григорий Остер. Дина Бурачевская. Анна Русс.

— Если говорить о детской и подростковой литературе, какие книги вы бы рекомендовали в качестве программы минимум. Самое лучшее.

— «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Повелитель мух» Голдинга, «Детство Никиты» Толстого, «Кадеты» Куприна, «Собака Баскервилей» Конан Дойля, «Чучело» Железникова, «Онтология детства» Пелевина. Мне кажется, каждый ребенок их должен прочитать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector