Бернардо бертолуччи: как начать смотреть его фильмы

«Мечтатели» (2003)

Действие фильма разворачивается в Париже. в мае 1968 года, когда во время европейской контркультурной революции студенты строили баррикады.

Молодой американец Мэтью приезжает в столицу Франции  по программе студенческого обмена, чтобы улучшить свое знание французского. Там он находит единомышленников – Изабель и ее брата Тео, которые дни и ночи напролет смотрят фильмы и не выходят из дома. Сначала простое увлечение кино перерастает в сложную паутину психологических и сексуальных отношений. В это же время беспорядки на улицах Парижа достигают своей кульминации.

Слоган фильма звучит так: «Вместе – все возможно. Вместе – ничто не запрещено». Изначально на главную роль рассматривались актеры Леонардо Ди Каприо и Джейк Джилленхол. Но Ди Каприо отказался, так как был задействован в это время в картине «Авиатор», а Джилленхол не захотел сниматься из-за наличия обнаженных сцен. В итоге Бертолуччи отдал роль Майклу Питту прямо перед началом съемок.

История жизни Бернардо Бертолуччи

После малоудачных фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на целых шесть лет. Он пытался найти для себя новые темы и уехал через Америку на Восток. Так появился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987). Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с предначертанностью и переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью хода истории, с недостижимостью идеала. 

В созданный режиссером мощный, яркий национальный колорит Китая начала ХХ века диссонансом вписывается фигура единственного в этом фильме европейца (О’Тул). Немолодого джентльмена, элегантного, невозмутимого, несущего просвещение, дыхание «старой Европы». Герой О’Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его принципы среди разгула восточного варварства, жестокости. И если императора Бертолуччи показывает рабом (при всей его неограниченной власти), то герой О’Тула внутренне свободен. Но в нем отчетливо ощущается обреченность, бессмысленность и нежизненность европейской цивилизации. 

Созданный с постановочным размахом фильм был с особым восторгом принят в Америке. «Последний император» удостоился девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. 

Вдохновленный успехом, Бертолуччи вновь устремляет взоры на загадочный и таинственный Восток. Его психологическая драма «Под защитой небес» (1990) с Джоном Малковичем и Дэброй Уингер в главных ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения двух цивилизаций, европейской и восточной. 

Пораженный прохладным приемом картины в Америке, Бертолуччи в завершающем «восточную трилогию» фильме «Маленький Будда» (1993) резко усилил зрелищность изображения при помощи сложных спецэффектов и постарался сделать философию более понятной для массовой аудитории. 

кадр из фильма «Последний император»

Эта картина, над которой Бертолуччи работал в течение двух лет, в том числе в Непале и Бутане, представляет собой рассказ о событии фантастическом — перевоплощении духа тибетского ламы в тело западного ребенка. В киноповествование вплетены также эпизоды, воссоздающие легенду о Сиддхартхе Гаутаме, ставшем великим Буддой. Фильм обошелся продюсерам в 35 миллионов долларов. 

«Маленький Будда» стал для меня наиболее трудным, — говорил Бертолуччи. — Трудным еще и потому, что хотелось сделать его доступным детям. Буддисты упрекали меня «Как можно называть «маленьким» Будду, который так велик Это оскорбление!» Тогда я пошел к Далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда…» 

Фильм начал свое шествие по экранам мира в ноябре 1993 года с предварительной премьеры в Париже в присутствии одного-единственного зрителя. Но какого — самого Далай-ламы!.. 

кадр из фильма «Маленький Будда»

Кинематографом увлечено все семейство Бертолуччи продюсером стал старший брат Бернардо — Джованни; сценаристом и режиссером — младший брат Джузеппе. Его вторая жена — Клер Пеплоу (по происхождению англичанка) – также является режиссером, а ее брат Марк — сценаристом, с которым Бертолуччи сотрудничает в последнее время… 

«Конформист» (1971)

Сюжет картины рассказывает о докторе Марчелло, который в детстве стал жертвой сексуального насилия. А события 1930-1940 годов, которые происходит в его родной Италии, напоминают насилие над целым народом. Доктор против своей воли вынужден возглавить ликвидацию одного из своих сограждан, который не согласился подчиниться фашистскому режиму.

Этот фильм принес 29-летнему Бернардо Бертолуччи славу, создав ему репутацию одного из ведущих режиссёров современности, а сама картина была признана критиками шедевром мирового кино. Усложненность структуры повествования фильма оказало большое влияние на развитие мирового кинематографа, положив начало созданию психологических драм нового поколения, таких, как, например, «Крестный отец».

Биография Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме (Италия) в семье поэта, кинокритика и профессора истории искусств Аттилио Бертолуччи. Его мать Нинетта была учительницей. С раннего детства отец поощрял интерес сына к фильмам и часто брал его с собой на съемки.

В 1960-1962 годах Бертолуччи учился на философском факультете Римского университета. Во время учебы он писал стихи и снимал любительские фильмы.

Первой его пробной картиной была «Канатная дорога». Бертолуччи снял ее в 1957 году, а через год у него вышла еще одна картина под названием «Смерть свиньи». В студенческие годы Бертолуччи также выпустил поэтический сборник «В поисках тайны», за который получил Национальную литературную премию и книгу стихов «В поисках загадки», за которую ему дали премию Виареджо.

Во время учебы Бертолуччи познакомился с итальянским режиссером Пьером Паоло Пазолини, который пригласил его в качестве своего ассистента поработать на съемках картины «Аккатоне».

В 1962 году, увлекшись съемками своего первого полнометражного игрового фильма «Костлявая кума», Бертолуччи бросил университет и целиком посвятил себя дебютной детективной истории о социальной несправедливости.

В 1964 году Бертолучи снял второй фильм «Перед революцией», который рассказывает историю молодого буржуазного интеллигента, ставшего на путь марксизма, а через год вышел его полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод».

В 1968 году на экраны выше его фильм «Партнер», который представлял вольную экранизацию повести «Двойник» Федора Достоевского.

В 1960-1970-х годах режиссер начал снимать политического кино «Стратегия паука» (1970), «Конформист» (1970). В 1968 году, увлекшись идеями левых, он вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

В 1972 году режиссер снял «Последнее танго в Париже» — романтическую трагедию любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. Фильм стал невероятно популярным, особенно во Франции, а в США он вошел в десятку самых кассовых кинокартин. Бертолуччи был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер, но при этом в Италии он получил условный тюремный срок за «богохульство» и был лишен избирательных прав на пять лет.

В 1976 году Бертолуччи снял фильм о борьбе социальных классов в Италии под названием «Двадцатый век». Затем вышли его фильмы «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981).

В 1987 году режиссер снял картину «Последний император», которая получила девять «Оскаров», а сам Бертолуччи удостоился двух — за режиссуру и адаптированный сценарий. Также эта картина получила премию «Золотой глобус».

В 1990 году Бертолуччи снял психологическую драму «Под покровом небес», а в 1993 году вышел его «Маленький Будда».

В 1996 году после 15 лет жизни за границей режиссер снял в Италии драму «Ускользающая красота».

В 2003 году на экраны вышел его фильм «Мечтатели». После выхода этого фильма режиссер анонсировал съемки картины «Бельканто», но потом отложил их на неопределенный срок и объявил о запуске нового проекта.

В 2012 году вышел фильм Бертолуччи «Ты и я», снятый по одноименному роману итальянского писателя Никколо Амманити.

С каких фильмов не стоит начинать

1 / 2

Кадр из фильма «Луна». 1979 год 20th Century Fox

2 / 2

Кадр из фильма «Трагедия смешного человека». 1981 год Ladd Company, Warner Bros.

С «Луны» (1979) и «Трагедии смешного человека» (1981). Оба фильма посвя­щены рвущимся связям между поколениями. «Луна» — экзистенциальная драма о поиске отца и собственной идентичности. «Трагедия смешного человека» — своеобразный перевертыш «Луны»: это криминальная драма об отце, который пытается вернуть сына, взятого в заложники. После скандального «Последнего танго в Париже» и эпического «Двадцатого века» от Бертолуччи ждали совсем другого, и картины были приняты прохладно

В случае с «Трагедией смешного человека» внимание прессы и вовсе пере­ключилось с режиссера на актера — главную роль в этом фильме сыграл один из самых популярных итальянских артистов Уго Тоньяцци. На фоне нарастаю­щего кризиса итальянского кино Бертолуччи уезжает из Италии

Следующий фильм на родине он снимет только через 15 лет.

Кадр из фильма «Я и ты». 2012 год

Не стоит, пожалуй, начинать и с его последней картины «Я и ты» (2012). В этой драме взросления, каждый кадр которой полон поэзией, Бертолуччи прощается со своим детством. Начиная с юности режиссер пытался выйти из тени своего отца, знаменитого поэта Аттилио Бертолуччи. А к концу жизни пришел с рито­рическим вопросом: «Разве не обречены дети поэтов пытаться визуализировать то, что отцы описывали словами?»  Б. Бертолуччи. Мое прекрасное наваждение. М., 2012. Фильм наполнен отсылками и к картинам самого Бертолуччи, и к картинам, которые на него повлияли, — в частности, в финальных кадрах режиссер цитирует «Четыреста ударов» Трюффо. Все это будет хорошо видно уже после знакомства с основными произведениями Бертолуччи, поэтому фильмом «Я и ты» лучше завершить путешествие по его творчеству.

Много уровней «Конформиста»

«Конформист» — это не первый фильм Бертолуччи, но первая его работа, которая прогремела во всём мире. Как отмечал режиссёр, посредством этой картины он мог общаться с широкой аудиторией, потому что она кажется простой и понятной. При этом Бертолуччи подчёркивал, что для него «Конформист», напротив, оказался самой сложной лентой.

«Начиная просмотр, зритель входит на уровень прочтения, которого не хватало в фильме «Перед революцией». В той картине было много других уровней, но самого первого — прочтения при просмотре — в нём не было. В «Конформисте» этот первый уровень есть: когда происходит вхождение в фильм — и дальше зритель не испытывает никаких сложностей. Но на самом деле за ним скрывается множество других уровней», — пояснял Бертолуччи.

Критики высоко оценили картину. Они отмечали сценарий, сложное сочетание образов, а также то, какое эмоциональное воздействие лента оказывает на зрителя.

Критика восхитило и то, что человек в возрасте 30 лет может «породить замысел фильма такой глубины, исполнить его в таком уникально собственном стиле и так основательно пропитать его масштабами и пределами своего (авторского. — RT) видения».

Калум Марш из The Village Voice назвал «Конформиста» самым смелым и выразительным фильмом Бертолуччи, поскольку его герой погружается в фашизм не ради власти, а ради комфорта.

«Такой взгляд — своего рода квазисатирический тезис — делает «Конформиста» более едкой и резкой критикой фашизма по сравнению с относительно грубой работой «Двадцатый век». Те, кто оказались под влиянием фашизма, в «Конформисте» не изображены карикатурно жестокими. В этом нет нужды: их слабость, по замыслу Бертолуччи, говорит сама за себя», — пишет критик.

На Берлинском кинофестивале, где прошла премьера «Конформиста», фильм получил специальную награду от журналистов, а также премию международного евангелического жюри. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.

Ещё важнее вклад, который «Конформист» внёс в мировую киноиндустрию. Он задал направление для новой волны голливудского кино, а также популяризировал целый ряд не распространённых ранее приёмов.

«Конформист» оказал сильное влияние на творчество многих начинающих режиссёров, которые восприняли картину Бертолуччи как откровение. В числе вдохновлённых «Конформистом» — Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Сложная структура фильма, символическая съёмка и некоторые виртуозно поставленные сцены нашли отражение во многих фильмах последующих лет.

Фильмография

Год Заголовок Зачислено как Примечания
Директор Писатель Режиссер
1962 г. La Commare Secca да да Нет
1964 г. До революции да да Нет
1967 Как выиграть миллиард … и уйти с ним Нет да Нет
1968 г. Партнер да да Нет Номинация — Золотой лев
Когда-то на Западе Нет да Нет
1969 г. Amore e Rabbia да да Нет Сегмент: Номинация на Агонию — Золотой Медведь
1970 г. Конформист да да Нет Номинация — Премия Оскар за лучший адаптированный сценарий Номинация — Золотой медведь
Хитрость паука да да Нет
1972 г. Последнее танго в Париже да да Нет Назначен — Номинация на премию Оскар за лучшую режиссуру — Номинация на премию Гильдии режиссеров Америки за выдающуюся режиссуру — Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру
1976 г. 1900 г. да да Нет
1979 г. Ла Луна да да Нет
1981 г. Трагедия смешного человека да да Нет Номинация — Золотая пальмовая ветвь
1987 г. Последний Император да да Нет Премия «Оскар» за лучший режиссер Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий Премия BAFTA за лучший фильм Премия Сезара за лучший иностранный фильм Давид ди Донателло за лучший режиссер Давид ди Донателло за лучший сценарий Премия Гильдии американских режиссеров за выдающуюся режиссуру Премия «Золотой глобус» за лучшую режиссуру Золотой глобус Номинация на премию за лучший сценарий — Премия BAFTA за лучшую режиссуру
1990 г. Укрывающее небо да да Нет Номинация — Золотой глобус за лучшую режиссуру
1993 г. Маленький Будда да да Нет
1996 г. Похищение красоты да да Нет Номинация — Давид ди Донателло на звание лучшего режиссера Номинация — Золотая пальмовая ветвь
1998 г. В осаде да да Нет Номинация — Давид ди Донателло за лучшую режиссуру
2001 г. Триумф любви Нет да да
2002 г. да да Нет Сегмент: Histoire d’eaux
2003 г. Мечтатели да Нет Нет
2012 г. Я и ты да да Нет Номинация — Давид ди Донателло за лучший фильм Номинация — Давид ди Донателло за лучшую режиссуру Номинация — Давид ди Донателло за лучший сценарий
2021 г. Эхо-камера Нет да да

Документальные фильмы

Год Заголовок Зачислено как Примечания
Директор Писатель
1966 г. Il canale да да Документальный короткометражный фильм
1971 г. La salute è malata да Нет
1984 г. L’addio a Enrico Berlinguer да да
1989 г. 12 регистров в 12 читт да Нет Сегмент: Болонья

Почести

  • Гранд-Кавалер ордена За заслуги перед Итальянской Республикой в Италии ( Рим , 2 июня 1988 года), по предложению Совета Министров.
  • Золотая медаль итальянской медалью за заслуги культуры и искусства в Италии ( Рим , 21 февраля 2001). За то, что сумел совместить поэзию и великолепное кино, как это было в истории итальянского кино . За то, что вы знаете, как вести диалог между разными культурами и мирами, оставаясь прочно укоренившимися в культуре вашей страны. За то, что смогла с энтузиазмом и смелостью представить политическую, социальную и культурную историю последних ста лет.
  • Почетная степень магистра истории и критики искусств и исполнительского мастерства Пармского университета ( Laurea Magistrale Honoris Causa in Storia e crisica delle arti e dello spettacolo ). Бернардо Бертолуччи — один из величайших и признанных режиссеров в мире. Его кино является ориентиром для целых поколений режиссеров, взволновало миллионы зрителей, а также вызвало широкие культурные дебаты, выходящие далеко за рамки киноиндустрии, и является предметом значительных исторических и теоретических исследований, опубликованных на всех основных языках мира. .

Фильм Про. Коллекции

Давно прошли годы, когда итальянский кинематограф был главным в мире. Теперь это крупная кинодержава, но ей явно не хватает гениев. Вспоминая лучшие фильмы Бернардо Бертолуччи, одного из последних представителей ещё того, прежнего итальянского кино, мы отдаём должное удивительной традиции и тем, кто её создавал.

Бернардо Бертолуччи. Лучшие фильмы

Конформист

Бертолуччи ещё не было тридцати, когда он снял без преувеличения великий фильм по роману Альберто Моравиа. Может быть, сама эпоха располагала к этому: в эти годы выходят самые мудрые и яркие произведения о фашизме в кино. На фоне своих более опытных и радикальных коллег Бертолуччи отнюдь не выглядит второстепенно, он вводит в фильм сложнейшую композицию, которая позволяет тоньше передать ощущения пойманного в ловушку героя. В советском прокате фильм шёл полностью перемонтированным и сильно сокращённым.«Конформист». Трейлер

Последнее танго в Париже

Марлон Брандо ненавидел этот фильм, обвиняя Бернардо Бертолуччи в том, что тот слишком беззастенчиво заглянул в его душу и продемонстрировал её самые ранимые места на экране. Вызывающий эротизм фильма принёс ему невероятную популярность в массах (и запрет для проката в ряде стран), а элитарный зритель отмечал философскую разработку психологии отношений героев с акцентом на их одиночестве.«Последнее танго в Париже». Трейлер

Двадцатый век

Бертолуччи всегда тяготел к большим формам, первые варианты его картин часто длились по нескольку часов. Но «Двадцатый век» — работа самая монументальная и оправдывающая свою итоговую длительность, почти пять с половиной часов. Впрочем, Бертолуччи смонтировал для международного проката версию длиной всего в 3,5 часа. Любопытно, что хотя фильм с самого своего появления считался шедевром, у него нет ни одной крупной кинонаграды.«Двадцатый век». Трейлер

Последний император

Зато у этой картины целых 9 «Оскаров»: американцы пришли в восторг от этой дорогостоящей исторической драмы, в центре которой – император Пу И, который прошёл через одиночество во дворце, в тюрьме и в собственном саду. Последнего он желал сам, первые два ему были навязаны судьбой. В основной части фильма одним из главных персонажей становится английский преподаватель и советник Пу И Реджиналд Джонстон, мемуары которого использовал Бертолуччи. Питер О’Тул номинировался за эту роль на «Оскар», но не получил его, как не получил его ни за одну другую роль, удостоившись в итоге почётного «Оскара» в 2003 году.«Последний император». Трейлер

Ускользающая красота

От больших тем и форм Бертолуччи в зрелом возрасте перешёл к локальным, но от этого не менее драматичным сюжетам. Томление девушки, вступающей во взрослую жизнь и видящей в ней только много прекрасных перспектив, несмотря на то, что её окружают трагедии и смерть. Душа Люси жаждет любви, а её тело согрето итальянским солнцем: здесь всё чужое и незнакомое, но во всём видятся какие-то прекрасные тайны. Бертолуччи любуется этой молодостью, позволяя ей не растерять это жизнелюбие.Трейлер фильма «Ускользающая красота»

Мечтатели

Ещё один фильм о совсем молодых людях – любовный треугольник времён французских волнений 1968 года. Американский юноша влюбляется во француженку, которая живёт со своим братом в огромном доме, пока родители в отъезде. Вместе молодые люди смотрят кино, говорят обо всём на свете и, конечно, занимаются любовью, снимая все запреты и на интеллектуальном, и на телесном уровнях.«Мечтатели». Трейлер

Ты и я

Последний на данный момент фильм Бертолуччи снят через много лет после «Мечтателей», хотя, казалось, больше мы ничего от классика итальянского кино не дождёмся. Теперь история ещё локальнее: подвал, убежавший из дома подросток и девочка с улицы, которой негде жить, так что она решила подружиться с угловатым пареньком. В отличие от предыдущих фильмов Бертолуччи, здесь мы видим совершенных детей, которые слишком целомудрены и для своего подвала, и для всего мира, в котором им предстоит жить. Трейлер фильма «Ты и я»

Двадцатый век,
Конформист,
Ускользающая красота,
Мечтатели,
Последний император,
Ты и Я,
Последнее танго в Париже

Бернардо Бертолуччи,
Марлон Брандо,
Питер О’Тул

Новинка

«Последний император» (1987)

Картина рассказывает о последнем императоре Китая Пу И, который был повелителем огромного количества человек. Ему предсказывали «десять тысяч лет счастья», но XX век перемен внес свои коррективы в мир древних традиций. Последний из династии Пу И в 1908 году, в возрасте трех лет, был возведен на Трон Дракона. Люди относились к императору-ребенку с трепетом, возводя его в ранг божества. Ему было разрешено все, кроме одного, ему не разрешалось покидать пределы дворца.

Биографическая драма Бернардо Бертолуччи получила положительные отзывы критиков, 9 статуэток «Оскар», 4 награды «Золотой глобус» и 3 премии BAFTA. Фильм также имел кассовый успех: только в прокате в США собрал более $43 миллиона при бюджете 23 миллиона.

Что смотреть дальше

1 / 3

Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)

3 / 3

Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox

После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследо­вание природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тотали­таризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.

Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после само­убийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой францу­женкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запре­щает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от соци­ального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.

В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).

1 / 3

Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company

3 / 3

Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt

После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повество­вания — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.

1 / 2

Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures

2 / 2

Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+

После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).

1 / 3

Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz

2 / 3

Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica

3 / 3

Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film

А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.

Как начать смотреть Куросаву

Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф

Бертолуччи в Англии

В 1980-х годах, в годы удушающей реакции, Бертолуччи не может оставаться в Италии. По убеждениям он коммунист, однако не до конца определившийся, как это было и с другими его воззрениями на жизнь – он ищет все время какую-то одну истину, переходя от одной идее к другой.

У знаменитого режиссера был период, когда его перестала интересовать итальянская тематика, и он переехал в Англию. После этого он посвящает фильмы самым разным темам, берется за разные жанры, однако все удается ему блестяще.

Как доказательство – премия «Оскар» за фильм «Последний император» (1987) как за лучший фильм года. Это история про китайского императора – мальчика трех лет, которому можно все, кроме одной малости:  ему нельзя покидать дворец, и он находится в нем как в заточении.

Дальше идет тема буддизма, которой режиссер коснулся – он сам называет себя «буддистом-любителем». В 1993 году премьеру его фильма «Маленький Будда» в Париже смотрел единственный зритель – Далай-Лама, и только после этого его увидели другие зрители. Здесь режиссер пытался адаптировать постулаты буддизма для аудитории, не очень хорошо знакомой с ними.

Политика и личные убеждения

Бертолуччи был атеистом .

Фильмы Бертолуччи часто носят очень политический характер. Он был убежденным марксистом и, как Лукино Висконти , который в конце 1960-х нанял многих иностранных художников, Бертолуччи использовал свои фильмы для выражения своих политических взглядов; поэтому они часто автобиографичны, а также весьма противоречивы. Его политическим фильмам предшествовали другие, переоценивающие историю. The Conformist (1970) критиковал фашистскую идеологию, затрагивал взаимосвязь между государственностью и национализмом, а также вопросы народного вкуса и коллективной памяти — и все это на фоне международного заговора Бенито Муссолини с целью убийства политически активного левого профессора философии в Париже. также анализирует борьбу левых и правых.

27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из подписантов обращения к швейцарскому правительству об освобождении Романа Полански , который находился под стражей в ожидании экстрадиции в США.

В Твиттере 24 апреля 2015 года Бертолуччи участвовал в #whomademyclothes, кампании против потогонной революции Fashion Revolution, посвященной обрушению здания Савар в 2013 году , самой смертоносной аварии в истории швейной промышленности.

Бертолуччи пропагандировал практику Трансцендентальной Медитации: «Мы хотим пробудить настоящее, и нам трудно сделать все вместе, мы можем только медитировать, как в трансцендентальной медитации. Одно из самых сильных переживаний. Вы либо медитируете, либо смотрите хороший фильм. , затем эти две вещи начинают соприкасаться … «.

Семь классических кадров из фильмов Бертолуччи

1 / 7

Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год

Римские окраины, пустыри, новостройки, много воздуха и света, неприкаянный молодой герой — приметы фильмов Пазолини в творчестве раннего Бертолуччи.

Cinematografica Cervi; Cineriz

2 / 7

Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год

Первая жена Бертолуччи Адриана Асти в роли притягательной, взбалмошной, непредсказуемой Джины, потерявшей чувство устойчивости в этом мире.

Cineriz, Iride Cinematografica

3 / 7

Кадр из фильма «Конформист». 1970 год

Серый человек, серый костюм, серый мир.

Paramount Pictures

4 / 7

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год

Персонажи Марлона Брандо и Марии Шнайдер на знаменитом мосту Бир-Хакейм, расположенном неподалеку от Эйфелевой башни и площади Трокадеро.

Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)

5 / 7

Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год

Ménage à trois — сквозной сюжетный мотив в фильмах Бертолуччи.

Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox

6 / 7

Кадр из фильма «Последний император». 1987 год

Еще один сквозной образ в фильмах режиссера — ловушка. Маленький Пуи еще не понимает, что оказался в золотой клетке: выходить за стены Запретного города ему нельзя.

Columbia Pictures

7 / 7

Кадр из фильма «Мечтатели». 2003 год

Ева Грин в образе Венеры Милосской.

Recorded Picture Company (RPC); Peninsula Films, Fiction Films

Автобиография

Б.Бертолуччи родился в очень непростое время. Начало сороковых годов 20 века. Послевоенные годы, Италия. Родился в семье известного кинокритика, поэта Аттилио Бертолуччи и учительницы. Семья поощряла интерес сына к поэзии, а писать он начал рано. Поступил в Римский университет на факультет современной литературы. Там познакомился с режиссером П.П.Пазолини. Ассистировал ему на съемках и настолько увлекся кинематографом, что в 22 года бросил учебу в университете.

В 1962 году он снял свой первый фильм — “Костлявая кума”, в который его порекомендовал Пазолини в качестве сценариста. Тогда же вышел первый сборник стихов, за который он получил литературную премию Viareggio (Виареджо).

Б.Бертолуччи снимал неоднозначные фильмы для своего времени. Как например, “Конформист” (1970 г.). В нем затронута очень “болезненная” тема для Италии — подчинение фашизму.

Режиссера много критиковали на родине из-за провокационности его фильмов, излишней подчеркнутости разных форм человеческой сексуальности. Например, за картину “Последнее танго в Париже” режиссера и исполнителя главной роли (М.Брандо) даже приговорили к условным срокам.

В конце 70х, после двух неудачных премьер в Италии, режиссер принял решение уехать в Англию и больше не касаться итальянских тем в кино. Но в 1995 году возвращается в Италию.

В фильмах мастера переплетаются личные судьбы героев, исторические события страны, политические перемены, всё связано между собой. Настолько тонко, что не всегда и поймешь, только чувствуешь эту провокацию и глубокий смысл.

За годы творчества он снял около 50 фильмов в качестве режиссера, сценариста, соавтора, продюсера. Он завоевал известность по всему миру, стал признанным великим режиссером, получил множество наград в разный странах, возглавлял жюри фестиваля в Каннах и многое другое.

С чего начать

Кадр из фильма «Гибель богов». 1969 год

С одного из его главных фильмов — «Гибель богов» (1969). На первый взгляд, это классическая костюмная драма. Середина 1930-х годов, Германия. В семействе сталелитейных магнатов фон Эссенбеков, положение и власть которых кажутся непоколебимыми, появляется эсэсовец Ашенбах. Он ловко сталкивает членов этой многочисленной семьи, избавляясь от одних и мани­пулируя другими. Главная цель этой жестокой игры — наследник всего богат­ства фон Эссенбеков Мартин (Хельмут Бергер). Он должен стать послушной марионеткой в руках нацистов.

Висконти наполняет фильм достоверными историческими деталями, рекон­струирует реальное событие — «Ночь длинных ножей», секретную операцию, в ходе которой по приказу Гитлера были убиты руководители штурмовых отрядов СА, заподозренные в заговоре. И при этом переключает жанровый регистр с драмы на трагедию с шекспировскими страстями и отсылками к классическим трагедиям — от «Царя Эдипа» Софокла и «Медеи» Еврипида до «Макбета» Шекспира и «Фауста» Гете. Помимо этого, в фильме есть сюжетные отголоски «Бесов» Достоевского и «Кольца нибелунга» Вагнера. Название фильма прямо отсылает к последней части вагнеровской тетрало­гии — «Гибели богов».

Режиссер соединяет семейную драму с историей страны, а затем и с историей человечества, постепенно смещаясь с крупного плана на общий. «Гибель богов» — исследование природы власти, которая развращает любого, кто к ней прикоснется.

Поначалу фильм был расценен как неактуальная, тяжеловесная, перегруженная аллюзиями стилизация: во всем мире только и говорили о советских танках в Праге и студенческих протестах в Париже, а Висконти укрылся от реальности в своей «башне из слоновой кости». Но спустя несколько лет, когда вышли «Конформист» Бертолуччи и «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини, отноше­ние к картине изменилось. Стало понятно, что Висконти открыл в итальянском кино очень важную и актуальную тему. Он первым поставил вопрос о психоло­гической природе фашизма, заговорив о том, что в основе яростного отстаи­вания «нормы» и «чистоты», отсеивания «годных» от «негодных» на самом деле лежит отклонение от нормы, которое нацисты таким образом скрывают — возможно, и от самих себя. На фоне роста неофашистского движения в Италии в конце 1960-х — начале 1970-х это было радикальным высказыванием. Бертолуччи и Пазолини усилили его и сделали еще более слышимым.

Как начать смотреть Бернардо Бертолуччи

Эротизм, бунт против общественных норм и другие ключи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector