Фильм «берегись автомобиля»: актеры и роли
Содержание:
Рецензия на «Берегись автомобиля» 1966 года
Старый добрый фильм 1966 года «Берегись автомобиля» давно пользуется любовью и уважением многих поколений российского зрителя. Написанный Эмилем Брагинским и воплощенный Эльдаром Рязановым, он повествует о Юрии Деточкине – Робин Гуде советского поколения, угоняющего автомобили у нечистого на руку людей и отдающему деньги детским домам. Статья несет в себе цель дать небольшой обзор киноленты.
Скромный страховой агент Юрий Иванович Деточкин стремится к справедливости, похищая автомобили нечистых, по его мнению, на руку людей
По долгу службы он бывает в разных квартирах, и всегда обращает внимание на благосостояние хозяев. Сюжет фильма основан на долгой и результативной охоте на «Волгу» Дмитрия Семицветова, продавца комиссионного магазина
В ходе осуществления своих замыслов Деточкину мешает то сработавшая сигнализация, то волчий капкан. Только с помощью автокрана ему удается завладеть автомобилем и перепродать ему незнакомому пастору, нажившемуся на пожертвованиях прихожан. Лишь спустя время угонщика разоблачает следователь Максим Подберезовиков, партнер Юрия Ивановича по самодеятельному театру. Привязанный дружбой, он идет на служебное преступление и отпускает угонщика на свободу, но он, заметив «Волгу» с номерами из своей картотеки, вновь берется за старое.
На суде в защиту Деточкина выступают многие участники процесса, включая и тестя Семицветова, и самого Подберезовикова. Юрий Иванович все – таки отправляется за решетку, но ненадолго. В финальных кадрах он со словами «Я вернулся» воссоединяется со своей возлюбленной Ольгой.
Чем же полюбилась эта легенда кинопроката Эльдара Рязанова? На этот вопрос каждый найдет свой, непохожий на остальные ответы.
Одних привлекло воплощение легенды о благородном разбойнике, наказывающего фарцовщиков и спекулянтов. Другие восхищаются актерским составом в лице Анатолия Папанова, Олега Ефремова и Иннокентия Смоктуновского, где каждый удивительно точно попал в свой типаж. И, действительно, невозможно представить кого – то еще в роли Юрия Деточкина, расчетливого, хитрого, но в то же время странноватого, наивного и добродушного человека. Это же касается и не лишенного самоиронии, волевого и серьезного Подберезовикова, и корыстного, помешанного на обогащении Диме Семицветова.
Третьи приходят в восторг от общей эстетики и атмосферы кинофильма. Все происходящее на экране удивительно гармонично сочетает динамичное действие и лирическое повествование. Эльдар Рязанов использовал разные средства выразительности, начиная от черно – белой цветовой палитры, и заканчивая музыкальным лейтмотивом вальса Андрея Петрова. Четвертые найдут положительные стороны во всех перечисленных аспектах.
Хоть и считается, что сколько на свете людей, столько и мнений, но «Берегись автомобиля» никого не оставит равнодушным, и каждый зритель найдет в картине что то свое, родное, близкое своей душе.
История создания персонажа
Комедия «Берегись автомобиля» была поставлена режиссером Эльдаром Рязановым и драматургом Эмилем Брагинским в 1966 году. Первый совместный проект понравился зрителям, хотя решение о съемках принималось долго. Редакторам Госкино понравилась идея, но кражи ради справедливости не вызывали одобрения.
После того как создатели кино опубликовали повесть про Деточкина в журнале «Молодая гвардия», было решено возобновить проект. Печатная версия получила положительные отзывы и, как боялись редакторы, не стала поводом-основанием для того, чтобы люди стали воровать машины.
В основу сюжета лег городской миф о некоем человеке, который совершал кражи во имя справедливости. Эльдар Рязанов вспоминал, что подобные истории слышал в разных местах — в Москве, Ленинграде, Одессе. Режиссер даже обратился в правоохранительные органы, чтобы выявить прототипа главного персонажа будущей киноленты.
Но сотрудники сообщили, что такие преступления — плод воображения народа. Людей, которые хотели видеть рядом современного Робин Гуда и попросту выдавали желаемое за действительное. Вопрос прототипа озадачил создателей киноленты. Позже они рассказали, что Юрий Деточкин собрал в себе черты разных героев — Дон Кихота, князя Мышкина и Чарли Чаплина.
По первоначальной задумке, Юра изображался семьянином с женой и детьми. Но, прорабатывая сценарий, Рязанов и Брагинский поняли, что их персонаж — человек, который ставит превыше всего потребности других людей. А значит, с собственной жизнью ему разбираться некогда.
Так и получился герой, который имел говорящую фамилию — Деточкин. Словно маленький ребенок, он смотрит на мир через призму доброты и наивности. Согласно задумке, у персонажа непримечательная профессия и скучная жизнь. Работает Юра в страховом агентстве, воочию наблюдая «нетрудовые доходы» обеспеченных граждан.
У мужчины невзрачная внешность и минимальный круг общения. Но зато у него есть невеста, которая долгое время не догадывается о «великих подвигах» Юрия. А также самодеятельный театр, в котором он играет Гамлета. Такой образ придали мужчине создатели кино, чтобы зритель сразу не догадался о душевных порывах борца за справедливость.
Сценарий — повесть — фильм
В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».
Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.
Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.
Сюжет[править]
Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов… |
— Знаменитая вступительная фраза |
Страховой агент Юрий Иванович Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) ведёт двойную жизнь. Днём он продает страховки советским гражданам, а по ночам угоняет автомобили у взяточников, спекулянтов, расхитителей соцсобственности и прочих нарушителей законности, которые явно живут не по средствам. Полученные от продажи машин деньги он перечисляет детским домам. Дело этого неуловимого автоугонщика и борца за справедливость ведёт следователь Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов).
В свободное время оба играют в самодеятельном театре, руководитель которого (Евгений Евстигнеев) предложил «замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира» и поставить «Гамлета». Деточкин и Подберёзовиков будут заняты в спектакле, и это придало специфичный оттенок детективу: Подберёзовиков долгое время даже не подозревал своего приятеля.
Проблемы у Деточкина начались, когда он решил угнать «Волгу» у спекулянта Димы Семицветова (Андрей Миронов). Семицветов — хитрый и везучий собственник. Под язвительные комментарии тестя Семёна Васильевича Сокола-Кружкина (Анатолий Папанов), который ни в грош не ставит зятя-жулика, тот дважды спас машину от угона. На третий раз у Деточкина получилось. Он отогнал «Волгу» в Прибалтику, где сбагрил её пастору (Донатас Банионис). Судя по акценту и по литовским числительным (когда покупатель пересчитывал деньги), пастор — литовец. Обычно пасторами называют лютеранских священников, но и к католикам (литовцы католики) так обращаться допустимо.
Деточкин: А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что. |
— Два честных человека |
Тем временем Подберёзовиков начинает подозревать Деточкина. Опросив мать Юрия (Любовь Добржанская), его невесту Любу (Ольга Аросева) и коллег по работе, следователь получает целостную картину угонов. На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина:
Подберезовиков: Я имею честь напасть на вас! Где вы пропадали? |
— Репетиция дуэли Гамлета и Лаэрта |
Перед арестом он решил последний раз поговорить с другом в пивной. Нечистый на руку заведующий, увидев в руках следователя документы, подпоил его. Пьяный Подберёзовиков, услышав от Деточкина объяснение о мотивах, пошёл на преступление и отпустил угонщика с условием, что тот прекратит кражи. Следователь передал дело коллеге, в душе считая, что «грабить награбленное» справедливо.
Деточкин, выполняя обещание, признался в своих поступках невесте и выбросил в реку картотеку нечестно нажитых автомобилей. Ему на глаза попадалась новая «Волга» со знакомым номером, он всё-таки угнал её и оставил под окнами отдела милиции. Однако на этот раз Юрий прокололся: машина принадлежит честному человеку. Он добровольно сдался.
Подберёзовиков под свою ответственность разрешил Деточкину сыграть «Гамлета» в премьере спектакля. На суде в защиту Юрия Деточкина выступили все, даже тесть потерпевшего Семицветова. Фильм закончися тем, что отсидевший свой срок Деточкин возвращается к невесте. «Здравствуй, Люба. Я вернулся». ( Деточкин снимает шапку).
Биография и образ Юрия Деточкина
Через кастинг на главную роль в фильме прошли многие советские актеры — Михаил Державин, Леонид Быков, Леонид Куравлев. Все артисты, несомненно, были талантливыми и симпатизировали Рязанову. Но он искал некой странности, которую нашел в Иннокентии Смоктуновском. Талантливый актер согласился сыграть роль страхового агента с благими намерениями.
Иннокентий Смоктуновский в роли Юрия Деточкина
Юрий Деточкин в его исполнении стал тем персонажем, который нужен был в картине. Были моменты, когда Смоктуновский даже самостоятельно менял реплики в сценах, поскольку чувствовал, что его герой сказал бы именно так.
О биографии Деточкина описания в фильме мало. В прошлом он был шофером, но после автомобильной аварии решил сменить поле деятельности. Теперь это страховой агент, который по долгу службы часто знакомится с людьми, нажившими состояние нечестным трудом.
Повторяющийся сценарий наталкивает героя на мысль, что эту несправедливость следует устранить. Тогда Юра придумывает своеобразный способ — угоняет машины богачей и продает их. Вырученные средства, естественно, тратятся на благие цели — перечисляются в детские дома.
О таком «хобби» не догадывается никто: ни мать-пенсионерка, ни любимая женщина Люба, ни начальник страхового агента. Только правоохранительные органы в лице следователя Максима Подберезовика начинают замечать странности в поведении Деточкина.
В одной операции Юрию удача изменила. Он трижды пытается угнать машину у Димы Семицветова, который занимался махинациями в области продаж электроники. В итоге задуманное получается, и герой мчится в Прибалтику.
По дороге угонщик знакомится с милиционером, которому помогает починить мотоцикл. Но эта встреча повлияла на дальнейшее развитие сюжета. Сотрудник правоохранительных органов получает ориентировку на краденую «Волгу» и вспоминает своего «спасителя».
А в это время Юрий Иванович уже продает машину пастору на месте. Он честно говорит, что автомобиль краденый. Но покупателя это не останавливает, ведь отложенные на приобретение транспорта средства тоже собраны с пожертвований прихожан.
По возвращении домой, Деточкина уже ждет Максим Подберезовиков. Перед тем как арестовать угонщика, он решает узнать мотивы преступлений. Главный герой рассказывает правду, и следователь решает отпустить современного Робин Гуда с условием прекращения краж.
Но Юра уже не способен остановиться. Увидев знакомую «Волгу», которая, по идее, принадлежит взяточнику, страховой агент вновь совершает преступление. Чтобы быть до конца честным, он пригоняет трофей к милицейскому отделению, и там его арестовывают.
Памятник Юрию Деточкину в Самаре
Впоследствии оказывается, что жертвой этого преступления стал честный человек, поэтому Деточкин спокойно сдается на милость правосудия. На суде Подберезовиков и другие знакомые главного героя кричат:
В честь 85-летия Эльдара Рязанова в Самаре установили памятник главному герою «Берегись автомобиля». Юрий изображен как в финальном эпизоде фильма. Он стоит, приветственно махая рукой невесте, с неизменной шляпой и портфелем. А в 2002 году в столице открылся Музей угона им. Юрия Деточкина.
От Папанова до Евстигнеева: гениальные роли второго плана
Для Ефремова фильм «Берегись автомобиля» тоже оказался судьбоносным. По сути, этот фильм на долгие десятилетия стал его кинематографической визитной карточкой, а роль следователя Максима Подберезовикова «приклеилась» к актеру навсегда.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Но это случилось не сразу. Участники съемок рассказывают, что, когда существенный кусок фильма уже был отснят, Ефремов вдруг потребовал переснять заново все сцены с его участием. Актер, который поначалу все время решал на площадке какие-то театральные вопросы и относился к съемкам не очень серьезно, понял вдруг, как он должен играть.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Рязанов собрал в фильме целый букет великолепных актеров, каждый из которых получил неподражаемую роль второго плана: и Анатолия Папанова, и Андрея Миронова, и Евгения Евстигнеева, который сыграл режиссера самодеятельного театра. «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» – это его шедевр.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
У Евстигнеева в тот период выходило по пять фильмов в год. Он много снимался и очень уставал. Рассказывают, что Евстигнееву было свойственно спать на съемочной площадке, ожидая съемок. Просыпаясь, он спрашивал: «Какой фильм мы сейчас снимаем?» Ему говорили, он за несколько минут совершенно менялся, шел и прекрасно играл сцену – на все сто!
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Фильм «Берегись автомобиля» вышел на экраны страны в мае 1966 года и собрал в итоге 29 миллионов зрителей. А цитаты из него ушли в народ и до сих пор не забыты. Вот только некоторые из них:
- Я не настолько богат, чтобы оплачивать еще и стихийные бедствия
- Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать
- Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности
- Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете
- – Кто свидетель? – Я! А что случилось?
- Тебя посодют, а ты не воруй!
- Детектив без погони – это как жизнь без любви
- Ничего, ничего, в тюрьме тебя перевоспитают, лет через десять вернешься другим человеком!
- Он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек
- – Простите, а вы не псих? – Нет. У меня и справка есть
- Он, конечно, виноват. Но он – не виноват!
- Свободу Юрию Деточкину!
Иннокентий Смоктуновский
«Берегись автомобиля» – фильм, главный герой которого человек отчаянный, но интеллигентный. Честный, но способный украсть. Одним словом, противоречивый. И однажды Рязанов вспомнил о талантливом актере Смоктуновском. Еще до проб режиссер был уверен, что лучшего Деточкина ему не найти. Но и здесь возникли трудности. Смоктуновский в то время играл на театральной сцене Ленина. После такой роли образ угонщика автомобилей? Деточкин — безусловно, персонаж, симпатичный, обаятельный. Однако настоящий советский человек, узнав о факте спекуляции, обязан доложить в соответствующие инстанции. Но никак не становиться народным мстителем.
Рязанов приложил неимоверные усилия, дабы уговорить Смоктуновского сыграть в фильме. Актер, в свою очередь, проявил мужество, не поддавшись на запугивание начальства. После роли Деточкина Смоктуновский мог бы погубить свою карьеру. Но он рискнул. И на экраны вышла трогательная кинолента – «Берегись автомобиля».
Цитаты[править]
- Голос за кадром:
- Погоня! Какой детективный сюжет обходится без неё? Один — бежит, другой — догоняет! Таков непреложный закон жанра! Детектив без погони — это как жизнь без любви.
- Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
- Актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка. (режиссёр театра)
- — Кто свидетель? (Подберёзовиков) — Я! А что случилось? (Пожилая женщина). Троп абсурдно вышучивается.
- — Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек. (Подберёзовиков) — Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было. (Деточкин) — «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг». (Подберёзовиков)
- — У кого нога?(Семицветов) — Эта нога — у того, у кого надо нога. (Подберёзовиков)
- Это моя дача! Пускай все слышат: это моя дача! (Семицветов) — А ты это докажи. Ты вообще живешь на свете по доверенности! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нет! Ты голодранец! (Сокол-Кружкин) … — Тебя посодют, а ты не воруй! — Твой дом — тюрма! — Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя — родную дочь сотру в порошок! (Сокол-Кружкин)
- Жениться нужно на сироте… (Семицветов)
- А чего это ты от меня удирал? (Милиционер) — Привычка: ты догоняешь — я удираю. (Деточкин) — И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю. Вышел бы, помог завести мотоцикл. Подцепили бы к твоей «Волге», как в прошлый раз. — Хе-хе. Хе-хе-хе-хе. Нет уж! Я уже убедился, как ты отвечаешь на доброту. Прости! Я уезжаю.
- — Простите, а вы не псих? (Подберезовиков) — Нет. У меня и справка есть. (Деточкин)
- — Зачем вы это сделали? С каких пор вы стали угонять машины у честных людей? Где же ваши принципы? (Подберёзовиков) — Э, нет! Это машина Стелькина, а он взяточник. (Деточкин) — Какой ещё Стелькин?! Это машина известного учёного! Доктора наук! — Минуточку, я сейчас сверюсь с картотекой. — Картотека у него! Картотекой! Бюрократ несчастный! — Это машина Стелькина, а он взяточник!.. Не может быть… Неужели я ошибся? — Вы сейчас же перегоните «Волгу» её владельцу. А вам я советую, очень советую, явиться ко мне, как говорят, с вещами!
- Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!
- Товарищи, деньги ещё никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
- Он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек. (Подберёзовиков про Деточкина на суде)
- Свободу Юрию Деточкину! (Сокол-Кружкин в зале суда)
- Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие — что бога нет. И то, и другое недоказуемо. (пастор)