Алексей эйбоженко младший — биография, новости, личная жизнь
Содержание:
Творчество
Роли в театре
- 1967 — «Украли консула» Г. Мдивани — Чезаре
- 1967 — «Высшая мера» М. Маклярского и К.Раппопорта — Зотов
- 1968 — «Дачники» М. Горького — Кропилкин
- 1968 — «Криминальное танго» Э. Раннета — Юкки
- 1968 — «Твой дядя Миша» Г. Мдивани — Валерий
- 1969 — «Сын» А.Софронова — Сергей Померанцев
- 1969 — «Палата» С. Алёшина — Ординатор
- 1969 — «Разбойники» Шиллера — Франц
- 1969 — «Человек и глобус» В. Лаврентьева — Цветков
- 1970 — «Признание» С. Дангулова — Посол
- 1970 — «Эмигранты» А. Софронова — Линкс
- 1970 — «Растеряева улица» по Г. Успенскому — Михаил Иванович
- 1971 — «Криминальное танго» Э. Раннета — Философ
- 1971 — «Пропасть» И.Дарвиша — Франц Ковач
- 1973 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Василий Шуйский
- 1975 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Эрих Кламрот
- 1975 — «Русские люди» К. Симонова — Розенберг
- 1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко — Пикалов
- 1978 — «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера — Мавр
- 1979 — «Мамуре» Ж. Сармана — Орас
- 1979 — «Берег» Ю. Бондарева — Алекс
- 1980 — «Ивушка неплакучая» М. Н. Алексеев — Эпифан Курдюков
- 1980 — «Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского — Неуеденов
Фильмография
- 1960 — Простая история — секретарь
- 1962 — Третий тайм — Лемешко
- 1963 — При исполнении служебных обязанностей — Нема Брок
- 1963 — Тишина (фильм) — Сергей Вохменцев
- 1965 — Человек без паспорта — Константин Лежнев
- 1966 — Лебедев против Лебедева — Валька Смирнов
- 1966 — Путешествие — новелла «Завтраки 43-го года»
- 1966 — По тонкому льду — Андрей Трапезников
- 1967 — Мятежная застава — революционер Васильевич
- 1968 — Тысяча окон — Андреей
- 1968 — Мне было девятнадцать — Александр Цыганков
- 1968 — Любить
- 1969 — Десятая доля пути — Павел Коротков
- 1970 — Дорога на Рюбецаль — Дед
- 1970 — Сердце России — Аросев
- 1972 — Бой после победы — полковник Винников
- 1972 — Визит вежливости — Виктор Александрович
- 1972 — День за днём — Седой
- 1973 — Семнадцать мгновений весны — Макс Гюсман
- 1974 — Высокое звание Фильм 2 — Ради жизни на земле — комиссар Данилин
- 1975 — Вариант «Омега» — Александр Федорович Зверев
- 1975 — На всю оставшуюся жизнь — Данилов Иван Егорович
- 1975 — Доверие — Николай Васильевич Крыленко
- 1979 — Время выбрало нас — Степан Лукич Воронецкий
- 1979 — Выгодный контракт — полковник милиции Николай Осинцев
- 1980 — Корпус генерала Шубникова — подполковник Бородин
- 1980 — По данным уголовного розыска — Илья Королев
- 1980 — Ты должен жить — Алексей Жигарев
- 1980 — Чрезвычайные обстоятельства — Петр Храчев
- 1968 — «Барсуки» — Дудин
- 1969 — «Комендант Лаутербурга»
- 1971 — «День за днем»
- 1973 — «Обрыв» — Леонтий
- 1973 — «Детство, отрочество, юность»
- 1973 — «Осень в Болдине»
- 1974 — Тайник у Красных Камней — следователь КГБ майор Бахтин
- 1979 — «Выгодный контракт»
- 1980 — «Осенних дней очарованье»
- 1980 — «Берег» — Алекс
- 1980 — Атланты и кариатиды — Шугачев Виктор
- 1981 — «Повести Белкина. Выстрел» — Повествователь
- 1969 — «Дай руку, друг!» — Лайош
- 1973 — «Царь Федор Иоаннович» — князь Василий Шуйский
- 1974 — «В списках не значился» (отрывки романа Б. Васильева)
- 1975 — «Русские люди» — Розенберг
Театр. Начало
Свои первые роли на сцене Алексей Эйбоженко сыграл, будучи студентом театрального училища им. М. С. Щепкина, где обучался на курсе Веры Николаевны Пашенной. Среди его работ были: Ромашов в «Двух капитанах» Каверина, Король в «Звезде Севильи» Лопе де Веги. А со спектаклем «Чужой ребенок» (роль — Караулов) Алексей Эйбоженко даже выезжал на целину.
Окончив в 1957 году «Щепку», Алексей Эйбоженко стал актёром Воронежского драматического театра имени М. Кольцова. Проработав там два года, он перешёл в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Там Алексей и встретил свою любовь.
Наталья, как и Алексей, училась в училище им. Щепкина у Пашенной, только курсом позже. Пашенная постоянно восхищалась талантом Алексея Эйбоженко, поэтому Наталья была как бы заочно с ним знакома. Когда Наталья пришла работать в Театр на Таганке, она с удивлением узнала, что здесь работает тот самый Эйбоженко. «Он же человек-легенда! Покажите мне его!..», — воскликнула девушка. Она ожидала увидеть какого-то невероятного красавца, а перед ней предстал обычный парень, к тому же на два сантиметра ниже её. Но разве внешность является определяющей. Между молодыми людьми вспыхнула самая настоящая любовь.
У Натальи не сложилось в Театре на Таганке, и она вскоре оттуда ушла. У Алексея же, напротив, все шло неплохо — Любимов доверял молодому актёру. Но любовь оказалась сильнее, и Алексей, не раздумывая, ушёл вслед за Натальей. Ушел в никуда, на целых три года. Чтобы прокормить семью он стал сниматься в кино. Среди его первых работ на экране стали роли Лемешко в картине «Третий тайм» и Немы Брока в картине «При исполнении служебных обязанностей».
Личная жизнь
Артист был счастлив в личной жизни. 9 января 2021 года, в день рождения жены, фотографа Натальи Гердт, он опубликовал в персональном инстаграм-аккаунте трогательный пост с признаниями в любви:
Супруги, закончившие один и тот же краснодарский вуз, воспитывали единственного сына Артема, который 1 сентября 2016-го пошел в первый класс. Ребенок перенял от отца любовь к страйкболу — глава семейства неоднократно посещал фестивали военно-тактических игр (например, «СтрайкКон») и военно-полевые сборы.
Михаил Зубов с женой
В актерской анкете Михаил Александрович, уважавший сноубординг, описал себя как жизнерадостного, целеустремленного и ответственного человека, а в видеовизитке рассказал, что ездит на всем, что ездит, плавает на всем, что плавает, отлично сидит в седле и владеет навыками рукопашного и постановочного боя, бокса и борьбы.
Музыка
После распада коллектива «Сувенир» Ярмоленко решил собрать собственный ансамбль. Так в творческой биографии артиста появилась группа «Сябры», в которую вошли друзья и единомышленники Анатолия Ивановича по музыкальному училищу. Руководство проектом взял на себя Валентин Бадьяров, а солистом-тенором стал одессит Виталий Червонный.
Ансамбль быстро набирал популярность, особенно запомнилось выступление «Сябров» в 1974 году на конкурсе в Минске, где белорусскому певцу Анатолию Ярмоленко присудили звание дипломанта Первого республиканского конкурса артистов эстрады.
Первые записи группы выходили еще на старом добром виниле: сначала увидел свет мини-альбом «Кася», а позднее, в 1978 году, вышел и полноформатный сборник «Всем на планете», в который вошла композиция «Гимн Земле», посвященная 60-летию Октября.
Анатолий Ярмоленко и ВИА «Сябры» — Песня «Алеся»
В том же 1978-м композитор Олег Иванов предложил «Сябрам» песню «Алеся», которая изначально предназначалась для ансамбля «Песняры». Именно эта композиция и принесла славу и признание белорусской группе, коллектив стал много гастролировать, в том числе и за рубежом — побывал с концертами в США, Финляндии, Германии и Индии.
В начале 80-х коллектив с песней «Алеся» стал финалистом конкурса «Песня года», а следом репертуар белорусов пополнился еще одним хитом, «Вы шумите, березы», сочиненным Эдуардом Ханоком.
Впоследствии Анатолий Иванович стал главным солистом и художественным руководителем группы оттеснив Валентина Бадьярова и Виталия Червонного, которые покинули коллектив. Вслед за ними покинула «Сябров» еще когорта музыкантов, так как артист начал делать акцент на собственных песнях, и группа стала аккомпанирующим ансамблем одного солиста.
В целом ансамбль выпустил 8 полноценных альбомов на виниле, записанных на фирме «Мелодия», а с наступлением эры цифровых носителей дискография коллектива пополнилась еще десятком сборников.
Любовь
Алексей Сергеевич и Наталья Владимировна прожили вместе шестнадцать лет. Время не отразилось на их чувствах. По воспоминаниям их сына Алексея Эйбоженко-младшего, они очень любили друга друга: «Такое счастье бывает редко. Почти ни с кем не общались, даже в гости к нам никто не приходил, потому что им никто не был нужен. Однажды мать с отцом собрались на премьеру в Дом кино. Уже стояли в дверях, и вдруг отец говорит: „Мамочка, а может, не пойдем?“ Мама ответила: „Не пойдем…“ И они остались дома. <…> Ни мать, ни отец не могли долго сердиться друг на друга. Поругаются из-за какой-нибудь глупости, потом отец приходит: „Мамочка, прости! Я же сирота…“ — и тут же все обиды забывались».
Театр
В 1964 году Алексей Эйбоженко был принят в труппу Академического театра имени Вл. Маяковского. За недолгий период работы на этой сцене актёр сыграл несколько ролей, самой значимой среди которых стал Тарелкин в спектакле «Смерть Тарелкина» режиссёра П.Фоменко.
С 1967 года и до конца своих дней Алексей Эйбоженко работал в Академическом Малом театре. В Малом актёром была создана галерея разноплановых образов: Чезаре («Украли консула» Г. Мдивани), Зотов («Высшая мера» М. Маклярского и К. Раппопорта), Кропилкин («Дачники» М. Горького) и Юкки («Криминальное танго» Э. Ранета), Валерий («Твой дядя Миша» Г. Мдивани), Франц («Разбойники» Ф. Шиллера), Сергей Померанцев («Сын» А. Софронова), Франц Ковач («Пропасть» И. Дарвиша), Князь Василий Шуйский («Царь Федор Иоаннович» А. Толстого), Михаил Иванович («Растеряева улица» по Г. Успенского), Розенберг («Русские люди» К. Симонова), Пикалов («Любовь Яровая» К. Тренева), Эпифан Курдюков («Ивушка неплакучая»), Мавр («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера), Эрих Кламрот («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Орас («Мамуре» Ж. Сармана), Алекс («Берег» Ю. Бондарева), Цветков «Человек и глобус» В. Лаврентьева, Неуеденов «Женитьба Бальзаминова» А. Островского и др.
Детство, опалённое войной
Дитя с французскими корнями по отцовской линии (мать отца Алексея носила одну фамилию со знаменитой писательницей Жорж Санд, которой доводилась близкой родственницей) и дворянским происхождением (дед был зажиточным шулером), Алексей Сергеевич Эйбоженко, появился на свет в столице, 6 февраля 1934 года.
Детство мальчика Лёши омрачила война. Отец не вернулся с фронта, мать умерла вскоре после получения похоронки. В семилетнем возрасте Эйбоженко оказался совсем один.
К сожалению, нет данных о том, как юный паренек пережил все тяготы и лишения судьбы сироты, но последующая жизнь актёра показывает, что семейная драма не помешала ему состояться в жизни и стать настоящим артистом.
Служба в театре
Алексей Сергеевич получил высшее актёрское образование в Щепкинском училище. Кстати, здесь снова можно провести параллель с Юрием Богатырёвым – Эйбоженко тоже смог примерить на себя роль Ромашова, злодея из «Двух капитанов» в постановках училища.
После окончания «Щепки» актер попал в Воронеж и стал служить в Драматическом театре.
Впрочем, пробыл он там недолго. В жизни Эйбоженко будет еще много театров. И этим он схож с другим своим коллегой – мятущимся и прекрасным Олегом Далем, который по иронии судьбы пришел на его место в Малый театр, сразу после смерти актера.
Впоследствии, театральная школа не раз помогала Эйбоженко выделяться на фоне других артистов голосом, мимикой, харизмой. В нем сразу угадывалась эта неповторимая театральная выправка и актерское чутье.
Смерть
12 ноября 2021 года руководитель кинолицея при Краснодарской школе кино и бывший режиссер-педагог в «Артанде» Елена Володина первой сообщила, что Зубов умер, так и не дождавшись выхода фильма «Милена», над которым они вместе трудились.
Под постом, где неравнодушные выражали свои соболезнования, комментаторы предположили, что артиста не стало после вакцинации, плавно переключившись на обсуждение ухода Валерия Гаркалина. О причине смерти и последних днях жизни мужа журналистам в 20-х числах ноября рассказала Наталья Гердт, пояснив, что супруг скончался вследствие тяжелого течения болезни COVID-19 и пневмонии и что до этого он 13 дней провел в реанимации.
До попадания в больницу Михаил Александрович много и плодотворно работал. В феврале с его участием состоялась премьера «Курорта цвета хаки», в апреле — «Капкана для монстра», в октябре — «Формулы жизни», а на 2022-й был запланирован выход «Марионетки Жорика». Также он приложил руку к «Разводу», «Загсу», «Мама рулит», «За семью печатями», «Кулагиным», «Союзу спасения. Время гнева» и множеству других проектов, пополнивших его богатую фильмографию.
На большом экране
Немало Алексей Эйбоженко снимался на киностудиях нашей страны. Его нередко приглашали в военные, шпионские, приключенческие ленты. Так в 1966 году в фильме режиссёра Дамира Вятич-Бережных «По тонкому льду», рассказывающем о борьбе работников органов госбезопасности против иностранной разведки в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны, Эйбоженко сыграл главную роль сотрудника НКВД Андрея Трапезникова.
В том же году актёр создал образ следователя госбезопасности Константина Лежнева в захватывающем шпионском фильме Анатолия Бобровского «Человек без паспорта». У режиссёра Адольфа Бергункера Алексей Эйбоженко сыграл революционера Васильича в фильме «Мятежная застава» и командира партизанского отряда Деда в фильме «Дорога на Рюбецаль», а у Вилена Азарова — полковника Винникова в фильме о советских разведчиках «Бой после победы». Довелось актёру поучаствовать и в знаменитой ленте Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», где он сыграл Макса Гюсмана.
Среди других работ актёра на эту тематику: Степан Лукич Воронецкий в военной ленте Михаила Пташука «Время выбрало нас», следователь КГБ майор Бахтин в фильме «Тайник у Красных Камней», полковник Николай Осинцев в фильме Владимира Савельева о работе угрозыска и работниках КГБ «Выгодный контракт», бывший майор авиации Александр Фёдорович Зверев в героико-приключенческом фильме Антонис-Яниса Воязоса «Вариант «Омега», танковый командир Бородин в военном фильме Дамир Вятич-Бережных «Корпус генерала Шубникова», Александр Цыганков в военном фильме немецкого режиссёра Конрада Вольфа «Мне было девятнадцать» (за эту работу актёр был удостоен Государственной премии ГДР).
Алексей Эйбоженко скончался 26 декабря 1980 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище, на 58-м участке, рядом с тестем В.Кенигсоном. Сын Алексея Сергеевича — Алексей Эйбоженко-младший — актёр и телеведущий.
«На всю оставшуюся жизнь…»
Теме войны против фашизма посвящена и самая известная роль Эйбоженко — Ивана Егоровича Данилова в драме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь…».
Фильм был выпущен в 1975 году к 30-летнему юбилею Победы, став своеобразным ремейком военной мелодрамы Искандера Хамраева «Поезд милосердия», вышедшей десятью годами ранее.
В картине Фоменко четыре серии, где рассказывается о санитарном фронтовом поезде, на котором четыре года спасают раненых солдат, отвозя их с передовой в тыл, в больницы и госпитали.
Герой нашей статьи сыграл в ленте главную роль — комиссара Данилова. С ним зритель знакомится с первых кадров ленты, когда персонаж Эйбоженко проходит по санитарному поезду, осматривая одно купе за другим. При этом его одолевают воспоминания об очаровательной Леночке, докторе Белове, прошлой мирной жизни.
Во второй серии подробно рассказываются истории тяжело раненных солдат, которые даже после многочисленных ампутаций операций сохраняют оптимизм и надежду, продолжают радоваться жизни. На их фоне выделяется трагический персонаж — морской офицер без ноги, которого играет Михаил Жигалов. Он хочет покончить собой, потому что не желает жить калекой.
В третьей серии зрители узнают о буднях самых военных медиков, которые разбавляют редкие веселые эпизоды и небольшие романтические романы. Все это дополнено трагическими вставками о печальных событиях, которые имели место в жизни большинства героев.
Заключительная, четвертая серия посвящена последним дням накануне Победы. Многие персонажи в это время проявляют свою истинную сущность, становится понятно, чего они в действительности стоили.
После этой яркой роли фото Алексея Эйбоженко стали регулярно появляться в газетах и журналах, посвященных советскому кинематографу.
Телевидение
Но наиболее полно актёрский талант Алексея Эйбоженко раскрылся в телевизионных спектаклях. Ещё в 1969 году критик Л. Булгак писала на страницах журнала «Театр» о его работе в телеспектакле «Барсуки» (режиссёры: Лидия Ишимбаева и Виктор Рыжков): «Надо сказать, что А. Эйбоженко кажется актёром совершенно телевизионным». Его герой, чахоточный кожемяка Ермолай Дугин, был сыгран лаконично, просто и в то же время емко. Актёр строил образ на контрастах между физической слабостью Ермолая и его душевной энергией, мягкой приветливостью нрава и способностью к самоотверженной борьбе с несправедливостью. Сам по себе такой подход к роли не нов, скорее традиционен для русской актёрской школы. Но в Эйбоженко подкупала та естественность и органичность, с которой он воплощал задуманное на экране, без театрального преувеличения или допустимой в кинематографе размытости образа».
Ещё один яркий образ — учитель Леонтий Козлов в телеспектакле «Обрыв», поставленном известным режиссёром Леонидом Хейфецем. Вот как пишет о той работе критик Анна Михалева: «В спектакле есть эпизод, памятный своей непривычностью, снятый одним длинным планом. Это диалог Райского (Э. Марцевич) с больным Леонтием. Скорее это даже исповедь-монолог, в котором вся эмоциональная нагрузка ложилась на Эйбоженко. В кадре — полулежащий Леонтий, крупным планом — его лицо. Он рассказывает о побеге жены, об ожидании ее возвращения. В таком решении, когда едва уловимый поворот головы или глаз — уже мизансцена, Эйбоженко существовал легко и естественно. Рамки кадра и близость камеры, минимум выразительных средств, которыми может воспользоваться актёр в подобном положении, не сковывали свободы его эмоций, опирающихся на подлинное чувство и мысль, отражая малейшие движения души его героя. Он сыграл в этой сцене одновременно и любовь, и боль, и отчаяние, и надежду, и болезнь».
Герои Алексея Эйбоженко всегда приковывали внимание зрителя, будь то главная роль, или эпизод. Впрочем, для актёра не существовало таких различий, он и эпизодические роли наполнял живым, конкретным содержанием
Голос, взгляд, пластика — все в Алексее Эйбоженко отмечало Мастера с большой буквы.
Алексея Эйбоженко можно с полным основанием назвать телевизионным актёром. Телеспектакли и телевизионные художественные фильмы были его стихией. Одна из самых известных ролей Алексея Эйбоженко — комиссар Иван Егорович Данилов в телефильме «На всю оставшуюся жизнь», поставленном в 1975 году режиссёром Петром Фоменко. В фильме рассказывалось о санитарном поезде, его врачах, медсестрах, раненных бойцах и командирах. Такое переплетение судеб различных людей, и в центре повествования — герой Алексея Эйбоженко, как мерило доброты и честности для окружающих.
Детство и юность
29 сентября 1979 года супруги Александр и Людмила Зубовы (в девичестве Неговора) принимали поздравления с рождением первенца Миши. Радостное событие произошло в городе Быхове, расположенном в Могилевской области Беларуси, откуда семья, успевшая пожить и в латвийском Тукумсе, позднее перебралась в Краснодарский край.
Михаил Зубов с семьей
В поселке Лорис мальчик учился в средней общеобразовательной школе № 74 имени Виктора Васильченко, а по ее окончании в 1997-м поступил на очное отделение Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента. Из личной страницы актера в социальной сети следует, что он также имел отношение к Краснодарскому государственному институту культуры, а в профиле знаменитости в «Одноклассниках» представлен перечень многочисленных родственников.
Младший брат Дмитрий получил диплом КубГУ — одного из крупнейших и старейших университетов юга России, а отец выпустился из Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени Ивана Полбина и Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова.