Основные даты и события в истории ТВ(часть 4)

Советские изобретатели. Появление в стране механического телевидения.
Главная > Блог > Основные даты и события в истории ТВ(часть 4)

Башня на Шаболовке по проекту В. Г. Шухова

В 1919 г. в Москве инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым разработан проект башни на Шаболовке с расчетной высотой 350 метров. Башня предназначалась для обеспечения надежной связи центра Российской Республики с западными государствами и окраинами. Шухов хотел построить самую высокую башню, выше Эйфелевой башни в Париже на 50 метров. Но из-за дефицита металла в годы Гражданской войны проектная разработка была реализована в виде конструкции гиперболоидной башни высотой 148,5 метра. Сооружение удивительно красивой и самой большой в России на то время башни вызвало всеобщий восторг. Образ конструкции башни в виде уходящих в высоту секций-гиперболоидов вдохновил А. Н. Толстого на создание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина».

Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939) фотография

Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939)

Трансляция радиопередач с уникальной антенной башни началась в марте 1992 г. В 1937-1938 гг. она была задействована для передачи телевизионных сигналов Московского телевизионного центра. Башне суждено было стать символом отечественного телевидения. Специалисты 30 стран мира на Международной конференции, проходившей в Москве в 2006 г., признали Шуховскую башню объектом всемирного наследия.

Шуховская башня фотография

Шуховская башня

Изобретатель кинескопа В. К. Зворыкин

В 1923 г. молодой инженер Владимир Зворыкин, получивший свой начальный «телевизионный опыт» в Санкт-Петербургском технологическом институте в лаборатории профессора В. Л. Розинга, в Америке подал заявку на патент передатчика изображений с электроннолучевой трубкой (иконоскопом)‚ составным элементом которой была пластина, покрытая слоем фотоэлектрического материала. Это была первая телевизионная система, которую Зворыкин собрал в 1920 г., начав работать в фирме «Вестингауз электрик». Тогда же он придумал и название своему детищу: передающая трубка – «иконоскоп», от греческих слов «икон» – картина и «окоп» – видеть, а приемная трубка – «кинескоп», от «кинео» – двигаться.

Владимир Козьмич Зворыкин (1889-1982) фотография

Владимир Козьмич Зворыкин (1889-1982)

В конце 1938 г. Зворыкин получил патент на электронное телевидение, которого ждал пятнадцать лет. Когда журналисты окрестили Зворыкина «отцом телевидения» он воскликнул: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!» Изобретение телевидения, по словам Зворыкина, «это бесконечная лестница, созданная десятками рук».

Б. П. Грабовский и его изобретение «телефот»

В 1925 г. изобретатель самоучка Борис Павлович Грабовский спроектировал систему с передающей и приемной электронно-лучевыми трубками. Свое изобретение он назвал «телефотом». Считается, что В. П. Грабовскому и его помощникам – физику Н. Пискунову и инженеру В. Попову впервые в мире удалось передать по радио‚ без проводов, в природных условиях движущееся изображение с помощью полностью электронной системы телевидения. Изобретатели развили идеи и реализовали на практике метод катодной телескопии предложенный ранее ученым Борисом Львовичем Розингом. Свое изобретение Б. Грабовский демонстрировал на улицах Ташкента, и заинтересованные люди могли видеть на маленьком экранчике движущийся трамвай и прохожих. Когда с разработками 24-летнего изобретателя познакомился «отец электронного телевидения» профессор Б. Л. Розинг‚ он сказал Грабовскому: «Ну и молодцы же вы! Понимаете ли вы сами, до чего додумались! Сделать обе стороны электронными?! Это открытие!».

Борис Павлович Грабовский (1901-1966) фотография

Борис Павлович Грабовский (1901-1966)

B 1931 г.‚ когда Б. Грабовский предпринял попытку заинтересовать столичных ученых идеей «телефота», специалисты сочли, что его проект электронного телевидения не имеет будущего. Негативный отзыв на «телефот» дал П. В. Шмаков после знакомства с проектом Б. Грабовского, посчитав «телефот» бесперспективным, а возможность взаимодействия луча и фотоэлементов B предлагаемой схеме – сомнительной. И это притом, что «телефот» давал более качественное изображение, чем механическое телевидение. Биографы П. В. Шмакова, этого выдающегося ученого в области телевизионной техники, до сих пор гадают, как человек, приложивший столько усилий для развития современного телевидения, в самом начале своего творческого пути мог сделать такой опрометчивый шаг в сторону бесперспективной механической системы.

Серьезным препятствием для выхода в большой свет электронного «телефота» стало повсеместное увлечение механическими системами. К тому же с 1 октября 1931 г. в СССР начались регулярные телевизионные передачи на дальние расстояния. С электронным телевидением все было сложнее.

Про «телефот» и Грабовского вспомнят только в 1961 г. в связи с приоритетом работ в области электронного телевидения. С признанием авторитета Б. Грабовского на изобретение электронной системы телевидения выступил президент Международной ассоциации по радиотехнике и электроники Э. Айсберг. Высокую оценку вкладу Б. Грабовского в развитие электронного телевидения в его начальной стадии дала и специализированная комиссия ООН по вопросам науки, образования, культуры – ЮНЕСКО. Судьба «телефота», в конце концов, оказалась счастливой.

«Телевизор Термена»

Инженер Лев Сергеевич Термен под руководством академика А. Ф. Иоффе в Ленинградском физико-техническом институте создает свой вариант телевидения. Экран «телевизора Термена» по своим размерам превосходил экраны западных моделей, которые были не больше спичечного коробка. От его электромеханической установки, позволявшей передавать движущиеся изображения на расстояние до 50 метров, оставался один шаг до настоящего электронного телевидения. Известно, что с помощью установки Л. Термена народный комиссар К. Е. Ворошилов вместе с легендарным С. М. Буденным наблюдали за передвижением офицеров во дворе здания Наркомата обороны и узнавали их лица. Это устройство было строжайше засекречено, так как предназначалось для пограничных войск. Но прежде чем отправить его на границу, военные руководители решили установить его в кабинете Наркома и посмотреть на это чудо техники. Работы Л. Термена имели не только научную, но и практическую значимость. К ним проявляли интерес руководители государства. Такие изобретения, как охранная сигнализация, музыкальный инструмент терменвокс, он демонстрировал в Кремле. На музыкальном инструменте Л. Термен исполнял В. И. Ленину произведения композитора Сен-Санса. Беседуя тогда с изобретателем, вождь пролетариата поинтересовался, является ли Термен членом большевистской партии. Услышав отрицательный ответ, рекомендовал изобретателю непременно вступить в ее ряды.

Лев Сергеевич Термин (1896-1993) фотография

Лев Сергеевич Термин (1896-1993)

К сожалению, изобретения Б. Грабовского и Л. Термина не повлияли сколько-нибудь существенно на ход развития отечественной телевизионной техники. Наступало время коллективных, хорошо организованных и направленных исследований. Создание специальных лабораторий в институтах, которые опирались на мощную техническую базу, ослабляло интерес к изобретателям-одиночкам.

Механическое (малострочное) телевидение

В 1928-1933 гг. произошел бум механического (малострочного) телевидения. Передачи механического телевидения велись на средних и длинных волнах, их можно было принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю территорию СССР. Началась эпоха телевидения, которое с 1930-х гг. постепенно осознавало свою важнейшую роль как средства массовой информации и пропаганды.

1 октября 1931 г. начались регулярные опытные передачи механического телевидения из Москвы в диапазоне средних волн. Эта дата считается у нас официальной датой начала отечественного телевизионного вещания. Передачи проводились два раза в неделю по 30-40 минут в определенные дни. О демонстрации передач сообщалось в газетах и по радио. Они принимались во многих городах, в том числе в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Томске. Сначала изображение передавалось без звука. Со звуком передачи начали регулярно выходить только в 1934 г. Для того чтобы они имели звуковое сопровождение, должны были работать два радиопередатчика: один для сигналов телевизионного изображения, другой для сигналов звуковой трансляции. Такая система в опытном порядке была впервые реализована в 1932 г. Качество первых передач было низким: разложение изображения 30 строк, размер экрана телевизора со спичечный коробок. Можно было только при некотором энтузиазме узнать лица знакомых и отличить мужское лицо от женского. Тоже было и в других странах. Тем не менее, получение и такого изображения казалось тогда большим достижением. Интерес к телевидению усиливался возможностью дальнего приема и простотой телевизионной приставки к радиоприемнику.

Серийный выпуск малогабаритных телевизоров Б-2, представлявших собой радиоприемник с телевизионной приставкой, был начат только в 1936г. на заводе им. Козицкого. Размер изображения на экране этого телевизора был таков, что практически смотреть передачи по телевизору мог только один человек.

Телевизор Б-2 фотография

Телевизор Б-2

В 1932-1933 гг. через радиостанции Ленинграда, Одессы, Томска, Киева, Новосибирска ведутся регулярные передачи телевидения с механической системой развертки изображения.

15 ноября 1934 г. в Москве состоялась первая передача малострочного телевидения со звуком (уже не экспериментального, а практического). Передача из студии велась с использованием телепередатчика (ТВ-камеры) «прямого видения», разработчиком которой был Вячеслав Иванович Архангельский. Событие было настолько значимым, что в 1939 г. оно будет отмечено специальной программой Московского телецентра как 5-летний юбилей регулярных передач. Длилась первая передача 25 минут и представляла собой эстрадный концерт – гостем телевидения в студии на Никольской был знаменитый артист Иван Москвин, который прочитал рассказ А. Чехова «Злоумышленник». Оказавшись тогда впервые в телевизионной студии, он воскликнул: «Боже, неужели будет не только слышно, но и видно?!». Вместе с И. Москвиным в передаче участвовали певица и балетная пара (к сожалению, их имена не сохранились). Поначалу программы так и составлялись: эстрада, фрагмент спектакля. Потом в программу стали включаться выступления наркомов, передовиков производства, знаменитых летчиков, писателей.

В 1935 г. начато проектирование Московского телецентра, его решено было оснастить оборудованием закупленным в Америке, что стало возможным благодаря договору, который был подписан во время пребывания Зворыкина в России. В 1938 г. Московский телецентр принят в эксплуатацию. С 31 декабря начались первые пробные передачи электронного телевидения. Ввод его в эксплуатацию не только позволил начать работы по распространению электронного телевидения на обширной территории страны‚ но и поставил вопрос о целесообразности дальнейшего использования системы оптико-механического телевидения.

Московский телецентр фотография

Московский телецентр

К этому времени механическое телевещание прекратили уже многие страны. В этой ситуации руководством нашей страны было принято решение: продолжать малострочное механическое телевидение и одновременно развертывать многострочное электронное ТВ. В результате механическое телевещание в СССР существовало примерно 10 лет (в Москве – до 1941 г.).

Конец четвертой части, продолжение по ссылке.

Автор: Костоусов Владимир Порфирьевич, «Телевидение в лицах, цифрах и событиях».

Опубликовано:21.05.2018
Теги:
1 014

Похожие новости